Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Изменение имен прилагательных по числам и родам»
КГУ «Белоусовская средняя школа№1»
Разработка урока по русскому языку
на тему:
«Изменение имен прилагательных по числам и родам»
Учитель: Гуслякова Н.Ю.
Конспект урока по русскому языку
Учитель |
Гуслякова Н.Ю. |
|||
Класс: |
4 «А» |
Дата: |
21.11.18г |
|
Тема: |
Изменение имен прилагательных по числам и родам |
|||
Цель: |
Добиться качественного перехода умения изменять имена прилагательные по числам и родам в автоматизированный навык. |
|||
Задачи: - автоматизировать умение изменять имена прилагательные по числам и родам; совершенствовать умение определять род и число имени прилагательного по имени существительному, с которым оно связано; актуализировать умение проверять безударные окончания имен прилагательных по вопросу и по прилагательному с ударным окончанием; - развивать грамотную речь, каллиграфический навык письма, память, мышление, воображение, умение анализировать, классифицировать, - воспитывать активность, самостоятельность, прививать умение работать в группе, слушать и слышать участников групп, креативное мышление. |
||||
Тип урока: |
Повторение и закрепление ЗУН. |
|||
Оборудование: |
Компьютер, проектор, презентация, цветные карточки с заданиями, рефлексивные карточки «Паровозик», коробочка со смайликами, мяч |
|||
Методы обучения: |
Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, критериальное оценивание. |
|||
Методы организации учебной деятельности: |
Фронтальная беседа, групповая работа, самостоятельная работа. |
|||
План урока: |
Организационный момент Минутка чистописания Словарная работа Постановка темы и целей урока Работа по теме урока Физминутка Закрепление Итог урока Рефлексия Домашнее задание |
|||
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя и учащихся |
||
Организационный момент |
1 мин |
Совместная подготовка к уроку, эмоциональный настрой на плодотворную работу. - Желаю вам сегодня на уроке быть: внимательными, старательными, активными и дружными. Пусть урок будет полезным, интересным и запоминающимся. Деление учащихся на группы. - А сейчас я предлагаю вам разделиться на четыре группы, для этого необходимо вытянуть смайлик. Учащиеся вытягивают смайлики и садятся за парты с указателями. |
||
Минутка чистописания |
3 мин |
Открывают тетради, записывают число и тип работы: Двадцать первое ноября Классная работа - Сегодня на уроке мы пропишем следующие сочетания: ая яя ой ый ий ое ее ые ие - Как вы думаете, почему я выбрала прописывать эти сочетания? (предположения детей) - Верно, эти сочетания являются окончаниями имени прилагательного. И на этом уроке мы будем работать с именами прилагательными. |
||
Словарная работа |
3 мин |
- Сегодня на уроке мы попадаем в мир сказок, и узнаем несколько секретов, а для начала обратите внимание на словосочетания: Волшебн… палочка, ласков… слово, загадочн.. сундук, волшебн… сказки, больш… книга, аленьк… цветочек, жив.. вода, цветн.. краски. - Запишите словосочетания в тетрадь, выделите окончания имен прилагательных. Поставьте ударение в именах прилагательных. - Что вы можете сказать об окончаниях имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных изменяются из-за имен существительных, с которыми оно употребляется) - От чего зависит выбор окончаний имен прилагательных? (от числа и рода имени существительного) |
||
Постановка темы и целей урока |
2 мин |
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Изменение имен прилагательных по числам и родам) - Какие цели вы поставите перед собой, исходя из данной темы? (Вспомнить правила определения рода и числа у имени прилагательного. Правильно записывать окончания имен прилагательных.) |
||
Работа по теме урока |
12 мин |
- Перед вами на столах в конверте лежат конверты, достаньте розовую карточку. Прочитайте задание (Приложение 1) Учащиеся достают зеленую карточку, прочитывают задание и выполняют задание в группе. После выполнения, зачитывают результаты. На слайде выводится примерный результат выполнения задания. Вспомните волшебную сказку «Золушка». Подберите по два имени прилагательных для героев этой сказки. Выделите окончания у имен прилагательных. Золушка – красивая, скромная Принц – прекрасный, сильный Фея – добрая, сказочная Мачеха – злая, сварливая Сестры – сводные, завистливые - Для чего мы используем имена прил. в нашей речи? (Чтобы сделать нашу речь ярче, выразительнее, богаче) - Что вы заметили в окончаниях имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных зависят от рода и числа имени существительного, с которым оно употребляется) - От чего зависит род и число имен прилагательных? (Род и число имени прилагательного определяется по имени существительному, к которому оно относится) Работа со следующей карточкой предусматривает самостоятельное выполнение группой задания на карточке и оценивание работы по эталону и оценивание согласно критериев оценивания. (Приложение 2) - Достаньте из конвертов голубые карточки. Прочтите задание, выполните задание совместно в группе на карточке. После выполнения проверка по эталону и подсчет количества баллов за правильно выполненные задания, комментарии учителя. Эталон: Вставьте окончания имен прилагательных. Объясните их написание (правильно поставьте вопрос к прилагательному). Определи род и число имен прилагательных. На (каком?) пасмурном небе – ед.ч., ср.р.; (каким?) ярким солнцем – ед.ч., ср.р.; (какими?) осенними листьями – мн.ч.; (какие?) горячие пирожки – мн.ч.; (какого?) прекрасного принца – ед.ч., м.р.; (о какой?) о красной шапочке – ед.ч., ж.р.; Критерии оценивания Правильно подобран вопрос – 1 балл Правильно записано окончание прилагательного – 1 балл Правильно определено число – 1 балл Правильно определен род – 2 балла Общее количество баллов – 5 баллов. После проверки учитель выясняет правильность выполнения задания группами на основе итогов критериального оценивания, и комментирует необходимые для повторения темы. - Какой секрет вам раскрылся, зная его, вы с легкостью правильно напишите окончания имен прилагательных? (Безударные окончания имен прилагательных можно проверить по окончанию вопроса.) |
||
Физминутка |
3 мин |
Игра в мяч. Учитель называет существительное и бросает мяч учащемуся, задача учащегося подобрать прилагательное, подходящее по смыслу. Слова для справок: замок, избушка, лес, Василиса, сказки, волк, палочка, блюдечко, яблочко, лиса и тд. |
||
Закрепление |
7 мин |
- Продолжаем работу по теме урока. Задание на оранжевых карточках. Прочитайте задание. (Приложение 3) Помните сказку о Белоснежке и семи маленьких человечках – гномиках? Наши гномики решили рассказать Белоснежке о лесе, помогите им. Они написали письмо, но допустили много ошибок. Проверьте текст, исправьте все ошибки, определите род и число прилагательных. В летнего знойного день хорошо бродить в березовую роще. Теплого ветер шилестит над головой зеленую лествой. Пахнет грибами, спелая душистая зимляникой. Сквозь листву диревьев прорывается солнечного лучик. Хорошо лижать в чистую траве. По голубой летнего небу плывут облока, точно белому лебеди. - Запишите исправленный текст в тетради. После окончания работы проверим, выполненное задание по эталону. Эталон: В летний знойный (ед.ч, м.р.) день хорошо бродить в березовой (ед.ч., ж.р.) роще. Теплый (ед.ч, м.р.) ветер шелестит над головой зеленой (ед.ч., ж.р.) листвой. Пахнет грибами, спелой душистой (ед.ч., ж.р.) земляникой. Сквозь листву деревьев прорывается солнечный (ед.ч, м.р.) лучик. Хорошо лежать в чистой (ед.ч, ж.р.) траве. По голубому летнему (ед.ч, ср.р.) небу плывут облака, точно белые(мн.ч.) лебеди. Критерии оценивания: Найдены ошибки в окончаниях имен прилагательных – 1 балл Правильно записано окончание прилагательных – 2 балла Правильно определено число – 1 балл Правильно определен род – 1 балла Найдены ошибки в других частях речи – 1 балл Правильно исправлены ошибки в именах существительных – 2 балла Правильно исправлены ошибки в глаголах – 2 балла Общее количество баллов – 10 баллов. Комментарии учителя, по результатам оценивания, важно указать какой группе, на что нужно обратить внимание. |
||
Самостоятельная работа |
5 мин |
Самостоятельная работа выполняется на листочках и проверяется по эталону. Оценивание производится на основе критериев. Количество баллов определяет отметку. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание. Определи род и число имен прилагательных. (Приложение 4) Из темн_ подземн_ царства пробивается х_лодн_ ключ. Свеж_ чист_ в_дой утолит он от летн_ жажды всех. В каждой тр_винке бл_стит по прозрачн_ кап_льке. Спешит быстр_ ручей по глубок_ оврагам к прозрачн_ речке, которая вьется серебрян_ лентой за темн_ л_сочками. Эталон: Из темного подземного (ед.ч., ср.р.) царства пробивается холодный (ед.ч. м.р.) ключ. Свежей чистой (ед.ч. ж.р.) водой утолит он от летней (ед.ч. ж.р.) жажды всех. В каждой травинке блестит по прозрачной (ед.ч.ж.р.) капельке. Спешит быстрый (ед.ч. м.р.) ручей по глубоким (мн.ч.) оврагам к прозрачной (ед.ч. ж.р.) речке, которая вьется серебряной (ед.ч. ж.р.) лентой за темными (мн.ч.) лесочками. Критерии оценивания: Правильно записаны окончания прилагательных: все слова - 2 балла, 1-2 ошибки 1 балл Правильно определено число – 2 балла, 1-2 ошибки 1 балл Правильно определен род – 2 балла, 1-2 ошибки 1 балл Правильно указаны безударные гласные в корне слов – 2 балла, 1-2 ошибки 1 балл Общее количество баллов – 8 баллов. Перевод баллов в отметки: 8 баллов – «5» 6-7баллов – «4» 4-5 баллов – «3» |
||
Итог урока |
3 мин |
- Какова тема нашего урока? - Что вспомнили? - Какие правила запомнили? - Какие упражнения вызвали особый интерес? Какие были трудными? |
||
Рефлексия |
4 мин |
Проводится на основе стратегии «Паровозик»: (Приложение 6) Учащимся необходимо выбрать вагончик с соответствующей оценкой его деятельности на уроке. - Я все понял, и сделал все задания. - Я понял тему урока, но сделал не все задания. - Я сделал почти все задания, но у меня есть вопросы. - Я не понял тему, и мне было трудно выполнять задания. Общие паровозики выставляются на доске. |
||
Домашнее задание |
2 мин |
Задание на желтых карточках. (Приложение 5) Вспомни сказку «Колобок». Знаешь ли ты, кто автор этой сказки? Правильно, народ! Ты читала эту сказку? Помнишь ли ты героев этой сказки? Понравилась тебе эта сказка? В волшебной стране создают рекламу сказок. Хотелось бы тебе поучаствовать в создании рекламы? Здесь подготовлен небольшой текст, но он совсем не вызывает интереса у читателя к прочтению все сказки. Подбери вместо пропусков такие имена прилагательные, чтобы всем захотелось прочитать русскую народную сказку «Колобок». Запиши свой вариант текста в тетрадь. Сказка «Жили-были __________ дед да баба. И решили они испечь ________ колобок. Получился колобок ________ и _________, дед с бабкой нарадоваться не могли. ___________ стала их жизнь. Но однажды ___________ колобок захотел отправиться в _________ путешествие: спрыгнул с _________ окошка и покатился по ____________ тропинке. Повстречались ему и _________ заяц, и __________ волк, и __________ медведь. От всех удалось убежать _________ колобку. Не удалось обмануть только _________ лисицу, она его и съела». |
Приложение 1
Вспомните волшебную сказку «Золушка». Подберите по два имени прилагательных для героев этой сказки. Выделите окончания у имен прилагательных.
Золушка – _____________________________
Принц – _______________________________
Фея – _________________________________
Мачеха – ______________________________
Сестры – ______________________________
От чего зависит род и число имен прилагательных?
____________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Вспомните волшебную сказку «Золушка». Подберите по два имени прилагательных для героев этой сказки. Выделите окончания у имен прилагательных.
Золушка – _____________________________
Принц – _______________________________
Фея – _________________________________
Мачеха – ______________________________
Сестры – ______________________________
От чего зависит род и число имен прилагательных?
____________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Вставьте окончания имен прилагательных. Объясните их написание (правильно поставьте вопрос к прилагательному). Определи род и число имен прилагательных.
На (__________?) пасмурн__ небе – ____________________
(_________?) ярк__ солнцем – _________________________
(_________?) осенн___ листьями – _____________________
(_________?) горяч___пирожки – ______________________
(_________?) прекрасн___ принца – ____________________
(_________?) о красн___ шапочке – _____________________
Критерии оценивания |
БАЛЛ |
Правильно подобран вопрос |
|
Правильно записано окончание прилагательного |
|
Правильно определено число |
|
Правильно определен род |
|
ВСЕГО: |
Приложение 3
Помните сказку о Белоснежке и семи маленьких человечках – гномиках? Наши гномики решили рассказать Белоснежке о лесе, помогите им. Они написали письмо, но допустили много ошибок. Проверьте текст, исправьте все ошибки, определите род и число прилагательных. Запишите в тетрадь исправленный текст.
В летнего знойного день хорошо бродить в березовую роще. Теплого ветер шилестит над головой зеленую лествой. Пахнет грибами, спелая душистая зимляникой. Сквозь листву диревьев прорывается солнечного лучик. Хорошо лижать в чистую траве. По голубой летнего небу плывут облока, точно белому лебеди.
Критерии оценивания |
БАЛЛ |
Найдены ошибки в окончаниях имен прилагательных |
|
Правильно записано окончание прилагательных |
|
Правильно определено число |
|
Правильно определен род |
|
Найдены ошибки в других частях речи |
|
Правильно исправлены ошибки в именах существительных |
|
Правильно исправлены ошибки в глаголах |
|
ВСЕГО: |
Приложение 4
Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание. Определи род и число имен прилагательных.
Из темн__ подземн__ царства пробивается х_лодн__ ключ. Свеж__ чист__ в_дой утолит он от летн__ жажды всех. В каждой тр_винке бл_стит по прозрачн__ кап_льке. Спешит быстр__ ручей по глубок__ оврагам к прозрачн__ речке, которая вьется серебрян__ лентой за темн__ л_сочками.
Критерии оценивания |
БАЛЛ |
Правильно записаны окончания прилагательных |
|
Правильно определено число |
|
Правильно определен род |
|
Правильно указаны безударные гласные в корне слов |
|
ВСЕГО: |
|
Оценка: |
Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание. Определи род и число имен прилагательных.
Из темн__ подземн__ царства пробивается х_лодн__ ключ. Свеж__ чист__ в_дой утолит он от летн__ жажды всех. В каждой тр_винке бл_стит по прозрачн__ кап_льке. Спешит быстр__ ручей по глубок__ оврагам к прозрачн__ речке, которая вьется серебрян__ лентой за темн__ л_сочками.
Критерии оценивания |
БАЛЛ |
Правильно записаны окончания прилагательных |
|
Правильно определено число |
|
Правильно определен род |
|
Правильно указаны безударные гласные в корне слов |
|
ВСЕГО: |
|
Оценка: |
Приложение 5
Вспомни сказку «Колобок». Знаешь ли ты, кто автор этой сказки? Правильно, народ! Ты читала эту сказку? Помнишь ли ты героев этой сказки? Понравилась тебе эта сказка? В волшебной стране создают рекламу сказок. Хотелось бы тебе поучаствовать в создании рекламы? Здесь подготовлен небольшой текст, но он совсем не вызывает интереса у читателя к прочтению все сказки. Подбери вместо пропусков такие имена прилагательные, чтобы всем захотелось прочитать русскую народную сказку «Колобок». Запиши свой вариант текста в тетрадь.
Сказка
«Жили-были __________ дед да баба. И решили они испечь ________ колобок. Получился колобок ________ и _________, дед с бабкой нарадоваться не могли. ___________ стала их жизнь. Но однажды ___________ колобок захотел отправиться в _________ путешествие: спрыгнул с _________ окошка и покатился по ____________ тропинке. Повстречались ему и _________ заяц, и __________ волк, и __________ медведь. От всех удалось убежать _________ колобку. Не удалось обмануть только _________ лисицу, она его и съела».
Вспомни сказку «Колобок». Знаешь ли ты, кто автор этой сказки? Правильно, народ! Ты читала эту сказку? Помнишь ли ты героев этой сказки? Понравилась тебе эта сказка? В волшебной стране создают рекламу сказок. Хотелось бы тебе поучаствовать в создании рекламы? Здесь подготовлен небольшой текст, но он совсем не вызывает интереса у читателя к прочтению все сказки. Подбери вместо пропусков такие имена прилагательные, чтобы всем захотелось прочитать русскую народную сказку «Колобок». Запиши свой вариант текста в тетрадь.
Сказка
«Жили-были __________ дед да баба. И решили они испечь ________ колобок. Получился колобок ________ и _________, дед с бабкой нарадоваться не могли. ___________ стала их жизнь. Но однажды ___________ колобок захотел отправиться в _________ путешествие: спрыгнул с _________ окошка и покатился по ____________ тропинке. Повстречались ему и _________ заяц, и __________ волк, и __________ медведь. От всех удалось убежать _________ колобку. Не удалось обмануть только _________ лисицу, она его и съела».
Вспомни сказку «Колобок». Знаешь ли ты, кто автор этой сказки? Правильно, народ! Ты читала эту сказку? Помнишь ли ты героев этой сказки? Понравилась тебе эта сказка? В волшебной стране создают рекламу сказок. Хотелось бы тебе поучаствовать в создании рекламы? Здесь подготовлен небольшой текст, но он совсем не вызывает интереса у читателя к прочтению все сказки. Подбери вместо пропусков такие имена прилагательные, чтобы всем захотелось прочитать русскую народную сказку «Колобок». Запиши свой вариант текста в тетрадь.
Сказка
«Жили-были __________ дед да баба. И решили они испечь ________ колобок. Получился колобок ________ и _________, дед с бабкой нарадоваться не могли. ___________ стала их жизнь. Но однажды ___________ колобок захотел отправиться в _________ путешествие: спрыгнул с _________ окошка и покатился по ____________ тропинке. Повстречались ему и _________ заяц, и __________ волк, и __________ медведь. От всех удалось убежать _________ колобку. Не удалось обмануть только _________ лисицу, она его и съела».