Конспект урока по русскому языку «Изменение имен прилагательных по родам» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 20 May 2017

Тема: Изменение имен прилагательных по родам
Тип: ОНЗ
Цель: познакомить с изменением имен прилагательных по родам
Планируемые результаты:
Предметные:
Знания:
- узнают как изменяются прилагательные по родам;
- узнают, что такое средний, мужской, женский род;
Умения:
- будут учиться изменять имена прилагательные по родам;
Личностные:
- будут учиться ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;
- будут учиться ставить цель на уроке и планировать пути ее достижения;
Метапредметные
Познавательные:
- будут учиться находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строить несложные рассуждения;
- будут учиться осуществлять анализ, сравнение;
Регулятивные:
- будут учиться принимать учебную цель, сформулированную вместе с учителем;
- будут учиться выполнять учебные действия в умственной и речевой форме, планировать свои действия для решения задачи.
Коммуникативные:
- будут учиться строить монологическое высказывание;
- будут учиться участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; будут учиться ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Образовательные ресурсы: презентация, карточки,учебник ( Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. 3 класс. в 2 ч. 2 ч.)

План урока:

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.(1 мин)

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(5мин)

3).Этап выявления места и причины затруднения.(2мин)

4).Этап построения проекта выхода из затруднения.(5мин)

5).Этап реализации построенного проекта.(7мин)

6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(10мин)

7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(7мин)

8).Этап включения в систему знаний и повторения.(5мин)

9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.(5 мин)

Ход урока:

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 мин)
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Викторовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я!
У: Сегодня мы с вами будем исследователями! У исследователей всегда собой есть тетрадь, в которую он записывает свои достижения по маршруту. Так и у вас на столах лежат маршрутные листы. В графе «Исследователь» вы должны записать свое имя и фамилию. По ходу урока вы должны будете помечать свою деятельность на каждом этапе. Вы можете подчеркивать, обводить черточку, но главное – это помечать вашу деятельность.

У: Итак, готовы ли вы к тому, чтобы открывать что-то новое? А хорошее ли настроение у вас для этого? Отлично, начнем нашу исследовательскую работу! И время отметить первый пункт «начало урока», выберете свое участие на данном этапе. На каждое отмечание вам дается меньше минуты.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин)
У: Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске:

Белый, снежная, морозное (таблички)

У: Что общего между ними?

Д: Это имена прилагательные

У: Что вы знаете об именах прилагательных?

Д: Имя прилагательное – это слова, которые обозначает признаки предметов.

Д: Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Д: В предложениях употребляются при именах существительных.

Д: Они образуют словосочетания.

Напоминаю, что вам нужно отметить в маршрутном листе 1 шаг нашей работы.

У: Как эти прилагательные можно разделить на три группы?

Д: В 1 группу записать прилагательные, которые заканчиваются на – ой, во 2 на – ая, в 3 на – ое.

В 1 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какой? Во 2 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какая? В 3 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какое?

В 1 группу – имена прилагательные мужского рода, во 2 группу – имена прилагательные женского рода, в 3 группу – имена прилагательные среднего рода.


 

1 группа

2 группа

3 группа

белый

   
 

снежная

 
   

морозное

     
     

У: Ребята, теперь ваша задача заполнить пропуски в таблице, изменяя слова соответствующим образом для каждой группы.(составлена таблица, детям из предложенных слов на доске, которые расположены рандомно, нужно выбрать соответствующее слово)

1 группа

2 группа

3 группа

белый

белая

белое

снежный

снежная

снежное

морозный

морозная

морозное

     
     

У: А теперь внимательно посмотрите и сравните прилагательные в каждом столбике. Что заметили?

Д: У прилагательных изменяются окончания.

У: Как вы думаете, почему изменяются окончания?

Д: Потому что прилагательное изменяется по родам.

У: Как можно определить род имени прилагательного? Сделайте вывод.

Д: Род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, к которому оно относится.

Теперь отметьте в маршрутном листе 2 шаг нашей работы

III. Выявление места и причины затруднения. (1мин)

У: Исходя из действий, какие мы сейчас с вами выполняли, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Д: Изменение имен прилагательных по родам

У: Совершенно верно, соответственно, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Д: Изменять имена прилагательные по родам.

Время отметить свою деятельность в маршрутном листе на 3 шаге работы.

У: Верно, молодцы! Ребята, а теперь посмотрите внимательно на текст, который я сейчас вам раздам.
Карточки:
Закружились в морозном воздухе снежинки. Поля и холмы покрыл снежная ковер. Но вот ударил сильная мороз. Прячутся от холода жители леса. В лесу под снегом дремлет пушистое заяц. Он уже сменил свою летний шубку на теплый зимнюю. В норе под большим елью лежит маленькое лисица. В дупле на высоком сосне грызёт орехи маленькое белочка. (чтение текста учеником)

У: Как звучит этот текст?

Д: Как-то странно, неправильно.

У: Что не так в этом тексте?

Д: Неправильный род прилагательных

У: Что нужно сделать, чтобы эти прилагательные были правильными?

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Д: Изменить их род.

У: Но для начала давайте прочтем правило на странице 72. И таблицу на странице 73.


 

V. Реализация построенного проекта. (7 мин)
У: Ребята, сейчас мы будем работать следующим образом. Я вызываю к доске одного человека, он выписывает на доску словосочетание из данного текста на карточках, выписывает его правильно т.е. исправляя ошибки. Также, над этими прилагательными напишите правильный род карандашом и выделите окончание. (учитель на доску помещает образец словосочетания «морозный воздух »(мужской род т.к. отвечает на вопрос «какой?» и имеет окончание -ой))
Но для начала напишем число, классная работа (седьмое марта)
Выполнение работы.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(10 мин)
Проверка осуществляется следующим образом:
Отдельно проверяется каждое прилагательное и дети, сидящие в классе, хлопают в ладоши один раз, если верно, а если неверно, то топают один раз.

Самое время отметить участие в этапе 4 в своих маршрутных листах.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(7мин)
У: Теперь обратим внимание на упражнение 126. Читаем задание. Итак, ваша задача сейчас самостоятельно записать эти словосочетания, правильно преобразуя прилагательное в соответствии с родом существительного, при этом выделив окончание. Приступаем к работе (если нехватка времени, то брать только первые два прилаг.)

VII.Включение в систему знаний и повторения. (5 мин)

Осуществляется проверка.

Вызывается ученик с мест, проговаривает как преобразовал прилагательное в словосочетании, почему он так сделал, какой род у этого прилагательного и какое окончание выделил.

Время отметить свою деятельность на уроке во время 5 этапа.

X.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (5 мин)

У: На доске представлены группы слов. Я даю вам несколько минут, чтобы вы подумали и составили утверждения(1) Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов. 2) Прилагательное «красный» - женского рода.3)Прилагательное сладкий – мужского рода. 4) Прилагательное «серое» мужского рода)
Выполнение. Проверка.
У: А какие из этих утверждений ложные?
Д: 2 , 4.
У: А почему?
Д:2 . Прилагательное красный мужского рода т.к. отвечает на вопрос «какой?» и него окончание -ый, соответственно, он не может быть женского рода т.к. прилагательные женского рода отвечают на вопрос «какая?» и окончание имеют -ая или -яя. 4. Серое не является прилагательным мужского рода т.к. имеет окончание -ое и отвечает на вопрос «какое?»
У: А почему же 1 утверждение верное?
Д: Прилагательное обозначает признаки предметов, т.е. существительных т.е. прилагаются к ним.

У: Совершенно верно, ребята!

Отметьте свою деятельность на 6 этапе урока.
У: Теперь поднимите те, у кого на большинстве этапов отмечена буква А. Теперь поднимите те, у кого на большинстве этапов отмечена буква Б, следом поднимите те, у кого больше всего букв В.

Ребята, спасибо большое за урок. Сегодня мы были настоящими исследователями, нам удалось «открыть» новые знания. Вы были целеустремленными, трудолюбивыми, старательными и очень активными. Спасибо!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации