12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гречихина Надежда Александровна154
1

Конспект занятия на тему «Изменение прилагательных по родам»

окончание

ЦЕЛЬ: -формировать понимание текста.

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных, подбирать слова синонимы и антонимы.

Закреплять навыки морфологического состава слов и представления о частях речи.

Уточнять и активизировать словарный запас по теме космос;

Формировать речемыслительную деятельность через развития связной речи в учебной ситуации (ответ, вывод, доказательство, рассуждения и т.д.); Формировать навык свободно и адекватно использовать учебную терминологию

Развивать устойчивость внимания, навыки приёмы самоконтроля, познавательную активность;

Воспитывать мотивацию к учению;

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: раздаточный материал, демонстрационный материал.

 

Ход:

Организационный момент: : здравствуйте ребята, прежде чем приступим к работе на занятии, откройте тетради и запишите информацию о сегодняшнем дне.

Логопед: внимательно посмотрите на таблицу, сформулируйте задания

Как мы будем выполнять это задание?

а: к каждой цифре я подберу букву и составлю слово.

Логопед: правильно ,приступайте к заданию.

1234567891011121314

есбутомжар у н я

9251061267 (астроном0

1. сообщение темы занятия.

Логопед: кто знает значение слова астроном? хотите узнать , что означает это слово? прочитаем текст и найдём близкое по смыслу слово. (чтение текста. Нахождение в тексте слова – звездочёт. Звездочёт и астроном – близкие по смыслу слова. (слайд) Разбор слова по составу. Значение двух корней.).

2.нахождение близких по смыслу слов. Изменение прилагательных по родам.

Астрономы работают в обсерваториях. Обсерватория –астрономическое здание. Обычно они находятся в горах где воздух чист и прозрачен. Ведь наблюдать за звёздами можно ночью только при ясном небе. С наступлением ночи крыша обсерватории раздвигается и труба телескопа наводится на небо, где в вышине слабо мерцают и зовут неведомые миры.

Задание: подберите слова близкие по смыслу к словосочетанию « ясная ночь» ( светлая, безоблачная, погожая, безветренная).определите часть речи этих слов. Задайте вопрос к этим словам.

Изменить подобранные прилагательные по родам.

Утро ( какое?)

День (какой?)

Какая часть слова изменялась.

Д: в прилагательных менялось окончание.

3.Подбор антонимов. Составление предложений с словами противоположными по смыслу.

Л: а теперь прислушайтесь к этим словам «день-ночь» «север-юг»-что вы можете сказать о этих словах.

Д: они разные по смыслу.

Л: самостоятельно подобрать слова противоположные по смыслу.

Восход-

Холод-

Зима-

Закончите предложение противоположным по смыслу словом или словосочетанием.

Днем светило солнце , а ночью (светила луна)

После тёмной ночи наступает ( светлый день)

После жаркого лета приходит ( холодная зима).

4.Образование сложных слов.

Л: почему бывает зима и лето?

Слайд

За год земля совершает полный оборот вокруг солнца. Солнце освещает землю по-разному. На концах оси находятся северные и южные полюса. если северное полушарие обращено к солнцу то она получает больше тепла и здесь лето. Когда одинаково освещены полушария то наступает весна и осень. В разных полушариях времена года всегда разные.

Полушарие- что обозначает это слово?

Д: половинка шара

Л: правильно, это сложное слово. Оно состоит из двух корней. Образуйте из предложенных слов «сложные»- половинка луны, солнце печёт, ходит по луне, ходит по марсу звездопад

Д: это марсоход, луноход, солнцепёк звездопад.

Л: теперь составте предложение с одним из слов , понаблюдайте как изменилось окончание

Физкультминутка.

 

Зрительно- моторные координации.

Самые заметные звезды люди соединяли воображаемыми линиями, а потом смотрели на что похож каждый рисунок. (зверя птицу, человека) такие рисунки называются созвездия.- запишите слово выделите в нем корень, какая часть слова стоит перед корнем. Подберите однокоренные слова.(звезда, звёзды,звёздочка)

 

Л: соедините линиями звезды, расскажите созвездие кого у вас получилось?

Л: вставить пропущенные окончания в глаголы подобрать подходящий глагол к слову звезды. Что делают звёзды?

Д: сверкают

Л что делает луна?

Д сияет

Л: что делает солнце?

Д: светит

Что вы скажете о словах светит, сверкает, сияет.

Д: слова близкие по значению

Вставь подходящие слова в предложение

Днём на небе _______________ солнце. Ночью на небе ___________ луна. Ночью на небе _____________ звезды.

 

Еще люди переносят прямое значение слов на себя. Так слово звезда – обозначает не только небесное светило, но и известный человек.

 

А как вы объясните значения следующих выражений в прямом или в перносном они значении:

Выражения: звёз.ная б.лезнь, восх.дящая зв.зда, звёз.ная ноч., звёзды г.ворят.

Задание: разделитесь на пары, продиктуйте друг другу свои выражения, проверте правильность написания.

Итог: какие задания выполняли? Что узнали? Чему научились?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.