12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Юлия Сергеевна Артёмова18
2

Из опыта работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся средствами предметов социально – гуманитарного цикла.



Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся средствами предметов социально – гуманитарного цикла.

Артемова Юлия Сергеевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Калуги

учитель истории и обществознания


Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений российского образования. Социально-экономический прогресс выявил потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуаций.

Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут в информационном обществе, в век новых открытий и динамичного прогресса. И задача учителя – вовремя выявлять индивидуальные способности детей, поддерживать и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной). Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Обучение способных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса1.

Преподаваемые мною в школе предметы - обществознание, история, право, экономика дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся, раскрытия в учащихся способностей в самых различных областях деятельности. Средствами предметов социально – гуманитарного цикла создаю условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные, проектирую деятельность для создания ситуации успеха, разрабатывая пошаговую программу работы с учащимися.

Таким образом, создание условий для развития и реализации способностей учащихся, определяется высоким уровнем предметных и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений. Как создавать ситуацию успешности на занятиях? Прежде всего, развивать в ученике поисковую активность. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинств ученика, становится основным фактором развития творческой и целеустремленной личности. Как педагог я твердо уверена, что успех порождает успех.

В своей работе по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории, обществознания, права и экономики применяю четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

Ускорение – 1 подход. При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития. В работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Например, для учащихся, которые демонстрируют высокий уровень знаний, на уроках предлагаю задания повышенного уровня сложности, дополнительный материал к традиционным курсам, что способствует развитию мышления, креативности, умению работать самостоятельно, в том числе и при подготовке к олимпиадам. Например, на уроках обществознания предлагаю классу для закрепления изученного материала задания разной степени сложности: «По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их», «Проанализируйте следующую информацию и ответьте на поставленные вопросы. Свою точку зрения обоснуйте», «Заполните пропуск в ряду…», «Преобразуйте предлагаемый текст в схему». Предлагаю прочитать определения известных из курса обществознания понятий по изученной теме, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и обозначить эти понятия. На уроках истории ученики выполняют задания: «О какой личности идет речь?». Учащиеся должны по предложенным признакам или по портрету угадать философа, экономиста или политического деятеля; «Найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их; «Заполни пропуски» - пропущенные в тексте слова необходимо вставить в логическом порядке. Некоторые задания предполагают обобщение, сравнение исторических сведений. Такие задания позволяют развивать логическое мышление и учат выстраивать причинно-следственные связи.

Углубление – 2 подход. Данный подход помогает заинтересовать, увлечь учеников проблемой, темой. Пробудить такой интерес помогает проектная деятельность. В 5 классе к уроку «Мифология Древней Греции» было дано задание - подготовить проект «Мой любимый миф Древней Греции». Ученики иллюстрировали любимые мифы, давали пояснения, почему выбран герой или сюжет. Проектно - исследовательская деятельность включала в себя несколько этапов: 1) изучение мифов Древней Греции (чтение и анализ мифов в изложении Н. Куна); 2) знакомство с пантеоном греческих богов; 3) выявление вымышленного в мифе; 4) определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности. Завершалась такая работа защитой на уроке исследовательского проекта на тему «Мой любимый миф Древней Греции».

В 6 классе в качестве домашнего задания по истории средних веков учащимся было предложено нарисовать, сконструировать замок. На следующем уроке каждый ученик защищал свой проект. Практика показывает, что проектная деятельность способствует углублению знаний учащихся по истории, развитию монологической речи, обогащению словарного запаса, формированию толерантности, высокой мотивации к дальнейшему овладению знаниями по истории, способствует созданию ситуации успеха в учебной деятельности (ученики получают по итогам защиты творческих заданий положительные отметки).

В старших классах осуществляю интегрированную проектную деятельность по обществознанию и географии в рамках межпредметных связей по программам «Глобальные проблемы человечества и пути их решения», «Экономика в географическом пространстве».

Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся успешно осуществляется в старших классах по программам профильного обучения – социально – гуманитарного направления. Во многом этому способствуют элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. Такие занятия проводятся по истории, экономике, праву, обществознанию. Разработаны и апробированы программы элективных курсов для 9 – 11 классов «Основы правовых знаний», «Основы экономических знаний», «Роль личности в истории», «Человек в системе социально – гуманитарных знаний». Для того чтобы способствовать осознанному включению учеников в процесс познавательной деятельности, в начале занятий на элективных курсах учащимся предлагаю запи­сать на карточках свои ожидания в отношении предстоящей работы, отвечая на вопросы: «Какие результаты деятельности на за­нятиях элективного курса будут важны лично для вас?», «Какие проблемы, темы, вопросы вы хотели бы обсудить на занятиях?». Полученные ответы помогли скорректировать планируемые мероприятия и способствовать повышению мотивации, установлению обратной связи. По итогам курсов, провожу с учащимися рефлексию, которая позволяет установить степень личностного роста.

Обогащение – 3 подход. Подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами2. В рамках недели повышения правовой культуры будущих избирателей проходят встречи с председателем территориальной избирательной комиссии города Калуги В.В. Новиковым. На уроках права, посвященных избирательной кампании в Российской Федерации, ученики в формате диалога обсуждают темы формирования органов власти в России, а так же вопросы организации и проведения референдумов на государственном, областном и местном уровнях.

У учащихся благодаря таким урокам появилась возможность углубить и расширить свои знания о становлении института выборов на высшую должность в Российском государстве, требованиях к кандидатам, порядке проведения выборов, сравнить выборные кампании с 1991 по 2012 годы в Российской Федерации. Данные темы актуальны и вызывают много разнообразных вопросов по организации выборных кампаний, проведению агитационных мероприятий, подведению итогов голосования.

В рамках просветительского проекта «Институт выборов в современном мире» с целью выявления и развития способностей учащихся в области права им было предложено поучаствовать в конкурсе эссе на тему проведения своего референдума с описанием актуальности и результатов проведения плебисцита. Таким образом, участие учащихся в мероприятиях недели повышения правовой культуры будущих избирателей способствует успешному овладению гражданскими компетенциями, развитию личностного начала, углублению политико-правовых знаний.

Проблематизация – 4 подход. Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка, способствует активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопро­сов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдель­ными фактами явление, закон. Работая в данном направлении, совместно с учителем литературы провожу интегрированные уроки, предполагающие защиту результатов исследовательских проектов. Практика показывает, что принцип единства требований к формированию общеучебных навыков очень удобен и для ученика, который видит преемственность историко-культурных и литературных процессов, и для учителя, который может проводить метапредметный контроль и организовывать творческие проекты, предполагающие исследование художественных текстов, созданных на исторической основе.

Один из таких уроков «Правда и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (8 класс) - предполагал проверку сформированности у учеников навыков исследовательской и аналитической работы при сопоставлении художественного произведения с историко-литературными материалами и историческими документами для воссоздания картины Отечественной войны 1812 года.

Ученики без особого труда смогли сопоставить конкретные исторические события 1812 года с тем, как отразил их в своем стихотворении М.Ю. Лермонтов, обратив внимание на удивительную точность и правдивость нарисованных поэтом картин и героев. Чтобы усложнить задачу, ученикам было предложено сопоставить разные точки зрения на исход Бородинского сражения, например, писателя Л. Н. Толстого, историков А. А. Васильева и С.Б. Окуня, командующего французской армией Наполеона и др.

На таких интегрированных уроках ученики, во-первых, получают новую роль – роль «исследователей», они открывают для себя новые знания, во-вторых, процесс обучения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. Использованная модель личностно-ориентированного обучения позволила в полной мере реализовать индивидуально-личностный подход, что во многом способствовало развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

В 6 классе был проведен урок – исследование с элементами технологии критического мышления на тему «Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель». В рамках индивидуально – групповой исследовательской деятельности учащимся предстояло опровергнуть или подтвердить гипотезу относительно ряда факторов, способствующих возвышению Москвы на основе анализа историографии вопроса, оценки личности и политики первых московских князей (Даниила, Юрия, Ивана Калиты) по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.

Задачи, поставленные перед учащимися, предполагали проведение серьезной аналитической работы в процессе анализа отечественной историографии (изучены точки зрения Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, Н.И. Костомарова и др.), применение теоретических методов исследования - анализ, синтез, сравнение, классификация, например, для определения причин возвышения Москвы. В рамках оценки личности необходимо было выявить положительные и отрицательные оценки историков относительно политики Ивана Калиты, определить мог ли он в сложившихся обстоятельствах действовать иначе.

Такой урок – исследование направлен на формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, формирование навыков индивидуально – групповой работы, умений защиты исследовательских мини – проектов. Разрешение проблемной ситуации в рамках системного, критического мышления через формирование навыков графического метода организации информации – составление кластера дало возможность ученикам фиксировать главные смысловые единицы информации в виде схемы. Кто – то из учеников смог открыть в себе артистический талант, так как на уроке использовались фрагменты театрализации (ученики выступили в роли Ивана Калиты, Летописца).


















t1589315704aa.jpgt1589315704ab.jpg

Выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у учащихся необходимо осуществлять благодаря активным методам обучения как способам организации учебной деятельности учащихся. Они являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными, безусловно, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству и др.).

Необходимо предусматривать междисциплинарный подход в обучении на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволит стимулировать стремление способных, талантливых детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний.

Педагог должен учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемному обучению, а также способствовать формированию навыков исследовательской работы. Важно учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных им.

Развитию способностей учащихся в сфере социально – гуманитарных знаний будет способствовать обеспечение учителем гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом меняющихся потребностей и специфики индивидуальных способов деятельности. Необходимо поддерживать и развивать самостоятельность в учении; гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации; предусматривать обучение детей умению оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, способствовать формированию у них навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей, результатов творческой деятельности; способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Список использованной литературы:

Авдеева, Н. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова.- М. : Просвещение, 2006.

Рабочая концепция одаренности / Ю. Д. Бабаева и др.; Д. Б. Богоявленская (ответственный редактор); В. Д. Шадриков (научный редактор). – 2-е изд., доп., перераб. – М., 2003.

Чурекова, Т. М. Одаренный ребенок в инновационной школе: проблемы и пути решения/ Т. М.Чурекова, Л. Г. Субботина, Н. М. Рубцова. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2004.

Психология одаренности детей и подростков. - М.,1995.

Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - Спб. 2009.

Одаренные дети./ Под ред. Т.В. Бурменского, В.Н. Слуцкой.-М.: Прогресс, 1991.

Аллай В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности // Педагогический журнал. 2005. №1.

Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

Штерн В.  Умственная одаренность : психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста.: пер. с нем / В. Штерн; под ред. В.А.Лукова. - СПб.: Союз, 1997.



1 Авдеева, Н. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова.- М.: Просвещение, 2006. С. 230


2 Чурекова, Т. М. Одаренный ребенок в инновационной школе: проблемы и пути решения/ Т. М.Чурекова, Л. Г. Субботина, Н. М. Рубцова. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2004. С. 142

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.