Выступление «Рекомендации по выявлению детей, подвергающихся жестокому обращению. Из опыта работы»

1
0
Материал опубликован 9 October 2017 в группе

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.

Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как

а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;

б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот

в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.

Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:

противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;

эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;

негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;

алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.

Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей, и на который мы опираемся является "Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 "Инструкции…" представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.

Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят а) педагоги учреждения образования, б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), в) инспектор по делам несовершеннолетних, г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по форме, приведенной в приложении 2 "Инструкции…" и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 "Инструкции…", возможно также составление плана работы с родителями, форма которого приведена в приложении 3.

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;

лишения прав на ребенка;

помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

В данном направлении МОУ СОШ №2 работает по предлагаемому Вашему вниманию плану.

План работы

по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи

и профилактике жестокого обращения с детьми.

Дата

мероприятие

ответственный

1

До 28.09.10.

Диагностика вновь зачисленных учащихся.

Проведение работы с классными руководителями по составлению социального паспорта школы. Оказание методической помощи классным руководителям при составлении социального паспорта класса.

Соц. педагог,

кл. руководители

 

Сентябрь

Обследование семей учащихся, составление актов обследования.

кл. руководители

 

сентябрь

Составление социальных паспортов класса

кл. руководители

 

сентябрь

Составление социального паспорта школы

Соц.педагог

 

сентябрь

Выступление на общешкольном родительском собрании «Воспитание без наказания»

Соц.педагог

 

сентябрь

Лекция для педагогов «Жестокое обращение с ребенком».

 

 

В течение года

Контроль за посещением учащихся

Соц.педагог

ЗДУВР

 

В течение года

Наблюдение за внешним видом и поведением учащихся

Кл.рук-ли

Психолог

Соц.педагог

Мед.работник

 

В течение года

Консультации родителям и педагогам

Соц.педагог

психолог

 

Еженедельно.

Собеседование, консультирование учащихся, состоящих на различных видах учёта.

Соц. педагог.

 

В течение года

Оказание эмоциональной помощи учащимся. Беседы, консультации

психолог

 

В течение года

Диагностика учащихся на выявление тревожности и т.д.

психолог

 

пятница

Коррекционные занятия по проблемам адаптации учащихся

психолог

 

1 раз в меся

Совет профилактики

Соц.педагог

Инспектор ОДН

 

В течение года

Регулярно проводить индивидуальную работу с учащимися, состоящими на учете в ОДН, внутришкольном учёте.

Соц. педагог

 

В течение года по мере необходимости

Классные часы и беседы с ребятами по темам:

« Международное законодательство о правах ребёнка»;

« Гражданство и гражданин »

« Виды наркотической зависимости»

« Жизнь без вредных привычек »

Кл. руководители

 

В течение года по мере необходимости

Приглашать узких специалистов (нарколога, медицинских работников, инспектора ОДН) для работы с детьми и их родителей.

Соц. педагог

 

1 раз в месяц

Рейды в неблагополучные семьи, совместно с классными руководителями и с инспектором ОДН. Социальному педагогу составить акт посещения.

Соц. педагог, кл. руководители

Инспектор ОДН

 

В течении года

Участие в городских акциях по профилактике.

ЗДВР

Соц.педагог

 

В течении года

Уроки «Предупреждение противоправных действий окружающих»

Преподаватель ОБЖ

 

В течении года

Информация о телефонах доверия.

ЗДВР

Соц.педагог

 

апрель

Акция «Я выбираю жизнь»

ЗДВР

психолог

Основная работа по выявлению детей, подвергающихся жестокому обращению, ложится на социального педагога, психолога и классных руководителей.

В МОУ СОШ №2 случаев жестокого обращения выявлено не было, но большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики. Для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог тесно сотрудничает с различными структурами. В их число входят представители ОДН, КДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, УСПН. Проводятся совместные рейды в неблагополучные семьи.

Прежде всего, в сентябре классные руководители совместно с членами родительского комитета обследуют жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей каждого класса, чтобы выявить те, в которых детям не обеспечены необходимые условия воспитания и составляют социальные паспорта класса.

Социальный педагог составляет социальный паспорт школы на новый учебный год. Если же получены сведения о несоответствующих условиях, то для получения более полной информации социальный педагог обследует данную семью повторно, направляет запрос в ОДН и УСПН о наличии в банке данных на этих лиц за возможные нарушения (привлечение к административной ответственности, наличие судимости и т.д.).

Далее, взаимодействуя с сотрудниками КДН, ОДН, УСПН, Опекой данная семья ставится на учет. Социальный педагог приглашает работников силовых структур для проведения профилактических бесед с педагогами, законными представителями учеников и самими несовершеннолетними.

Кроме того, поскольку на заседаниях КДН рассматриваются факты уклонения граждан от выполнения родительских обязанностей, совершения ими противоправных действий в отношении ребенка, то социальный педагог участвует в подобных заседаниях, чтобы иметь возможность дать соответствующие рекомендации и заключения.

В сентябре организована лекция для педагогов «Жестокое обращение с ребенком», где учителей ознакомили с "Инструкцией о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите".

Проведено общешкольное родительское собрание « Воспитание без наказания».

Однако, тяжелее, чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны педагогов (учителей, воспитателей) в школе. При выявлении подобных фактов и для предотвращения необратимых последствий социальный педагог должен проводить определенную работу со всеми субъектами процесса: с родителями, с учащимися – жертвами насилия, и с педагогами, которые к этому причастны.

Так, родителям на родительских собраниях советуют с пониманием отнестись к сыну или дочери при обнаружении у них явного нежелания идти в школу, сопровождаемого страхом и даже ужасом перед этим учебным заведением. В противном случае у ребенка возникнет чувство беспомощности, незащищенности и отторжения. Очень важно не терять с детьми психологического контакта, не оставлять маленького человека один на один с “взрослыми” школьными проблемами. Ребенку следует постоянно давать понять, что есть место – семья, дом – где его любят, всегда примут и поймут. И что школа, в том числе работающие там люди, не идеальны и тоже могут совершать ошибки. Вместе с тем оставлять без последствий подобные действия педагогов (равно как и давление со стороны одноклассников) нельзя. Однако прежде чем обращаться к представителям органов власти, родителям необходимо прояснить ситуацию в беседе с тем же самым социальным педагогом, классным руководителем, другими учителями, друзьями школьника и администрацией школы. Постоянный контакт законных представителей учеников с социальным педагогом как ответственным за защиту прав ребенка, со всем педагогическим коллективом, налаженное взаимопонимание, как правило, исключает любые формы давления на ребенка. И это обязательно доносится до сведения родителей.

В течении всего учебного года педагоги наблюдают за детьми. Организован контроль за посещением учащихся. Социальный педагог и психолог проводят индивидуальные консультации родителям и педагогам, проводят собеседования с учащимися.

В задачи психолога входит диагностика учащихся на выявление тревожности, оказание эмоциональной помощи. По пятницам для учащихся начальной школы организованы коррекционные занятия по проблемам адаптации.

Один раз в месяц собирается Совет профилактики школы.

С учащимися школы на уроках ОБЖ и классных часах проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д.

В течение года проводятся классные часы по темам:

« Международное законодательство о правах ребёнка»;

« Гражданство и гражданин »

« Виды наркотической зависимости»

« Жизнь без вредных привычек »

«Влияние нецензурных выражений на человека»

Учащиеся школы принимают активное участие в городских профилактических акциях, таких как «Формула жизни», «За жизнь без наркотиков», «Я выбираю здоровье» и т.д.

В дневниках каждого ребенка вклеен номер «телефона доверия».

В апреле запланирована большая акция «Я выбираю жизнь»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.