12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колодезникова Акулина Валентиновна32
Окончила филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова, отделение «Русский язык и литература с дополнительной специализацией английская филология», по специальности «Филолог, преподаватель».
Россия, Саха (Якутия) респ., Нюрбинский район. г.Нюрба
1

Урок-экскурсия по виртуальному музею в 6 классе по теме «Изображение крестьянских детей в произведениях русских писателей и художников 19 века»

Урок-экскурсия по виртуальному музею в 6 классе по теме

«Изображение крестьянских детей

в произведениях русских писателей и художников 19 века»

Цели:

вызвать у учащихся интерес к изображению писателями крестьянских детей;

показать, как при помощи прямой и косвенной художественной характеристики автор раскрывает нам пытливость, любознательность, впечатлительность детей;

сопоставить изображение детей художниками и писателями 19 века;

воспитывать у учащихся чувство доброты, сострадания.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-экскурсия

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: репродукции картин художников 19 века

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н.А. Некрасов

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности




Слушают, настраиваются на урок


Личностные

(формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению)

2. Эмоц. настрой на урок. Фронтальный опрос






3. Определение структуры урока







4. Определение темы исследования и урока












5. Проблема исследования.







6. Определение цели исследования.


Сегодня у нас необычный урок.
Урок-экскурсия. Вы сегодня будете
посетителями музея, а музей у нас необычный – виртуальный.

Что значит – виртуальный музей? (фронт.
опрос)

Слово учителя о виртуальных музеях

Какова структура виртуальных музеев?

На этом уроке - экскурсии по виртуальному музею вы будете исследователями. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом:

Тема исследования;

Проблема исследования

Цель исследования

Игровая часть

Итоги работы

По ходу урока мы будем заполнять кластер

Работа с эпиграфом к уроку.

Прочитайте слова на доске, их сказал Николай Алексеевич Некрасов

Играйте же, дети, растите на воле, 
На то вам и красное детство дано.

К кому обращается Николай Алексеевич? Что же
будет объектом исследования?

Что Николай Алексеевич пишет нам во второй
строке? Какое слово будет ключевым на сегодняшнем
уроке?

Какую тему мы будем рассматривать на уроке?
(фронт. опрос)

«Изображение крестьянских детей»

Знаете ли вы произведения о детях, читали ли вы
их. (фронт. опрос)

Почему писатели (И.С. Тургенев и Н.А. Некрасов) обращаются к данной теме?
(фронт. опрос)

Это и есть проблема нашего исследования
(узнать, как показывают писатели в своих
произведениях детство крестьянских детей)


А вам хотелось бы взглянуть на жизнь
крестьянских детей глазами И. С. Тургенева и Н.А. Некрасова? Это будет цель нашего исследования. (фронт. опрос)

Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жили писатели, рассмотрим репродукции картин великих русских художников 19 века.


Отвечают на вопросы








Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное)


Регулятивные

(понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале),

познавательные:

(понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию)



7. Работа с репродукцией картины.












































8. Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"


- Рассмотрим репродукцию картины русского художника Владимира Егоровича Маковского "Ночное".

- Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» также посвящен крестьянским детям

Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними.








Беседа с учениками.

Сколько историй рассказали мальчики? О ком эти истории?





Почему мальчики были суеверными?















Рассказ «Бежин луг» оставил в наших душах множество переживаний: любовь к природе, интерес к жизни ваших, ребята, сверстников в далеком 19-м веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать.


А сейчас давайте рассмотрим другую картину. Перед вами работа Алексея Гавриловича Венецианова «Крестьянские дети в поле»

Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Сейчас мы вспомним отрывок из данной поэмы.

Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"

- Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос:

"Кого встретил Н.А.Некрасов?"

- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

- Удалось ли ему это?

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле, 
На то вам и красное детство дано.

- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)


Работают с картиной, отвечают на вопросы


Заранее подготовленные ученики дают портретные характеристики мальчиков, выделяют детали, характерные для каждого из них.


Мальчики рассказали 13 историй-быличек. Это истории о домовых, леших, водяных

Эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые, и тем более дети – самые доверчивые и впечатлительные.
































Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.


Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)

9. Игра

Работа с картинами.

Рассмотрите картины и ответьте на такие вопросы:
1. Что объединяет произведения Некрасова и Тургенева
и картины русских художников?

2. Что вы можете сказать по картинам о жизни,
быте крестьянских детей?

Игра «Ровесники»

Словарная работа:

Плошка – (устар)плоский круглый сосуд из глины, расширяющийся кверху; мишка, чашка.

Косынка (головной убор) – разновидность платка, представляющая собой кусок ткани в форме треугольника.

Люлька (устар) – подвесная колыбель.

Тулуп – долгополая меховая шуба

Полог (устар)– занавеска, закрывающая кровать сверху и с боков или любая занавеска





Регулятивные

(осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации)

10. Итог урока.


Итак, давайте подведем итог. Вернемся к началу
урока к нашему эпиграфу.

Обратите внимание на выражение “красное
детство”

(На Руси под словом “красное” понималось как
красивое, прекрасное, счастливое, поэтому
“красное детство” понимается как прекрасное,
счастливое детство).

- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

Вот таким вы изобразили детство в начале урока

Изменились ли ваши впечатления о детстве?
Каким же представлен мир детства в произведениях
Н.А.Некрасова и И. С. Тургенева? Посмотрим. Сравним наши представления и их представления о
мире детства. Составим кластер “крестьянское детство»

(групповая работа)

Вы видите различия? Все ли
совпадает?


Коллективно составляют кластер, отвечают на вопросы.



11. Рефлексия.

Почувствовали ли вы себя исследователями?
Получилось ли наше исследование? Смогли ли мы
ответить на вопрос?

Спасибо за урок! До встречи!




Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.