Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _________Гамова Т.П. Протокол №____ от «___»______2017 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г. «__»__________2017 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»__________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
4 класс
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов, специалист
высшей квалификационной категории
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ "Владиславовская ОШ"
Протокол от _.08.201_ г. №_
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по технологии для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Лутцевой Е. А., Зуевой Т. П. «Технология». (УМК «Школа России»).
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Курс «Технология» является составной частью образовательной системы «Школа России». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.
В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:
– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
– моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);
– решение доступных конструкторско-технологических задач, творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
– работа на ПК, создание презентаций, набор тексата;
– простейшее проектирование.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Предмет «Технология» тесно связан с предметами:
Математика - моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Русский язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической.
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Содержание курса рассчитано на 34 недели, 34 часов 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Технология является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений:
знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
«Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание»
Выпускник научится:
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство, прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.
«Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими и колющими;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
«Конструирование и моделирование»
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
«Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:
соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информационный центр (4 ч)
Вспомним, обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание презентаций. Программа PowerPoint.
Проект «Дружный класс» (3 ч)
Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».
Студия «Реклама» (4 ч)
Реклама. Упаковка для мелочей. Коробочка для подарка. Упаковка для сюрприза.
Студия «Декор интерьера» (5 ч)
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». Плетёные салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров.
Новогодняя студия. (3 ч)
Новогодние традиции. Игрушки из трубочек для коктейля. Игрушки из зубочисток.
Студия «Мода» (8 ч)
История одежды и текстильных материалов. Одежда народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами.
Студия «Подарки» (3 ч)
Плетёная открытка. День защитника Отечества. Весенние цветы.
Студия «Игрушки» (4 ч)
История игрушек. Игрушка-попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Щелкунчик».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
1. |
Информационный центр |
4 |
2. |
Проект «Дружный класс» |
3 |
3. |
Студия «Реклама» |
4 |
4. |
Студия «Декор интерьера» |
5 |
5. |
Новогодняя студия |
3 |
6. |
Студия «Мода» |
8 |
7. |
Студия «Подарки» |
3 |
8. |
Студия «Игрушки» |
4 |
Всего |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока |
Наименование разделов и тем урока |
Часы учебного времени |
Формируемые УУД |
Дата |
||||
Планируемые предметные результаты освоения материала |
Универсальные учебные действия |
план |
факт |
|||||
Информационный центр (4 часа) |
||||||||
1 |
Вспомним и обсудим! |
1 |
Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовление изделия на основе технологической карты. |
Л. описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера. Р. осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания. П. добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника. К. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
||||
2 |
Информация. Интернет. |
1 |
Находить информацию о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Mikrosoft Word. Учиться работать в программе Power Point. |
|||||
3 |
Создание текста на компьютере. |
1 |
||||||
4 |
Создание презентаций. |
1 |
||||||
Проект «Дружный класс» (3 часа) |
||||||||
5 |
Презентация класса (проект). |
1 |
Презентовать свои работы, объяснять их достоинства, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать достоинства и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям. |
Л. опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения. Р. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. П. определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий. К. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
||||
6 |
Эмблема класса. |
1 |
||||||
7 |
Папка «Мои достижения». |
1 |
||||||
Студия «Реклама» (4 часа) |
||||||||
8 |
Реклама и маркетинг. |
1 |
Осваивать правила упаковки и художественного оформления подарков, применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Использовать для оформления подарка различные материалы, применять приёмы и способы работы с бумагой. Анализировать план работы по изготовлению изделия, на его основе корректировать и контролировать изготовление изделия. |
Л. описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. Р. осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания. П. добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений. К. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
||||
9 |
Упаковка для мелочей. |
1 |
||||||
10 |
Коробочка для подарка. |
1 |
||||||
11 |
Упаковка для сюрприза. |
1 |
||||||
Студия «Декор интерьера» (5 часов) |
||||||||
12 |
Интерьеры разных времен. |
1 |
Познакомиться с историей возникновения и развитием техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере. Учиться простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления. Учиться моделировать проблему и находить деятельностные пути для ее решения. Познакомить учащихся с современным видом рукоделия, профессией дизайнера, живописца; научить декорировать предметы в технике декупаж. |
Л. опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско - технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Р. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. П. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. К. уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы. |
||||
13 |
Плетеные салфетки. |
1 |
||||||
14 |
Цветы из креповой бумаги. |
1 |
||||||
15 |
Сувениры на проволочных кольцах. |
1 |
||||||
16 |
Изделия из полимеров. |
1 |
||||||
Новогодняя студия (3 часа) |
||||||||
17 |
Новогодние традиции. |
1 |
Знакомиться с историей новогодней игрушки, с традициями празднования Нового года на Руси. Систематизировать и расширять представления детей о новых приёмах бумагопластики и использовать их при создании новых форм. Соблюдать правила по технике безопасности при работе с клеем. |
Л. описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера. Р. осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания. П. добывать новые знания в процессе наблюдений. К. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
||||
18 |
Игрушки из зубочисток. |
1 |
||||||
19 |
Игрушки из трубочек для коктейля. |
1 |
||||||
Студия «Мода» (8 часов) |
||||||||
20 |
История одежды и текстильных материалов. |
1 |
Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве. Продумывать способы выполнения изготовления каждого этапа изделия, составлять план работы. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер. Соблюдать правила работы с иглой и ножницами. |
Л. оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие. Р. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы; выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним. П. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. К. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
||||
21 |
Исторический костюм. |
1 |
||||||
22 |
Одежда народов России. |
1 |
||||||
23 |
Синтетические ткани. |
1 |
Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве. Продумывать способы выполнения изготовления каждого этапа изделия, составлять план работы. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер. |
|||||
24 |
Твоя школьная форма |
1 |
||||||
25 |
Объёмные рамки. |
1 |
||||||
26 |
Аксессуары одежды. |
1 |
||||||
27 |
Вышивка лентами. |
1 |
||||||
Студия «Подарки» (3 ч) |
||||||||
28 |
Плетёная открытка. |
1 |
Использовать новую конструкцию открытки, продумывать её внешний вид, оформление. |
Л. описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера. Р. осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль общего качества выполненного изделия П. добывать новые знания в процессе наблюдений. К. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
||||
29 |
День защитника Отечества. |
1 |
Выполнять групповой проект, посвящённый великому сражению. Собирать информацию о сражении, анализировать особенности формы воинов, оружия, продумывать всю композицию и её детали, делать эскизы. Выбирать материалы. |
|||||
30 |
Весенние цветы. |
1 |
||||||
Студия «Игрушки» (4 часов) |
||||||||
31 |
История игрушек. Игрушка-попрыгушка. |
1 |
Выбирать изделие и продумывать свой образ. Продумывать выполнение этапов технологического проекта. Выбирать материалы. Использовать законы композиции. Оценивать качество выполненной работы. |
Л. оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Р. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. П. сравнивать и классифицировать факты и явления. К. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
||||
32 |
Качающиеся игрушки. |
1 |
||||||
33 |
Подвижная игрушка «Щелкунчик». |
1 |
||||||
34 |
Итоговый урок. |
1 |
Лист коррекции
по технологии
(название предмета)
Учитель Гамова Татьяна Петровна
№ п/п |
Название раздела, темы |
Тема урока |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |