План-конспект к мастер-классу «Основные элементы традиционного немецкого танца «Лендлер»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития «Салют» городского округа города Уфа Республики Башкортостан
План-конспект к мастер-классу «Основные элементы традиционного немецкого танца «Лендлер»
Разработала: Строкина Елена Валерьевна
Педагог доп. образования
2018 г.
Цель: поделиться с педагогами опытом работы в подготовке учеников для исполнения народного немецкого традиционного танца «Лендлер».
Задачи:
Образовательные: Формирование знаний об истории возникновения традиционного немецкого танца и специфики исполнения основных элементов танца.
Развивающие: Развитие интереса к традиционной танцевальной культуре немецкого народа, изучение традиционных движений немецкого танца «Лендлер»
Расширение информационного багажа педагогов о технике исполнения и этапах подачи материала при обучении немецкому народному танцу.
Воспитательные: Формирование художественного и эстетического вкуса.
Возраст участников: от 12 лет и старше
Продолжительность занятия: 45 минут
Материально-техническое обеспечение:
-бейджик с Ф.И.О. педагога;
-бейджики с именами участников;
- хореографический класс
-музыкальный центр;
-фонограмма;
-видеопроектор.
План мастер-класса.
Вводная часть занятия
1. Приветствие. Поклон.
2. Знакомство с педагогом.
Основная часть занятия 3. Часть 1.Теоретическая часть: «История традиционного немецкого народного танца «Лендлер». 4. Часть 2 . Практическая часть: разучивание
основных элементов традиционного немецкого танца «Лендлер» . Заключительная часть занятия
5. Вопросы и ответы по пройденной теме
6. Завершение мастер-класса. Поклон.
Ход проведения мастер-класса:
Вводная часть
Педагог: Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса! Давайте познакомимся! Меня зовут Елена Валерьевна, и я преподаватель по народным танцам.
Педагог: Очень приятно с вами познакомиться. Сегодня мы разучим немецкий народный танец «Лендлер», богатый замысловатыми фигурами, но мы выучим только самые основные и в конце занятия соберем их в небольшой танец.
Основная часть
Часть 1. Теоретическая часть: сообщение «История традиционного немецкого народного танца «Лендлер».
Цель: расширить знания учеников и педагогов относительно происхождения немецкого народного танца «Лендлер».
Лендлер – парный круговой танец альпийской Австрии и южной Германии. Само название говорит о его корнях – land означает «деревня», «сельская местность».
1. Лендлер - Австрийский и немецкий общественный танец XVIII века крестьянского происхождения. Музыкальный размер – ¾, 3/8. Темп умеренный. Исполняется в парах, весело и игриво, с продвижением по кругу.
2. Лендлер - бальный общественный танец XIX века в характере Контрданса. Музыкальный размер – ¾, 3/8. Темп умеренный быстрый. Исполняется в парах, в линейном построении, с переходами между линиями.
Лендлеры во множестве разновидностей распространены во многих районах Австрии, Германии и Швейцарии. При разнице в композициях, им присущи приблизительно одинаковые танцевальные движения: вращения, притопы, прыжки, хлопки в ладоши. Движения исполняются широко и свободно, как в закрытом положении в паре, так и в открытом, и даже спиной друг к другу. В некоторых вариантах Лендлера можно встретить такие танцевальные фигуры, как кружение девушки под рукой партнёра, кружение обоих друг против друга, продвижение девушки под рукой партнёра, взаимная перемена мест. Темп музыкального сопровождения ранних Лендлеров был неторопливым, позже он стал живее. Проникновение лендлера за пределы его традиционных областей знаменательно тем, что в городских условиях одни его черты были выделены, а другие затушёваны. Так танец получил новое качество. В нём отчётливо выделилось плавное вращательное движение. Слово «вальс» в переводе с немецкого означает «кружиться». Оно постепенно стало наиболее подходящим для обозначения нового танца и так и осталось до наших дней».
Часть 2. Практическая часть:
Цель: ознакомить учеников и педагогов (хореографов) с основными элементами традиционного немецкого танца «Лендлер»
Педагог: Вот мы с вами и познакомились с танцем в теории, теперь перейдем к практике. Для этого вам нужно разделиться по парам. Но сначала небольшая разминка.
- маленькая разминка (вращения в основных суставах, общий разогрев всего тела);
- постановка в пару
- линии и направления в танцевальном зале при обучении немецкому народному танцу «Лендлер»
- основные элементы немецкого традиционного танца «Лендлер»: простые и сложные фигуры (схема их движения):
-«Упряжка» (8 тактов)
Такт 1 Партнеры разворачиваются по х.т. и с внешней ноги променад вперед, выводя соединенные руки перед собой.
Такт 2 Променад по х.т. с доворотом друг к другу и отводом рук назад (против х.т.)
Такты 3-4 Партнеры разворачиваются по х.т., променад вперед выводя соединенные руки перед собой, К поднимает руку дамы и та проворачивается под рукой по ч.с.
Такт 5 Променад по х.т. с доворотом друг к другу и отводом рук назад (против х.т.)
Такт 6 Партнеры разворачиваются по х.т. и с внешней ноги променад вперед выводя соединенные руки перед собой, К берет л. рукой п. руку дамы
Такты 7-8 з небольшим продвижением К левой рукой за п.р. вращает даму против ч.с. и разворачивается по х.т.
В конце К и Д стоят плечом к плечу, внешние руки соединены арочкой над головами, п.р. кавалера обнимает талию дамы и держит ее л.р.
-«Воротца» (8 тактов)
|
Такты 1-2 Партнеры перехватывают руки накрест п. руки сверху. К делает маленькие шаги по х.т., в это время Д делает оборот по ч.с. под соединенными руками. Руки партнеров не отпускаются, сохраняя контакт внутренними сторонами пальцев. По завершении такта руки скрещены, л.р. сверху.
|
- «Окошко» (16 тактов)
Такты 1-4 Д вращается на месте по ч.с. под руками, не отнимая их от рук кавалера, два оборота. В результате правые руки создают вертикальное окошко, через которое протянуты левые руки. Д оказываются лицом против х.т., кавалер - по х.т.
Такты 5-6 Пара поворачивается по ч.с. на 180°
Такты 7-8 Д останавливается, а К обходит ее еще на половину круга на свое место не отнимая рук. В результате партнеры друг напротив друга, руки соединены.
Такты 9-12 Д вращается на месте против ч.с. под руками, не разнимая их с руками кавалера, два оборота. В результате левые руки создают вертикальное оконце, через которое протянуты правые руки. Д оказывается лицом по х.т., кавалер - против х.т.
Такты 13-14 Д стоит на месте, а К обходит ее против ч.с. не разнимая рук.
Такты 15-16 К завершает обход и становится рядом с дамой. П. руки над правым плечом дамы, левые - внизу спереди слева.
- «Фонтан» (16 тактов)
Такт 1 Пара начинает движение в центр круга, п.р. поднимаются на уровень глаз.
Такт 2 п.р. выводятся вверх и, отпустившись, идут по большой дуге вниз, тем временем левые выводятся на уровень глаз.
Такт 3 л.р. выводятся вверх и, отпустившись, идут по большой дуге вниз, тем временем правые соединяются внизу.
Такт 4 л.р. соединяются под правыми.
Такты 5-8 Т.1-4 с продвижением из центра.
Такты 9-16 Т. 1-8
-«Мельница» (16 тактов)
Такты 1-4 променад
Такты 5-8 пара вращается вокруг оси против ч.с. на 360°
Такты 9-12 променад
Такты 13-16 партнеры вращаются вокруг оси пары против ч.с. на 360° и останавливаются лицом друг к другу.
- «Колодец» (16 тактов)
Такты 1-4 Соединенные руки на первый такт скрещиваются ближе к кавалеру и тот «ныряет» головой в образованное руками дамы окошко, вращаясь на месте на 360°, после начала оборота кавалером, дама также проворачивается вслед за руками.
Такты 5-16 То же самое делает дама, потом снова кавалер и снова дама
Примечания к описанию:
(условные обозначения)
- "Д"-дама
- "К"-кавалер
- ч.с.-часовая стрелка
- п.р.-правые руки
- л.р.-левые руки
- х.т.-ход танца
- Т-такт
- «маленькие секреты».
«упряжка» «колодец»
«окошко» «воротца»
«фонтан»
Исполнение фигур под музыку /data/files/k1557818043.mp3 (Традиционный Лендлер)
Заключительная часть
Педагог: Вот мы с Вами разучили основные фигуры танца «Лендлер» и исполнили их под музыку. Если есть какие-то вопросы, то смело задавайте.
Вопросы участников мастер-класса и ответ на них
Педагог: Наш урок подошел к концу. Все молодцы! Надеюсь Вам понравился танец и Вы будете его использовать в своей работе и исполнять на сцене. Всего Вам хорошего!
Все выполняют поклон и уходят.
Ожидаемые результаты:
Материал данного мастер-класса позволит руководителям хореографических коллективов разнообразить свой педагогический репертуар.
Использованная литература:
1 Гольдшмидт Э. Пособие по немецкому народному танцу. Москва: АНО Брайтенарбайт. 2010г. 384с
2 Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
3 Интернет-ресурс http://dance123.ru/lendler