Выступление «Рекомендации по выявлению детей, подвергающихся жестокому обращению. Из опыта работы»
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.
Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.
Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как
а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;
б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот
в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.
Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:
противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.
Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей, и на который мы опираемся является "Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 "Инструкции…" представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.
Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят а) педагоги учреждения образования, б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), в) инспектор по делам несовершеннолетних, г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по форме, приведенной в приложении 2 "Инструкции…" и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 "Инструкции…", возможно также составление плана работы с родителями, форма которого приведена в приложении 3.
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:
привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;
лишения прав на ребенка;
помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.
В данном направлении МОУ СОШ №2 работает по предлагаемому Вашему вниманию плану.
План работы
по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи
и профилактике жестокого обращения с детьми.
№ |
Дата |
мероприятие |
ответственный |
1 |
До 28.09.10. |
Диагностика вновь зачисленных учащихся. Проведение работы с классными руководителями по составлению социального паспорта школы. Оказание методической помощи классным руководителям при составлении социального паспорта класса. |
Соц. педагог, кл. руководители |
|
Сентябрь |
Обследование семей учащихся, составление актов обследования. |
кл. руководители |
|
сентябрь |
Составление социальных паспортов класса |
кл. руководители |
|
сентябрь |
Составление социального паспорта школы |
Соц.педагог |
|
сентябрь |
Выступление на общешкольном родительском собрании «Воспитание без наказания» |
Соц.педагог |
|
сентябрь |
Лекция для педагогов «Жестокое обращение с ребенком». |
|
|
В течение года |
Контроль за посещением учащихся |
Соц.педагог ЗДУВР |
|
В течение года |
Наблюдение за внешним видом и поведением учащихся |
Кл.рук-ли Психолог Соц.педагог Мед.работник |
|
В течение года |
Консультации родителям и педагогам |
Соц.педагог психолог |
|
Еженедельно. |
Собеседование, консультирование учащихся, состоящих на различных видах учёта. |
Соц. педагог. |
|
В течение года |
Оказание эмоциональной помощи учащимся. Беседы, консультации |
психолог |
|
В течение года |
Диагностика учащихся на выявление тревожности и т.д. |
психолог |
|
пятница |
Коррекционные занятия по проблемам адаптации учащихся |
психолог |
|
1 раз в меся |
Совет профилактики |
Соц.педагог Инспектор ОДН |
|
В течение года |
Регулярно проводить индивидуальную работу с учащимися, состоящими на учете в ОДН, внутришкольном учёте. |
Соц. педагог |
|
В течение года по мере необходимости |
Классные часы и беседы с ребятами по темам: « Международное законодательство о правах ребёнка»; « Гражданство и гражданин » « Виды наркотической зависимости» « Жизнь без вредных привычек » |
Кл. руководители |
|
В течение года по мере необходимости |
Приглашать узких специалистов (нарколога, медицинских работников, инспектора ОДН) для работы с детьми и их родителей. |
Соц. педагог |
|
1 раз в месяц |
Рейды в неблагополучные семьи, совместно с классными руководителями и с инспектором ОДН. Социальному педагогу составить акт посещения. |
Соц. педагог, кл. руководители Инспектор ОДН |
|
В течении года |
Участие в городских акциях по профилактике. |
ЗДВР Соц.педагог |
|
В течении года |
Уроки «Предупреждение противоправных действий окружающих» |
Преподаватель ОБЖ |
|
В течении года |
Информация о телефонах доверия. |
ЗДВР Соц.педагог |
|
апрель |
Акция «Я выбираю жизнь» |
ЗДВР психолог |
Основная работа по выявлению детей, подвергающихся жестокому обращению, ложится на социального педагога, психолога и классных руководителей.
В МОУ СОШ №2 случаев жестокого обращения выявлено не было, но большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики. Для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог тесно сотрудничает с различными структурами. В их число входят представители ОДН, КДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, УСПН. Проводятся совместные рейды в неблагополучные семьи.
Прежде всего, в сентябре классные руководители совместно с членами родительского комитета обследуют жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей каждого класса, чтобы выявить те, в которых детям не обеспечены необходимые условия воспитания и составляют социальные паспорта класса.
Социальный педагог составляет социальный паспорт школы на новый учебный год. Если же получены сведения о несоответствующих условиях, то для получения более полной информации социальный педагог обследует данную семью повторно, направляет запрос в ОДН и УСПН о наличии в банке данных на этих лиц за возможные нарушения (привлечение к административной ответственности, наличие судимости и т.д.).
Далее, взаимодействуя с сотрудниками КДН, ОДН, УСПН, Опекой данная семья ставится на учет. Социальный педагог приглашает работников силовых структур для проведения профилактических бесед с педагогами, законными представителями учеников и самими несовершеннолетними.
Кроме того, поскольку на заседаниях КДН рассматриваются факты уклонения граждан от выполнения родительских обязанностей, совершения ими противоправных действий в отношении ребенка, то социальный педагог участвует в подобных заседаниях, чтобы иметь возможность дать соответствующие рекомендации и заключения.
В сентябре организована лекция для педагогов «Жестокое обращение с ребенком», где учителей ознакомили с "Инструкцией о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите".
Проведено общешкольное родительское собрание « Воспитание без наказания».
Однако, тяжелее, чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны педагогов (учителей, воспитателей) в школе. При выявлении подобных фактов и для предотвращения необратимых последствий социальный педагог должен проводить определенную работу со всеми субъектами процесса: с родителями, с учащимися – жертвами насилия, и с педагогами, которые к этому причастны.
Так, родителям на родительских собраниях советуют с пониманием отнестись к сыну или дочери при обнаружении у них явного нежелания идти в школу, сопровождаемого страхом и даже ужасом перед этим учебным заведением. В противном случае у ребенка возникнет чувство беспомощности, незащищенности и отторжения. Очень важно не терять с детьми психологического контакта, не оставлять маленького человека один на один с “взрослыми” школьными проблемами. Ребенку следует постоянно давать понять, что есть место – семья, дом – где его любят, всегда примут и поймут. И что школа, в том числе работающие там люди, не идеальны и тоже могут совершать ошибки. Вместе с тем оставлять без последствий подобные действия педагогов (равно как и давление со стороны одноклассников) нельзя. Однако прежде чем обращаться к представителям органов власти, родителям необходимо прояснить ситуацию в беседе с тем же самым социальным педагогом, классным руководителем, другими учителями, друзьями школьника и администрацией школы. Постоянный контакт законных представителей учеников с социальным педагогом как ответственным за защиту прав ребенка, со всем педагогическим коллективом, налаженное взаимопонимание, как правило, исключает любые формы давления на ребенка. И это обязательно доносится до сведения родителей.
В течении всего учебного года педагоги наблюдают за детьми. Организован контроль за посещением учащихся. Социальный педагог и психолог проводят индивидуальные консультации родителям и педагогам, проводят собеседования с учащимися.
В задачи психолога входит диагностика учащихся на выявление тревожности, оказание эмоциональной помощи. По пятницам для учащихся начальной школы организованы коррекционные занятия по проблемам адаптации.
Один раз в месяц собирается Совет профилактики школы.
С учащимися школы на уроках ОБЖ и классных часах проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д.
В течение года проводятся классные часы по темам:
« Международное законодательство о правах ребёнка»;
« Гражданство и гражданин »
« Виды наркотической зависимости»
« Жизнь без вредных привычек »
«Влияние нецензурных выражений на человека»
Учащиеся школы принимают активное участие в городских профилактических акциях, таких как «Формула жизни», «За жизнь без наркотиков», «Я выбираю здоровье» и т.д.
В дневниках каждого ребенка вклеен номер «телефона доверия».
В апреле запланирована большая акция «Я выбираю жизнь»