Изучение элементов башкирского танца
Конспект ООД
на тему: "Изучение элементов башкирского танца"
для воспитанников подготовительной группы
Подготовил: Магафурова Д.В., музыкальный руководитель, первая квалификационная категория.
Цель: Разучивание элементов башкирского танца
Задачи:
Обучающие:
Учить самостоятельно передавать различные образы.
Учить воспитанников чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.
Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
Развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. Развивать эмоциональную сферу, помогая корректировать поведение воспитанников в игре.
Развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Способствовать музыкальному восприятию воспитанников, желанию двигаться под музыку.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство коллективизма, ответственность друг за друга.
Воспитывать силу воли, трудолюбие и дисциплину.
Закрепить музыкальные и коммуникативные навыки через игровую, танцевальную и песенную деятельность.
Продолжать воспитывать чувство уважения и любви к своей родине и её культуре.
Материалы и оборудование: маракасы, бубенцы, дудочки, бубны, презентация, интерактивное устройство экран, ноутбук, музыкальная колонка.
Обогащение словаря: сольно, аккомпанемент, курай, кубыз, «Түңәрәк уйын», «Парлы бейеү», тюбетейка, нагрудные украшения – яға.
Ход занятия:
1.Организационный момент
1 СЛАЙД – титульный лист
В аудиозаписи звучит «Туманное утро» музыка Р.Хасанова.
Воспитанники входят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята меня зовут Динара Вячеславовна. Сегодня я проведу с вами музыкальное занятие. Сейчас предлагаю вам поприветствовать друг друга весёлой песней «Здравствуй друг». Прошу выходите и становитесь в круг
Проводится коммуникативная игра-приветствие «Здравствуй, друг!»
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Становись скорее в круг.
Свою руку другу дай (Дают друг другу руки)
Дружно весело шагай. (Идут по кругу хороводным шагом)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Как весело и дружно мы все поздоровались друг с другом. Ведь мы с вами настоящие друзья! Покажите мне все ладошки, а сейчас давайте поиграем:
(коммуникативная игра «Мы все друзья!»)
Поднимите все ладошки, и потрите их немножко
Дружно хлопните раз пять:1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший-я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший-и ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Крикнем дружное ура!
Музыкальный руководитель:
Дружно за руки возьмемся
И на стульчики пройдём.
Дети проходят на стулья.
2 СЛАЙД –появление национальных кукол
2.Основная часть.
Музыкальный руководитель: Ребята, к нам пришли гости, Айдар и Айгуль! Вы заметили, как они необычно одеты? Я вам предлагаю тоже надеть элементы национального башкирского костюма, мальчикам – тюбетейки, а девочкам – яға (нагрудное украшение)? Как вы думаете, какого народа этот костюм?
Ответы воспитанников.
Музыкальный руководитель: Айдар и Айгуль неслучайно сегодня заглянули к нам в гости. Давайте послушаем их. (они очень хотят станцевать с вами национальные башкирские танцы, вы когда-нибудь видели башкирский танец, умеете ли вы его танцевать?) Внимание на экран.
3 СЛАЙД -Видео просмотр башкирского танца.
Музыкальный руководитель: У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые песни и танцы. Башкирский танец появился очень давно, когда люди жили в горах и лесах. Башкиры –это народ, который любит музыку и танцы. Они танцевали, чтобы веселиться, отмечать праздники и рассказывать истории.
Танец показывает, как они работают, как заботятся о животных и как радуются жизни.
Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид: подражание бегу, скачкам, охоте – в мужских танцах, мужские танцы исполнялись коллективно и сольно (в одиночку); Женский танец исполнялся скромно, медленным и легким шагом, движениями плечами и щелчки пальцами. Башкирские танцы исполнялись под аккомпанемент (музыкальное сопровождение) курая, кубыза, под стук подноса. У танца есть много красивых движений, и каждый раз, когда его танцуют, это как будто новый рассказ.
Башкирский танец – это не просто танец, а часть истории и культуры людей. Он помогает нам помнить о наших традициях и радоваться жизни вместе!
4 СЛАЙД – курай, кубыз
Музыкальный руководитель: Какой красивый танец! Вам понравился?
Ответы воспитанников.
Музыкальный руководитель: Танец действительно получился замечательным и красивым благодаря мастерству танцоров, музыке и конечно же костюмам. Согласны со мной?
Ответы воспитанников.
Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас я вам раздам музыкальные инструменты, на которых мы попробуем подыграть, прослушанной музыке.
5 СЛАЙД – музыкальный номер - оркестр
Воспитанникам раздают МИ, в аудиозаписи звучит башкирская мелодия, по показу музыкального руководителя играют на МИ.
Музыкальный руководитель: Какой великолепный оркестр у нас с вами получился. Молодцы! Но может мы сегодня попробуем с Айдаром и Айгуль выучить башкирский танец? Тогда выходите скорее в круг, мы начинаем танцевать!
6 СЛАЙД - танцевальная игра «Түнәрәк уйын» - хороводная.
Разучивание элементов танца: 1) вращение кистями, взмахи руками 2) щелчки пальцами 3) переменный ход 4) притоп.
Музыкальный руководитель: Мальчики и девочки башкиры очень любили играть и, собравшись вместе, придумывали веселые игры с танцами. Давайте и мы с вами поиграем в танцевальную игру, в которой научимся элементам движений башкирского танца. А называется танцевальная игра «Түнәрәк уйын» - хороводная.
Взявшись за руки двигаются по кругу хороводным шагом, выполняют два шага вперед и три притопа сужая круг,делают два шага и три притопа назад расширяя круг, девочки вращая кистями постепенно поднимают руки над головой, девочки выполняют щелчки пальцами, а мальчики ритмично хлопают в ладоши.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Как здорово у вас получилось!
7 СЛАЙД - появление национальных кукол
Музыкальный руководитель: А сейчас Айдар и Айгуль предлагают вам станцевать башкирский танец «Парлы бейеү» (Кружатся парами, делают шаг назад и снова вперед, руки на поясе. Кружатся на месте вокруг себя по одному. Притоптывают обеими ногами. Стоя друг перед другом девочки поднимают руки и вращают кистями, амальчики делают взмахи руками в стороны.Движения припева повторяется. Выполняют полуприседание с поворотом корпуса вправо- влево. Руки на поясе. Движения припева повторяется.)
8 СЛАЙД - башкирский танец «Парлы бейеү»
Заключительная часть. Рефлексия.
Музыкальный руководитель: Как здорово у вас получилось! Наши гости очень рады, что побывали у вас, но им пора возвращаться.
9 СЛАЙД – прощание национальных кукол
МР: Ребята, а теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? Расскажите, что вы видели и слышали. А что вам понравилось больше всего? А что было самое сложное для вас?
МР: Вот и закончилось наше занятие, я благодарю вас за то, что вы были такими активными, весёлыми и любознательными. Ребята, наши гости оставили на память вам подарок. Спасибо за внимание. До свидания!
Башкирский национальный костюм женский: кашмау –традиционный головной убор, представляет собой широкую и высокую шапку, украшен вышивкой и бисером; кушъялык – большой платок (сдвоенный платок
) покрытый украшениями; головные подвязки с монетами, могут включать в себя другие элементы бисер или вышивка, являются символом женственности и красоты. Длинное платье (кулдәк), безрукавный камзол (жилетка).
Головной убор у мужчин меховая шапка – бурек, или тюбетейка. Длинный халат(камзол) рубашка, широкие штаны, пояс.
Прядение - это когда из шерсти или хлопка делают нити, сначала их очищают и распускают, чтобы они стали пушистыми, затем берут специальный инструмент, который называется прялка и начинают крутить эти волокна(нити). Эти нити можно использовать для шитья и вязания.
Курай – музыкальный инструмент, который выглядит как трубочка. Он сделан из дерева, когда в него дуют, он издает красивые звуки, похожие на пение птиц.
Кубыз –музыкальный инструмент сделан из дерева или металла и имеет две дырочки. Чтобы играть на кубызе нужно взять его в руки и дуть в одну из дырочек. Когда дуешь, из него слышатся красивые и необычные звуки.
Зубова Ольга Алексеевна