Конспект занятия на тему «Изменение прилагательных по родам» (Русский язык, 2 класс)
окончание
ЦЕЛЬ: -формировать понимание текста.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных, подбирать слова синонимы и антонимы.
Закреплять навыки морфологического состава слов и представления о частях речи.
Уточнять и активизировать словарный запас по теме космос;
Формировать речемыслительную деятельность через развития связной речи в учебной ситуации (ответ, вывод, доказательство, рассуждения и т.д.); Формировать навык свободно и адекватно использовать учебную терминологию
Развивать устойчивость внимания, навыки приёмы самоконтроля, познавательную активность;
Воспитывать мотивацию к учению;
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: раздаточный материал, демонстрационный материал.
Ход:
Организационный момент: : здравствуйте ребята, прежде чем приступим к работе на занятии, откройте тетради и запишите информацию о сегодняшнем дне.
Логопед: внимательно посмотрите на таблицу, сформулируйте задания
Как мы будем выполнять это задание?
а: к каждой цифре я подберу букву и составлю слово.
Логопед: правильно ,приступайте к заданию.
1234567891011121314
есбутомжар у н я
9251061267 (астроном0
1. сообщение темы занятия.
Логопед: кто знает значение слова астроном? хотите узнать , что означает это слово? прочитаем текст и найдём близкое по смыслу слово. (чтение текста. Нахождение в тексте слова – звездочёт. Звездочёт и астроном – близкие по смыслу слова. (слайд) Разбор слова по составу. Значение двух корней.).
2.нахождение близких по смыслу слов. Изменение прилагательных по родам.
Астрономы работают в обсерваториях. Обсерватория –астрономическое здание. Обычно они находятся в горах где воздух чист и прозрачен. Ведь наблюдать за звёздами можно ночью только при ясном небе. С наступлением ночи крыша обсерватории раздвигается и труба телескопа наводится на небо, где в вышине слабо мерцают и зовут неведомые миры.
Задание: подберите слова близкие по смыслу к словосочетанию « ясная ночь» ( светлая, безоблачная, погожая, безветренная).определите часть речи этих слов. Задайте вопрос к этим словам.
Изменить подобранные прилагательные по родам.
Утро ( какое?)
День (какой?)
Какая часть слова изменялась.
Д: в прилагательных менялось окончание.
3.Подбор антонимов. Составление предложений с словами противоположными по смыслу.
Л: а теперь прислушайтесь к этим словам «день-ночь» «север-юг»-что вы можете сказать о этих словах.
Д: они разные по смыслу.
Л: самостоятельно подобрать слова противоположные по смыслу.
Восход-
Холод-
Зима-
Закончите предложение противоположным по смыслу словом или словосочетанием.
Днем светило солнце , а ночью (светила луна)
После тёмной ночи наступает ( светлый день)
После жаркого лета приходит ( холодная зима).
4.Образование сложных слов.
Л: почему бывает зима и лето?
Слайд
За год земля совершает полный оборот вокруг солнца. Солнце освещает землю по-разному. На концах оси находятся северные и южные полюса. если северное полушарие обращено к солнцу то она получает больше тепла и здесь лето. Когда одинаково освещены полушария то наступает весна и осень. В разных полушариях времена года всегда разные.
Полушарие- что обозначает это слово?
Д: половинка шара
Л: правильно, это сложное слово. Оно состоит из двух корней. Образуйте из предложенных слов «сложные»- половинка луны, солнце печёт, ходит по луне, ходит по марсу звездопад
Д: это марсоход, луноход, солнцепёк звездопад.
Л: теперь составте предложение с одним из слов , понаблюдайте как изменилось окончание
Физкультминутка.
Зрительно- моторные координации.
Самые заметные звезды люди соединяли воображаемыми линиями, а потом смотрели на что похож каждый рисунок. (зверя птицу, человека) такие рисунки называются созвездия.- запишите слово выделите в нем корень, какая часть слова стоит перед корнем. Подберите однокоренные слова.(звезда, звёзды,звёздочка)
Л: соедините линиями звезды, расскажите созвездие кого у вас получилось?
Л: вставить пропущенные окончания в глаголы подобрать подходящий глагол к слову звезды. Что делают звёзды?
Д: сверкают
Л что делает луна?
Д сияет
Л: что делает солнце?
Д: светит
Что вы скажете о словах светит, сверкает, сияет.
Д: слова близкие по значению
Вставь подходящие слова в предложение
Днём на небе _______________ солнце. Ночью на небе ___________ луна. Ночью на небе _____________ звезды.
Еще люди переносят прямое значение слов на себя. Так слово звезда – обозначает не только небесное светило, но и известный человек.
А как вы объясните значения следующих выражений в прямом или в перносном они значении:
Выражения: звёз.ная б.лезнь, восх.дящая зв.зда, звёз.ная ноч., звёзды г.ворят.
Задание: разделитесь на пары, продиктуйте друг другу свои выражения, проверте правильность написания.
Итог: какие задания выполняли? Что узнали? Чему научились?