Статья «Изобразительные игры и нетрадиционные способы рисования для детей с ОВЗ»
«Изобразительные игры и нетрадиционные способы рисования для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Бычкова Елена Анатольевна
Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»
Аннотация: В статье представлены изобразительные игры для детей с ОВЗ, нетрадиционные способы рисования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в целенаправленном обучении. И значительное место в процессе обучения и воспитания занимают изобразительные игры, в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный опыт. Игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Каждая игра обязательно должна содержать обучающую, дидактическую задачу. В развитии ребенка уделяется большое место игре, которая так важна для полноценной жизни ребенка, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие. Использование игровых приемов в изодеятельности школьников влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, активизируют эмоционально-волевую сферу. Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должно присутствовать два начала: познавательное и занимательное. Можно применять такие разнообразные игры, как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков. Развивающее обучение, связанное с искусством, предоставляет ребенку с проблемами практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Это обеспечивает умственное развитие ребенка и адаптацию его в социальной среде. Изобразительное искусство дает детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть мир иначе. Именно в школе наряду с социализацией начинается активно развиваться воображение данной категории детей, а значит, любому педагогу, психологу необходимо знать законы развития воображения и условия, необходимые для его развития. Необходимо так выстраивать занятия по изобразительному искусству, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение. Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех предметов этой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития. Используя изобразительные игры дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
Изобразительные игры и упражнения можно разделить на следующие группы:
- игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;
- игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме;
- игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов;
- игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях;
- игры и упражнения на развитие образного мышления;
- специальные графические упражнения.
Изобразительные игры:
- игры с линией
- игры с пятном
- игры с шаблонами
- игры с манипулятивным рисовальным конструктором
- игры-задания
- игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
- игры и упражнения по цветоведению
- игра-головоломка.
- словесные игры
Сочетание слова, наглядности и практической деятельности является основой развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта.
Для своей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья я выбрала нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции.
«Бумажная пластика» и «Обрывная аппликация». Помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности, являются форма, цвет, композиция.
«Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первый — «пластилин» — подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А «графия» — создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
«Рукотворное чудо». Знакомит детей с особым видом декоративно-прикладного искусства — пластикой из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку.
«Цветная вата», «рисование ватной палочкой». Принцип первой техники заключается в создании изображения способом аппликации с использованием белых и/или цветных ватных шариков. Принцип второй техники заключается в использовании при рисовании вместо кисточки ватных палочек.
«Веселая акварель». Данное направление знакомит детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие.
Рисование ладошками. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. Это не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Рисование по трафарету, шаблону. При рисовании по трафарету красками можно использовать такие необычные технические материалы как: губка, жесткая кисть или зубная щетка, смятая салфетка, ватная палочка. Трафареты так же помогают при создании собственных рисунков. Трафареты учат правильно держать карандаш в руке, регулировать силу нажима и создавать четкие линии. Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по трафаретам различных фигур развивает мелкую моторику рук, автоматизирует двигательные навыки, способность не выходить за контур и быть аккуратным. Очертание внешней линии предмета в процессе обводки силуэта, контура или по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит ребенка рисовать различные линии в заданных условиях: прямые, ломаные, прерывистые, волнистые. За этим навыком стоит непростая синхронная работа систем организма: костной, мышечной, нервной. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими процессами как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, воображение, речь.
Изобразительные игры и нетрадиционные способы рисования для детей с ОВЗ имеют важное значение. Способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия.
Литература:
1.Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб: Каро, 2004. 176 с.
2.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2001. 247 с.
3.Бёдёр Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения // Дефектология. 1975. №1.
4.Вершинина Н.А. Предметное рисование. Северодвинск: Изд-во Поморского университета, 1994.
5.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. 270 с.
6.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.
7.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе. М.: Знание, 1996. 157 с.