СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кущенко Николай Алексеевич20
Россия, Кемеровская обл., Ленинск-Кузнецкий р-н

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках ОБЖ.

Учитель Кущенко Николай Алексеевич

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, коренным образом влияют на задачи школы. Приоритет ученика, демократизация образования во многом по-новому заставляют взглянуть на проблему развития и поддержки одаренности школьников. Ведь одаренность – это не только данные природой качества и способности, это, прежде всего, целенаправленная работа по развитию природного дара. Школьная среда призвана не подавлять этот дар, а помогать ему раскрыться.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении этих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей; 

·        развитие творческих способностей на уроках;

·   развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задачи, практические занятия.

На всех этапах урока ОБЖ я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания (тесты, карточки), ответы на которые можно дать, вспомнив материалы других предметов. Даются дополнительные задания на уроках. Систематически я провожу уроки с практической направленностью.

На уроках ОБЖ я стараюсь показать учащимся, что знание предмета необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по ОБЖ.

Учащиеся с удовольствием участвуют в районных соревнованиях: «Зарница», конкурсы по стрельбе, сборке и разборке автомата.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного , районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: ищу олимпиадные задания, решаю их сама, потом совместно с учащимися проверяем.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, общение через интернет в сообществах.

Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется.

Наличие проблем глобальной безопасности и национальных проблем, изменившихся в новых условиях, вызывает необходимость корректировки общего образования по ОБЖ, поиска и применения новых педагогических технологий, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

К таким формам можно отнести и Всероссийскую олимпиаду школьников, в номинации которой с 2008 года вошла и олимпиада по ОБЖ.

Олимпиада по ОБЖ позволяет решать не только просветительские, воспитательные, но и обучающие задачи, формирует у участников навыки самостоятельной познавательной деятельности.

Олимпиада по ОБЖ играет важную роль в формировании как технологической культуры школьников, так и культуры их личной безопасности.

Школьники учатся собирать и анализировать информацию, самостоятельно исследовать проблемные ситуации, формулировать проблемы, закреплять навыки самостоятельной познавательной деятельности.

Междисциплинарный, комплексный характер содержания образования по ОБЖ помогает учащимся на практике осуществлять межпредметные связи, формируя научное, системное мировоззрение. На олимпиаде школьники соревнуются в эрудированности, осведомленности в различных отраслях науки, связанных с вопросами личной, общественной и государственной безопасности.

В предметных олимпиадах и конкурсах участвуют дети, показывающие особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности. Это традиционная форма работы с одаренными детьми. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии его интеллектуально-творческого потенциала. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Поэтому основная идея, которой должны придерживаться устроители олимпиад школьников любого уровня - от школьного до всероссийского и которая должна отличать любое мероприятие с участием детей, заключается в том, что в первую очередь олимпиады должны обучать и воспитывать, а уж потом - выявлять лучших.

Предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач:

1. Развитие творческого и познавательного потенциала одаренного ребенка, его коммуникативных способностей.

2. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

3. Актуализация знаний по предмету «ОБЖ», расширение кругозора.

4. Расширение кругозора, формирование личностных качеств, таких как инициативность, ответственность, настойчивость в достижении цели.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. При подготовке к олимпиаде необходимо руководствоваться теми требованиями, которые определены федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ, а также методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «ОБЖ».

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

 Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

-имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

-дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

-дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;

-дети с высокими творческими (художественными) способностями;

-дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

-учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Формы работы с одаренными детьми.

1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.

2.Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.

3.Индивидуальные занятия с одаренными учащимися (консультации по необходимости)

4.Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам

5.Конкурсы, спортивные, военно-спортивные соревнования.

6.Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Система подготовки участников олимпиады по ОБЖ:

-базовая школьная подготовка по предмету;

-подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки);

-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, тестов, поиск информации в Интернете и т.д.);

-целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады по ОБЖ (такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Работа учителя должна обеспечивать плановость, систематичность процесса обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Использование Интернета для подготовки к занятиям с одаренными детьми по ОБЖ

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

http: // www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

http: // www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства

образования и науки РФ;

http: // www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

http: // www.edu.km.ru – Образовательные проекты;

http: // www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

http: // www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

http: // www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

http: // www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

http: // www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

http: // www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

В рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников работа с одаренными детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности» организована в нескольких направлениях:

-Создание материальной базы

-Индивидуальная и групповая работа с одаренными детьми.

На базе школы по работе с одаренными детьми в области «Основ безопасности жизнедеятельности» создана неплохая база для подготовки и проведения теоретического тура, а для практического тура материальная база практически отсутствует, что затрудняет подготовку учащихся к олимпиадам. Не смотря на это, в течение нескольких лет ученики нашей школы становились победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по «Основам безопасности жизнедеятельности».

Показатели эффективности работы с одаренными детьми.

1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3.Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4.Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Результаты за 2018-2019 уч. год

Муниципальная Олимпиада по ОБЖ:

Победитель:

Егор А. -10 класс

Алексей П.-9 класс

Призер:

Марат А.-11 класс

Областная Олимпиада по ОБЖ

Призер: Денис С. -11 класс

Учащиеся МБОУ «Чусовитинской СОШ» 4-11 классы принимали участие 11 октября 2018 в в муниципальном мероприятие, соревнованиях «Тур.слет,. Старшая команда состоявшая из 6 человек и младшая состоявшая из 6 человек.

Результаты личные и наших команд

Общекомандный результат;

1 место Старшая команда

3 место Младшая команда

Ориентирование на местности;

1 место Марат А.,11 класс

1 место Анастасия В.,11 класс

2 место Дмитрий И., 9 класс

2 место Алексей П.,9 класс

2 место Ульяна К.,7 класс

2 место Виктория Ж.,8 класс

3 место Егор А.,10 класс

3 место Алина М.,11 класс


 

Личное первенство на дистанции

3 место Егор А.,10 класс

 

Краеведение

3 место Марат А.,11 класс

3 место Егор А.,10 класс

Учащиеся МБОУ «Чусовитинской СОШ» принимали участие 14 декабря 2018 в в муниципальном мероприятие, соревнованиях «Тур.слет,. Старшая команда состоявшая из 6 человек и младшая состоявшая из 6 человек

Результаты личные и команды;

Общекомандный результат;

1 место Старшая команда.

Ориентирование на местности;

2 место Марат А.,11 класс

1 место Анастасия В.,11 класс

3 место Алексей П.,9 класс

2 место Виктория Ж.,8 класс

1 место Егор А.,10 класс

2 место Алина М.,11 класс

Учащиеся МБОУ «Чусовитинской СОШ» 4-11 классы принимали участие 19 мая 2018г в в муниципальном мероприятие, в военно-спортивных соревнованиях «Во Славу Отечества»

Результаты личные и команды;

Общекомандное

2 место

Строевая подготовка,

1 место

Перетягивание каната

1 место

Граната на дальность

1 место- Иван П. -10 класс

1 место- Олеся З. 10 класс

Разборка АК

2 место Алина М -10 класс

2 место- Иван П.-10 класс

Марш бросок

2 место

Отжимание и сгибание туловища

2 место- Олеся З.-10 класс

Снаряжение магазина патронами

2 место Алина М.-10 класс

2 место- Иван П.-10 класс

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.