12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Оксана Владимировна208
Педагог - психолог МАДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад 91" Строитель" г. Улан-Удэ, стаж 15 лет
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
Материал размещён в группе «Дошкольники»
2

Из опыта работы педагога-психолога Службы «Семья-03»


Сегодня у родителей с любым образованием много вопросов о том, как воспитывать ребёнка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.

     Сложности родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих  дошкольные образовательные учреждения, в нашем детском саду создана Служба «Семья-03».

Служба «Семья-03» является современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями, где семья получает методическую и практическую помощь в воспитании, развитии и обучении детей раннего и дошкольного возраста.

Консультирование родителей по поводу проблем развития их детей сегодня является наиболее востребованной областью практической психологии.

Я, как педагог-психолог, оказываю консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; оказываю родителям (законным представителям) помощь в решении задач психологической готовности детей к обучению в школе.

          Обратившись за помощью ко мне в Центр психологического консультирования «Смайлик», родители получают квалифицированную помощь по различным вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребенка.

Мы заметили, что у большинства родителей возникают следующие проблемы:

-  готовность дошкольников к школьному обучению - 21%;

-  адаптация детей раннего возраста к ДОО - 21%;

-  поведенческие реакции - 20%;

-  вредные привычки - 20%;

-  взаимоотношения  со сверстниками – 19%

Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ главными воспитателями ребенка являются родители. Именно родители оказывают самое большое влияние на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста. Воспитание начинается в семье.

К сожалению, как показывает практика, сегодня наблюдается недостаточно эффективное использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Педагогические знания родителей отрывочны, нет чётких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребёнка. Родители не умеют анализировать свои методы воспитания.

Возникает необходимость разъяснять родителям огромную значимость, самоценности и уникальности периода дошкольного детства. Родители должны понимать, для чего они привели в этот мир ребенка.


Секреты успешного консультирования родителей

 Во многих случаях природа отклоняющегося поведения детей связана с семейной ситуацией. Поэтому я хочу обратить внимание консультантов на следующий момент. При консультировании семьи в центре внимания находится внутрисемейное взаимодействие, а не личная проблема ребенка! Для того чтобы облегчить общение и взаимопонимание в процессе консультирования, целесообразно реагировать на конкретные условия или обстоятельства, на чувства или выражаемые отношения, отражающиеся в рассказах о ситуациях или событиях. 

Невербальное поведение родителей может дать ключ к пониманию их поведения и взаимоотношений с ребёнком в целом – то есть полезную информацию для процесса консультирования.  Я обращаю особое внимание на те факторы семейной жизни, которые могли повлиять на возникновение проблем у ребёнка: нарушения коммуникации и взаимодействии внутри семьи (затруднения взаимопонимания между её членами, трудности в принятии общего решения, невозможность заставить других прислушиваться к себе и т.п.), нарушенные эмоциональные связи.

Исходной точкой консультирования является настоящий момент. Это позволяет мне выделить и сразу обсудить нереалистичные ожидания родителя, выражающиеся, например, в запросах типа: «Хотим, чтобы наш ребёнок всегда слушался» и т.п. Предъявление таких нереалистичных ожиданий часто скрывает за собой бессознательный страх перед неспособностью справиться с собственными эмоциями при неизбежных разногласиях.

Говоря о нереалистичных ожиданиях родителей, можно выделить типы неадекватных запросов. Такие запросы содержат в себе предельное обобщение, установку на избегание проблемы вместо решения, невротическое стремление к идеализированному совершенству (перфекционизм), а также манипулятивные запросы об управлении чьим-то поведением. Обязательно задаю вопрос: «Когда перед Вашим ребёнком впервые возникла данная проблема?» Если родитель говорит, что она «была всегда», то возможно, что в прошлом она не рассматривалась как препятствие, а некие существенные изменения в жизни повлекли её переоценку.

В процессе непринужденной беседы я стараюсь увидеть причины возникших семейных проблем, которые могут быть скрыты от сознания родителя, а также о возможных путях выхода из сложившейся ситуации.

Главной моей задачей, как специалиста-консультанта, остается  донести до родителей необходимость демонстрировать ребенку свою безусловную любовь, т. е. любовь ни за что-то или при определенных условиях, а несмотря ни на что и ни на какие условия. Главное — чтобы их ребенок стремился стать лучше.

           Так, родителей детей с защитной агрессивностью убеждаю полностью исключить физические наказания, которые служат ребенку образцом для подражания. Рекомендую исключить просмотр различного рода «ужастиков» или соответствующие компьютерные игры, в которых ребёнок может отождествлять себя с агрессивным героем. Советую им чаще прибегать к телесному общению с ребенком, например, перед сном, поглаживать тело ребенка: головку, ручки, ножки. Предлагаю обоюдный игровой массаж («рельсы-рельсы…», «испечём пирог»).

С родителями, дети которых испытывают страхи, говорю о необходимости соблюдения режима дня ребёнка, акцентируя внимание на недопустимости его перевозбуждения перед сном. Также советую ограничить просмотр боевиков и страшных мультфильмов, заменив их сказками с благополучным концом. Акцентирую внимание родителей на недопустимости обсуждения опасных ситуаций в присутствии ребенка. Если ребенок рассказал им о страшном сне, советуем предложить ребёнку нарисовать его.

Родители должны знать: нельзя стыдить ребёнка за его страхи.

Страхи - это этап, через который проходит любой человек, пройдет время, а вместе с ними и страхи. Причиной деструктивной агрессивности является гиперопека или сверхконтроль воспитывающих взрослых. В подобных ситуациях главное - предоставление ребенку самостоятельности. Важно, чтобы ребенок ещё имел определенные обязанности, например, убирать постель, поливать цветок.

Довожу до родителей мысль, что никто от них не требует совершенства, все имеют право на ошибки.  Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в семье. Полное осознание родителями своей ответственности как родителя и первого воспитателя помогает решать семейные проблемы и растить своих детей физически и психически здоровыми. Дети, находя родительскую опору и понимание, легче проходят кризисные моменты своей жизни. 


Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.