Комплекс мер по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей, реализумых в учреждениях дополнительного образования

3
0
Материал опубликован 4 February 2022




Хлуденцова А.С.,

педагог-психолог

НСП «Ресурсный центр по работе с одаренными детьми»

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги



КОМПЛЕКС МЕР ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗУМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Г.КАЛУГИ)



Вопросы организации работы с одаренными детьми и подростками продолжают быть наиболее актуальными для современного общества. Талантливая молодежь является ценным ресурсом для обеспечения будущего целой страны, ведь именно она способна развивать различные области знаний, создавать новые, зачастую уникальные проекты. С каждым днем растет потребность в творческих, нестандартно мыслящих людях, способных формулировать перспективные цели, нестандартно решать поставленные задачи, а также находить новые способы реализации заложенного потенциала. Современная реформа образования в России акцентирует внимание на необходимости развития интеллектуального ресурса, стимулирования деятельности детей, проявляющие способности, на уровень выше, чем сверстники.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Исходя из этого определения, принято полагать, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, незаурядными способностями и достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. При этом признаки одаренности могут иметь как постоянный, так и приходящий (временный) характер. Проявления могут быть как явными, так и представленными в скрытой форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей.

Чаще всего представителями одаренной молодежи являются дети школьного возраста, принимающие участие и становящиеся победителями конкурсов и олимпиад, получатели грантов и именных стипендий. Заключение об одаренности обучающегося в данном случае выносится путем анализа материалов портфолио.

Данный метод зачастую является одним из основных способов определения успешности ученика в рамках выбранного вида деятельности. Анализ материалов портфолио выступает главным критерием оценки в одном из городских конкурсов г.Калуги («Конкурс на соискание премии Городской Управы учащимся МОУ города Калуги, проявляющим способности и таланты»), направленных на поддержку одаренной молодежи. Второй конкурс – «Ученик года» предполагает анализ достижений обучающихся, но также включает в себя дебаты, интеллектуальный марафон и представление творческой работы.

Однако не всегда одаренные дети проявляют активность в классе и стремятся открыто демонстрировать свои умения или навыки. Причинами этого могут быть индивидуально-личностные особенности ребенка, условия воспитания, опыт социального взаимодействия, настроения в учебном коллективе, положительное или отрицательное подкрепление со стороны преподавателя и т.д. В этом случае на помощь могут прийти психологические методики, направленные на диагностику признаков одаренности. Ресурсным центром по работе с одаренными детьми для младших школьников используются следующие методики:

Диагностический тест «Способности школьника». Автор: И.В. Петрушин

Модифицированная методика Дж. Родари (под редакцией Л.Ю. Субботиной)

Стандартизированная методика для определения уровня развития младших школьников Э.Ф. Замбацявичене.

Для детей старшего возраста, составляющих основной контингент Школы одаренных детей, подобраны иные методы диагностики с учетом возрастных особенностей учеников:

1.Диагностика личной креативности, Е. Е. Туник. Методика предназначена для определения основных особенностей творческого человека. Характеристиками, выраженность которых определяется в ходе прохождения тестирования, являются: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Д. Андреевой. Предлагаемый метод д основан на опроснике Ч. Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.

3. Тест структуры интеллекта, разработанный Р. Амтхауэром. Тест состоит из девяти групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование различных составляющих вербального и невербального интеллекта: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.



Подобранные батареи тестов позволяют выявить признаки одаренности школьников, однако подтверждение факта наличия способностей и талантов у детей не является самоцелью деятельности психологов и педагогов. В основе работы Ресурсного центра по работе с одаренными детьми лежит идея о том, что каждый ребенок одарен по-своему в различных областях знаний, и основной задачей педагогического воздействия является предоставление возможности раскрытия природного потенциала, поиска себя, а также создание мотивации для активной познавательно-творческой деятельности.

Основными средствами осуществления этой цели выступают сразу два проекта: Городская гуманитарная школа и Летняя школа одаренных детей (ШОД).

Проект «Гуманитарная школа» реализуется в г. Калуге уже третий год. Основной его идеей является создание максимально благоприятных условий для социализации и самоопределения личности учащегося через всестороннее изучение предметов гуманитарного цикла. Результатом освоения программ, представленных в рамках проекта, является повышение уровня эрудированности обучающихся, получение положительного опыта социализации за счет работы в творческих группах, а также развитие и закрепление навыка выступлений на публике и представления своих научных работ. Школа включает в себя более десятка курсов на выбор: «Логика», «Проектный клуб», «Форсайт и стратегическое планирование», «Навыки 21-го века», «Психология общения», «Психология стресса», «Краеведение», «Английский разговорный клуб», «Культура речи», «Латынь», «Введение в китайский язык», «Анализ литературного произведения», «Прикладная социология», «Медиариторика», «Истоки русского языка», «Мировая художественная культура» и т.д.

Летний ШОД расширяет границы «гуманитарного» спектра и позволяет обучающимся в рамках двухнедельного интенсива погрузиться в работу по четырем направлениям: «Химия и биология», «Математика и физика», «Иностранные языки», «Филология». Преподаватели курсов являются квалифицированные педагоги школ и вузов, кандидаты наук, заслуженные деятели культуры.


Таким образом реализуется ряд задач, способствующих становлению личностных характеристик подростка:

Повышение мотивации к проектно-исследовательской деятельности путем стимуляции интереса к различным областям знания, а также отработки навыков написания и представления проектных работ.

Развитие навыков стратегического планирования и целеполагания путем освоения курса «Форсайт».

Развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся.

Согласование совместной работы с вузами по развитию способностей детей.

Разработка и апробация в учебном процессе приемов развития УУД.

Развитие художественной рефлексии как типа самоанализа, основанного на способности ученика выразить чувства, мысли и эмоции по поводу прочитанного и понятого материала в форме произведения малого объема.


Отдельное место в программе Гуманитарной школы и ШОД отведено психологическому блоку, ведь известно, что личность существует, проявляется и формируется в деятельности и отношениях с другими людьми.

«Психологический блок» представлен тремя доступными к изучению дисциплинами: «Мастерство общения», «Навыки 21-го века» и «Психология стресса».

«Мастерство общения» учит подростков понимать себя и окружающих: чувства, потребности, желания, ценности. Занятия, включенные в программу, призывают учеников заботиться о себе и поддерживать других, строить и сохранять отношения, формулировать и достигать цели, принимать решения и совершать осознанный выбор. Присоединяясь к идее всестороннего развития личности школьника, второй предмет блока – «Навыки 21-го века» ставит во главу угла формирование основных навыков, необходимых для эффективного функционирования и взаимодействия в современном обществе. Главной целью является формирование «гибких навыков» или Soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент, креативное мышление), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде) и управленческими способностями (управление временем, лидерство и т.д.). Освоение этих знаний благотворно влияет на развитие умений, связанных с самопрезентацией и уверенной коммуникацией, грамотным представлением результатов своей работы широкой публике.

Последнему, самому «молодому» курсу «Психология стресса» уделяется особое внимание. В эпоху высоких технологий и нового века, требования к подрастающему поколению становятся выше. Помимо естественных сложностей, возникающих в процессе взросления, ГИА, а потом и ЕГЭ, выбор вуза и будущей профессии являются весомым стрессовым фактором, оказывающим влияние на школьников. При этом важно помнить, что данный возрастной период в отечественной психологии относится к ранней юности и характеризуется набором определенных психологических особенностей. У подростка начинают формироваться профессиональные интересы, растет потребность в труде, понимании и общении, строятся более конкретные планы на жизнь. Возникает потребность в установлении более близких отношений с окружением, но при этом растет и чувствительность к негативному опыту, настоящему или же мнимому. Все эти факторы порождают самые противоречивые эмоции, к которым школьник чаще всего не готов. Отсутствие понимания происходящего и неумение справиться с новыми, терзающими эмоциями, неготовность принять возлагаемую ответственность и невозможность соответствовать предъявляемым требованиям зачастую оказывает травмирующее влияние на личность одаренного ребенка.

Курс «Психология стресса. Негативные эмоции в нашей жизни» призван дать научное объяснение изменениям, происходящим во внутреннем мире человека. Он подробно объясняет происхождение и признаки стресса, дает определение негативным эмоциям, с которым сталкивается каждый из нас. При этом школьникам предлагается освоить навыки, необходимые для профилактики стрессовых состояний – или же снижения негативного действия стресса. Предлагаются способы конструктивного отреагирования негативных эмоций, а также объясняются различия эмоциональных реакций человека в зависимости от его темперамента и иных особенностей личности. Программа курса затрагивает наиболее острые вопросы, сопровождающих процесс взросления современного школьника. Тревожность, «экзаменационный стресс», гнев, растерянность при мысли о будущем, желание построения близких отношений с окружением – и страх отвержения – это то, с чем предстоит столкнуться большинству молодых людей. При этом не каждый из них готов открыть свою душу и поделиться накопившимися тревогами, и не у каждого есть человек, с которым можно обсудить переживания. Данная программа предоставляет материал, который можно характеризовать как «краткая инструкция самопомощи» и призвана сформировать у обучающихся базовые навыки психогигиены и саморегуляции, а также научить подростка строить доверительные отношения с окружением и запрашивать социальную поддержку.

Данные исследования, проведенного с целью диагностики изменений, произошедших с обучающимися в ходе прохождения курса в течение полугода, доказывают эффективность обучающей программы. Исследование проводилось на 30-ти обучающихся Гуманитарной школы, для проверки гипотезы была выбрана методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина. По сравнению с показателями, диагностированными в начале полугодия, более чем в 2 раза уменьшилось количество учеников с высоким уровнем ситуативной тревожности (7 человек вместо 16, 23,33%), возросло количество учеников со средним (17 вместо 9, 57%), незначительный рост также наблюдается среди учеников с низким уровнем тревожности (6 вместо 4, 20%). Показатели личностной тревожности претерпели меньшие изменения, так как для коррекции этого свойства требуется больше времени. По результатам диагностики уменьшилось количество обучающихся с высоким уровнем тревожности (с 11 до 8, 26,67%), на 3 человека увеличилась группа со средними показателями (18, 60%). Число опрошенных с низкими показателями личностной тревожности осталось неизменным.

Также в качестве дополнительного средства диагностики качества усвоения и умения применять на практике предложенный материал, была предложена творческая работа. На написание эссе на тему: «Стресс в моей жизни: пути и способы преодоления» школьникам давалась неделя. Основная идея промежуточного контроля состояла в проверке умения учащихся выделять основные стресс-факторы в своей жизни (по условиям задания требовалось описать не менее трех) и выявлять пути снижения степени воздействия этих факторов и уменьшения негативных последствий перенесенного стресса. Представленные эссе в полной мере отразили наличие этих умений у учеников, а 28 из 30 опрошенных отметили «легкость и уверенность» в процессе принятия решений, касающихся учебной деятельности, написания научных статей и участия в конкурсах мастерства. По каждой работе была проведена индивидуальная консультация, а возможности совладания с наиболее часто встречающими стресс-факторами заложены в основу будущих лекций.

Подводя итог, можно сказать, что современные школьники остро нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны взрослых и грамотном психологическом просвещении в первую очередь для преодоления стрессов, в том числе вызванных непомерно завышенными ожиданиями в отношении их способностей. Практика показывает, что проявление детьми способностей и талантов во многом обусловлено не только «природным даром», но и тем, что с этим «даром» сумели сделать. Расширение знаний о мире, в том числе о душевной организации человека, внутренних механизмах и изменениях, происходящих на протяжении всей нашей жизни, помогает подростку лучше ориентироваться в собственных ощущениях и понимать природу явлений, с которыми ему приходится столкнуться, возможно, впервые. Все это снижает степень воздействия стрессовых факторов окружающей среды, развивает самосознание и способствует гармоничному развитию и становлению личности одаренного ребенка.


Литература:

Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования/ / В.И. Панов. – Самара, 2007 – С. 477

Усова, Е. Б. Возрастная психология - //Мн.: Изд-во МИУ, 2009.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации