«Изгони из сердца скуку - мир откроется тебе!» (по сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок»)
7
Тема: «Изгони из сердца скуку - мир откроется тебе!»(по сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок»).
Цели урока:
создавать условия, способствующие активной деятельности сознания ученика;
способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А.П.Платонова;
обогащать эмоциональный опыт детей;
организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера;
развивать речь, умение работать с книгой.
Формирование УУД:
Личностные:
способствовать возникновению эмоционального отношения учащихся к героям и их поступкам;
продолжить формирование ценностно-смысловой ориентации: способствовать ценить мир природы и человеческих отношений.
Регулятивные:
организовать работу в малых группах;
развивать адекватное восприятие высказываний и оценок учителя, сверстников.
Познавательные:
расширять и активировать словарный запас учащихся;
развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения;
учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: урок-размышление.
Оборудование урока:
портрет А. П. Платонова;
иллюстрации к произведению А. П. Платонова “Неизвестный цветок”;
дидактический материал, таблица;
цветы.
Эпиграф к уроку
А тебе не надоело
ничего не видеть рядом,
быть слепым и равнодушным
к человеческой судьбе!
Изгони из сердца скуку,
ничего не жди от мира,
и тотчас безмерно щедрым
мир откроется тебе!
А. Рудаки
Ход урока
Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Поэтому я хочу, чтобы вы думали, размышляли, не боялись высказывать свое мнение – были моими помощниками. Ведь каждый урок – это открытие, открытие чего-то нового.
-Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Словарик настроений вам поможет)
-Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души. Что такое душа? (внутренние чувства человека)
-Я сегодня волнуюсь, потому что хочу предложить вам поговорить по душам.
-Что значит "разговор по душам”? (будем говорить о самом сокровенном, раскрывать свои внутренние чувства).
- Давайте обратимся к эпиграфу урока.
II. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
– Как вы думаете, о чем говорит поэт? (Конечно, ребята, видеть мир вокруг себя, делать маленькие открытия, не быть равнодушным к людям, к тому, что нас окружает). Тема так и звучит: «Изгони из сердца скуку – мир откроется тебе!» (по сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок»). Запишем в тетради.
Этап создания проблемной ситуации.
- Вы, наверное, согласитесь со мной, ребята, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Что увидели интересного сегодня?
-Оказывается, каждый, если очень постарается, может открыть свою тайну в мире, которому и нужны твое внимание, твое сострадание, твоя защита. Тайна нашего урока сокрыта в сказке А. П. Платонова “Неизвестный цветок”.
3) Целеполагание.
– Что нам нужно знать и уметь, чтобы разгадать эту тайну? (Конечно, нужно знать произведение, делиться своими впечатлениями, уметь делать выводы, открывать для себя мир).
4)Знакомство с творчеством писателя.
- Что вы знаете о таком писателе, как Андрей Платонович Платонов? Что такое псевдоним?
5) Из истории создания сказки.
На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Сказка-быль была написана в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей чрезвычайно одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть больше пятидесяти. Он был безнадёжно болен. Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.
Дома вы прочитали сказку-быль Платонова «Неизвестный цветок».
6) Работа по содержанию сказки.
А) Жанр и название. А теперь обратимся к жанру этого произведения – сказка-быль. Так его обозначил сам автор.
-Вспомните признаки сказки. Что в этом произведении от сказки? ( Сказочное начало: «Жил на свете маленький цветок». История о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок умел разговаривать. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость).
- Что такое быль? Что в этом произведении от были? ( - От были в нём то, что это могло иметь место в реальной жизни. Повествование о Даше и детях – это быль).
-Почему автор объединил несовместимые жанры? (чтобы читатель мог лучше прочувствовать мысли цветка, его душу).
- А теперь обратимся к названию произведения. «Неизвестный цветок». Почему автор ток назвал своё произведение? О чём говорит это название? ( Это значит то, что о нём никому ничего не известно. От него нет никакой вести. Корень слова неизвестный -вест-).
Б) Восприятие текста.
-Работаем в группах по 3-4 человека. Дома вы разделили текст на четыре части. Теперь озаглавьте каждую часть. (1 минута)
История жизни цветка до знакомства с Дашей
Разговор с девочкой
Новая жизнь пустыря
Год спустя
Поработаем над первой частью:
-Обратим внимание на главного героя. Кто он? Как жилось цветку на пустыре? ( Да, он действительно: скучал; ему было трудно; он страдал).
Найдите в тексте слова и предложения (одно, два), подтверждающие ваши ответы, заполните таблицу, работаем в парах по два человека, по рядам (1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – второй столбик, 3 ряд – третий столбик), сделать вывод.
Цветок скучал | Цветку было трудно | Цветок страдал |
Не хотел жить печально; Когда ему было совсем горестно, он дремал | Всю ночь сторожил росу по каплям; сторожил днем ветер, а ночью росу; трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть | Нуждался в жизни; превозмогал терпением свою боль; мучение обозначалось в листах разными цветами |
Выводы | ||
Цветок не просто скучал – ему было… | Цветку не просто было трудно – жизнь была… | Цветок не только страдал – у него хватало мужества… |
- Цветок страдал, скучал, трудился, но что же было главное для него? Но самое главное для него было – жить. Вот какое важное открытие мы с вами сделали. Важнее всего – жизнь. Давайте запишем на листе наше первое открытие.
- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. («В середине лета цветок… и уносил его запах с собой» - 7 абзац.
-В чем убеждает нас автор? ( Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.). Это наше второе открытие.
- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? ( Настоящим цветком. Автор сравнивает цветок со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.)
-Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка? (Светился.)
- Считает ли цветок себя звездой? ( Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а сейчас мы прочитаем второй эпизод, встреча цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.
- Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки? ( Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)
- У любого цветка есть стебель, венчик, листья, цветок растет, ловит лучи солнца, многие борются за существование. Чем цветок из сказки не похож на все остальные цветы? (он был живой, наделён чувствами, волей, как человек, он умел говорить).
-Как называется изобразительно-выразительное средство, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ? Назовите вид тропа?
-Какие виды тропов вам встретились в первой части? Для чего их использует автор?
– Какие чувства вызывают эти слова? (К тем, кто страдает, относиться нужно добрее, внимательнее, бережнее. Вы открыли ещё одну тайну – быть милосердными!). Запишем.
- Кому поведал о своей жизни цветок? Почему именно Даше? (Она внимательна, смогла увидеть, ощутить его голос-благоухание). Тайна открывается внимательным людям. Быть внимательным к миру – это ещё одно наше открытие.
-Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? ( Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)
-Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? ( Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)
-Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, сострадания минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь, так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несёт свет своей души людям.
-Какое открытие вы сейчас сделали? (очень важно нести добро людям). Это ёще одно наше открытие. Побудем и мы в роли цветка, подарим друг другу минуты радости (улыбки).
- Как земля отблагодарила ребят? (пустырь зарос травами и цветами). Справедливость восторжествовала.
- В чем убеждает Платонов читателя данной сказки-были? (Надо много трудиться, чтобы не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе). Это всё должно идти от души, поэтому слово «душа» мы запишем в самый центр.
III. Итоги урока. Рефлексия.
- Мне очень приятно, что вы смогли сделать важные открытия. Какие это открытия? Я думаю, что каждый из вас сможет увидеть друг друга, открыть окно в мир добра, милосердия, любви. А эти открытия и есть великое чудо. Творите чудеса, открывайте мир!
- Возьмите лепесток. Подводя итог нашему разговору по душам, продолжите фразы (повесить на доску):
Я открыл для себя…
Я сегодня узнал…
Особенно интересно было…
Меня очень удивило…
- Сегодня и я для себя сделала открытие…
-Выставление оценок.
IV. Домашнее задание.
Дописать отрывок о том, как цветок жил до зимы и что он испытывал по отношению к Даше и другим ребятам.
Цветок скучал | Цветку было трудно | Цветок страдал |
| | |
Выводы .Цветок не просто скучал – ему было… | Выводы .Цветку не просто было трудно – жизнь была… | Выводы .Цветок не только страдал – у него хватало мужества… |
Цветок скучал | Цветку было трудно | Цветок страдал |
| | |
Выводы .Цветок не просто скучал – ему было… | Выводы .Цветку не просто было трудно – жизнь была… | Выводы .Цветок не только страдал – у него хватало мужества… |
Цветок скучал | Цветку было трудно | Цветок страдал |
| | |
Выводы .Цветок не просто скучал – ему было… | Выводы .Цветку не просто было трудно – жизнь была… | Выводы .Цветок не только страдал – у него хватало мужества… |
Дописать отрывок о том, как цветок жил до зимы и что он испытывал по отношению к Даше и другим ребятам.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали. А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дописать отрывок о том, как цветок жил до зимы и что он испытывал по отношению к Даше и другим ребятам.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали. А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________