Статья на тему «Изображение времен года в картинах русских художников 19 века»
Пейзажная живопись очень богата и разнообразна. Данное методическое сообщение я хочу посвятить различным временам года, которые художники изображали на своих полотнах. Каждое время года по-своему красиво и уникально, точно также, как и мировоззрение живописца. Разное отношение к тем или иным сезонам, погоде предоставляют нам огромное разнообразие интересных и потрясающих картин.
Начать я хотела бы с пейзажей, которые посвящены зимним месяцам календаря, выбирая картины и художников я опиралась исключительно на свой эстетический вкус.
Итак, первые работы, которые поразили меня своим видом это картины Ю. Клевера, художника-живописца конца 19-го – начала 20-го века. Его зимние пейзажи наполнены особенной красотой, которая заключается в резких контрастах теплых и холодных оттенков. Горящие закатом горизонты, мрак непроходимых лесов, чуть порозовевший от солнца снег или наоборот снег, цвет которого уходит в глубокую ультрамариновую гущину, все это произвело на меня колоссальное впечатление, когда я впервые увидела его работы. Конечно же, у Ю. Клевера есть работы посвященные и другим временам года, но в них нет той контрастности и некоторой необычности.
В качестве примера я могу привести такие картины как: «В парке Гатчинского дворца», «Закат солнца зимой», «Зимний вечер», «Зима», «Забытое кладбище», «Зимний закат в еловом лесу», «Зимний пейзаж с соснами».
Так же в «зимнем» разделе никак нельзя обойтись без работ А. Саврасова. В них нет такой контраста цветов и противостояние тепла и холода, напротив, большинство его работ привлекают меня тем, что в них все мягко и сглажено, глубокие оттенки удачно сочетаются с яркими и светлыми и пример этому, самая знаменитая картина А. Саврасова, о которой знают даже детсадовцы и люди далекие от искусства в целом, «Грачи прилетели». Когда смотришь на это полотно сразу возникает ощущение погожего февральского денька, когда зима потихоньку отступает и ее место скоро займет весна. Угольно-черные грачи, темные ветви березы выигрышно смотрятся на фоне ярко-голубого ясного неба. Так же можно выделить такие работы А. Саврасова как, например, «Зимняя дорога», «Зима», «Зимний пейзаж». Смотря на эти полотна почти физически чувствуешь холодную мягкость снега и легкое дуновение ветра.
В полотнах многих живописцев можно встретить столь прекрасное время года как зима, и на всех них она будет выглядеть по-разному. Где-то это будет робкая и несмелая зима, например, на картине «Ранний снег» В. Поленова, посеревшая и туманная как на полотне Ф. Васильева «Оттепель», мрачная и не приступная, какой ее изобразил И. Шишкин на своей картине «На севере диком…», и конечно же, любимая и взрослыми, и детьми, звонкая, ясная, с чуть щипающим за щеки морозцем зима с бессмертного шедевра В. Сурикова – «Взятие снежного городка», пусть, это не совсем пейзаж, но именно состояние природы, запечатленное на этом полотне дарит настоящее зимнее настроение, со всеми его радостями и особенностями.
Изображения весны в картинах русских живописцев всегда несут в себе особую теплоту и радость, ведь какое это счастье, после долгой и суровой зимы, в которая дарила так мало погожих деньков, увидеть, как природа сбрасывает с себя тяжелое снежное одеяло, с каждым днем все сильнее и сильнее припекает солнце, а позже зима и вовсе уходит без следа.
Как раз первые весенние дни можно встретить в таких произведениях как: «Весна – большая вода» и «Март» кисти И. Левитана, «Весенний день» А. Саврасова. Мы видим, что снег еще не до конца сошел, местами виднеются чернеющие проталины, на по-весеннему, ярко-голубому небу плывут едва различимые облака и птицы кружат в унисон с ними, согреваясь под первыми лучами солнца.
«В лесу. По весне» Е. Волкова снега уже нет, погоду можно назвать пасмурной, но и от нее веет теплом. Кое-где проглядывает свежая, только что выросшая трава, на деревьях набухают почки. Похожее состояние природы изображено на полотне Л. Камнева. Смело можно предположить, что на этих картинах запечатлены апрельские дни.
Ну а по-настоящему разошедшуюся весну мы видим на таких картинах как «Перед полуднем» К. Крыжицкого, «Яблони в цвету», Н. Сергеева и «Радуга» А. Саврасова. Видно, что деревья уже распустили свои листья, трава обильно покрывает луга, цветут яблони… Именно на конец весны указывает то, что растительность еще не выжжена палящим летним солнцем, а сохранила мягкий, свежий цвет.
На мой взгляд подавляющее количество пейзажей представляет нам такое время года как лето. Множество живописцев изображали этот сезон, видение каждого уникально и неповторимо. Замечательные летние виды нам подарили такие картины как: «Дубовая роща» и «Рожь» кисти И. Шишкина, «В деревне» П. Суходольского, «Тоня на Днепре» Н. Сергеева, «Озеро. Русь» И. Левитана, «Рожь» А. Саврасова и многие другие. На полотнах, которые я перечислила отображено богатое разнообразие состояний летней природы, тут мы видим и солнечные жаркие дни, и прохладную тень рощиц, и тяжелые грозовые облака, нависшие над полями, в которых уже спеет и наливается золотая рожь. Так же на некоторых картинах можно встретить и людей, без них летний пейзаж был бы неполным, так как лето - это пора работы на полях, а художники, особенно те, что работали во второй половине 19-го века, в эпоху реалистического пейзажа, стремились показать жизнь и труд простого человека как он есть.
Одним из самых живописных времен года, конечно же, является осень. Бесконечно долго можно говорить о зиме, весне, лете… Осень же скажет за себя сама. Полыхающими лесами, листопадами, прозрачным воздухом, от которого дрожат легкие, шелестом сухой травы под ногами, мелким дождем и сырым, терпким запахом созревших яблок. Наиболее полно осеннее великолепие передано в таких картинах «Золотая осень» И. Левитана и «Золотая осень» И. Остроухова, как раз на этих двух полотнах передана истинная красота конца сентября – начала октября, когда до настоящих холодов и снега еще далеко, но и летнее тепло уже отступило, особенно красив контраст по-осеннему тяжелого, насыщенно-голубого неба и золотой, легкой листвы деревьев. Осень отличается множеством своих состояний и настроений, поэтому мы еще можем встретить осень темную, опять же на Левитановском полотне «Осенний день. Сокольники», осень туманную и промозглую на картине Л. Камнева «Туман. Красный пруд в Москве осенью». Еще не менее прекрасные осенние виды предоставляет нам живописец Е. Волков, на своей картине «Октябрь» он с небывалой точностью смог передать все особенности этого месяца, погоды, которая свойственна ему. Ну а на полотне «Ранний снег» мы видим вероятнее всего конец ноября, когда зима потихоньку вступает в свои права и первым, несмелым пушком покрывает почерневшую землю. И снова все повторяется… Зима, весна, лето, осень…
Так сложилось, что все в нашей жизни циклично, времена года сменяют друг друга и так будет продолжаться, пока существует наш мир.