Урок-экскурсия по виртуальному музею в 6 классе по теме «Изображение крестьянских детей в произведениях русских писателей и художников 19 века»
Урок-экскурсия по виртуальному музею в 6 классе по теме
«Изображение крестьянских детей
в произведениях русских писателей и художников 19 века»
Цели:
вызвать у учащихся интерес к изображению писателями крестьянских детей;
показать, как при помощи прямой и косвенной художественной характеристики автор раскрывает нам пытливость, любознательность, впечатлительность детей;
сопоставить изображение детей художниками и писателями 19 века;
воспитывать у учащихся чувство доброты, сострадания.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-экскурсия
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: репродукции картин художников 19 века
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н.А. Некрасов
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности | Слушают, настраиваются на урок | Личностные (формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению) | |
2. Эмоц. настрой на урок. Фронтальный опрос 3. Определение структуры урока 4. Определение темы исследования и урока 5. Проблема исследования. 6. Определение цели исследования. | — Сегодня у нас необычный урок. — Что значит – виртуальный музей? (фронт. Слово учителя о виртуальных музеях — Какова структура виртуальных музеев? — На этом уроке - экскурсии по виртуальному музею вы будете исследователями. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом: Тема исследования; Проблема исследования Цель исследования Игровая часть Итоги работы По ходу урока мы будем заполнять кластер Работа с эпиграфом к уроку. — Прочитайте слова на доске, их сказал Николай Алексеевич Некрасов Играйте же, дети, растите на воле, — К кому обращается Николай Алексеевич? Что же — Что Николай Алексеевич пишет нам во второй — Какую тему мы будем рассматривать на уроке? «Изображение крестьянских детей» — Знаете ли вы произведения о детях, читали ли вы Почему писатели (И.С. Тургенев и Н.А. Некрасов) обращаются к данной теме? — Это и есть проблема нашего исследования — А вам хотелось бы взглянуть на жизнь Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жили писатели, рассмотрим репродукции картин великих русских художников 19 века. | Отвечают на вопросы | Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное) Регулятивные (понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале), познавательные: (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию) |
7. Работа с репродукцией картины. 8. Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" | - Рассмотрим репродукцию картины русского художника Владимира Егоровича Маковского "Ночное". - Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» также посвящен крестьянским детям Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними. Беседа с учениками. Сколько историй рассказали мальчики? О ком эти истории? Почему мальчики были суеверными? Рассказ «Бежин луг» оставил в наших душах множество переживаний: любовь к природе, интерес к жизни ваших, ребята, сверстников в далеком 19-м веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать. А сейчас давайте рассмотрим другую картину. Перед вами работа Алексея Гавриловича Венецианова «Крестьянские дети в поле» Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Сейчас мы вспомним отрывок из данной поэмы. Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок" - Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос: "Кого встретил Н.А.Некрасов?" - Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика) - Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе? Беседа по содержанию прочитанного текста. - Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал) - Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание. В больших сапогах, в полушубке овчинном, - Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.) - Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу) - В какое время года произошла встреча? (зимой) - Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? - Удалось ли ему это? - Прочитайте слова, записанные на доске: Играйте же, дети, растите на воле, - Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова? (В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!) | Работают с картиной, отвечают на вопросы Заранее подготовленные ученики дают портретные характеристики мальчиков, выделяют детали, характерные для каждого из них. Мальчики рассказали 13 историй-быличек. Это истории о домовых, леших, водяных Эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые, и тем более дети – самые доверчивые и впечатлительные. Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений) |
9. Игра | Работа с картинами. Рассмотрите картины и ответьте на такие вопросы: 2. Что вы можете сказать по картинам о жизни, Игра «Ровесники» Словарная работа: Плошка – (устар)плоский круглый сосуд из глины, расширяющийся кверху; мишка, чашка. Косынка (головной убор) – разновидность платка, представляющая собой кусок ткани в форме треугольника. Люлька (устар) – подвесная колыбель. Тулуп – долгополая меховая шуба Полог (устар)– занавеска, закрывающая кровать сверху и с боков или любая занавеска | | Регулятивные (осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации) |
10. Итог урока. | — Итак, давайте подведем итог. Вернемся к началу — Обратите внимание на выражение “красное (На Руси под словом “красное” понималось как - Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова? (В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!) Вот таким вы изобразили детство в начале урока — Изменились ли ваши впечатления о детстве? (групповая работа) Вы видите различия? Все ли | Коллективно составляют кластер, отвечают на вопросы. | |
11. Рефлексия. | — Почувствовали ли вы себя исследователями? Спасибо за урок! До встречи! | | Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) |