Изучение сказки-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина в учебно-методическом комплексе по литературе под редакцией И.Н. Сухих
ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ-БЫЛИ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» М.М. ПРИШВИНА В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ И.Н. СУХИХ
Колбина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района НСО
Аннотация. В статье рассматривается методический аспект изучения творчества М.М. Пришвина в школе на примере учебно-методического комплекса по литературе под редакцией И.Н. Сухих. Анализируется система вопросов и заданий по сказке-были «Кладовая солнца» в соответствии с современными требованиями обучения литературе в школе, делаются выводы о достоинствах и недостатках программы.
Ключевые слова: теория и методика обучения литературе, учебно-методический комплекс И.Н. Сухих, М.М. Пришвин, «Кладовая солнца».
Изучение сказки-были «Кладовая солнца» в школьной программе по литературе имеет долгую историю. На сегодняшний день разработано достаточно много теоретического, дидактического и методического материала, который помогает учителям при работе над анализом сказки-были «Кладовая солнца». Сложность её изучения состоит в том, что это не просто произведение о природе, а это сказка «для всех», как писал в дневнике М.М. Пришвин. Автор придал глубокий смысл в «Кладовую солнца»: «правда есть суровая борьба за любовь…» [7].
Нами проанализированы учебники, рабочие программы, методические пособия по литературе под редакцией И.Н. Сухих, рекомендованные Министерством Просвещения Российской Федерации [2]. Учебник по литературе под редакцией И.Н. Сухих начал печататься в «толстом» журнале «Звезда» в 2005-2007 годах. Изначально издавался раздел «Литература. XIX век», затем публикации удостоился раздел «Литература. XX век» и был допущен к преподаванию.
И.Н. Сухих является действующим преподавателем СПбГУ (профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ). Исходя из того, что во время школьных лет И.Н. Сухих преподавание литературы было скучным и схематичным, профессор решил создать собственный учебник. Его главная задача была «написать так, чтобы школьникам захотелось прочитать (или перечитать) произведения и авторов, о которых идёт речь» [3].
В основе учебно-методического комплекса по литературе под редакцией И.Н. Сухих лежит системно-деятельностный подход. В обучении главными элементами содержания становится аналитическая, литературно-художественная и проектная деятельность обучающихся. Авторы УМК опираются на «открытую методику» В.Г. Маранцмана, становление которой происходило под воздействием учёных ленинградской школы. При создании методики огромную роль сыграли взгляды Г.А. Гуковского. По мнению В.Г. Маранцмана и Г.А. Гуковского, учебные занятия по литературе должны проходить под руководством учителя и носить интеллектуальный, воспитывающий, захватывающий, эмоциональный характеры. Основной акцент ставится на творческое чтение, развивающее воображение обучающихся. Изучение произведений происходит последовательно и систематически, готовя обучающихся к творческой интерпретации мира.
Творчество М.М. Пришвина в учебнике под редакцией И.Н. Сухих изучается в 5 классе в разделе «Мир природы в эпических произведениях» [4, с. 138-165]. Выбор текста традиционен – сказка-быль «Кладовая солнца», на рассмотрение которой отводится 4 часа. «Кладовая солнца» расположена между рассказом И.С. Тургенева «Бежин луг» и рассказом «Васюткино озеро» В.П. Астафьева. Авторы учебника предлагают обучающимся сравнить рассказ «Васюткино озеро» и сказку-быль «Кладовая солнца», эти два произведения объединяет то, что в них показано как дети выживают в тяжёлых условиях, как природа помогает, сопереживает героям. Рассказ «Бежин луг» И.С. Тургенева, сказка-быль «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, рассказ «Васюткино озеро» В.П. Астафьева изучаются в одном разделе, потому что в этих произведениях большую роль играет пейзаж, главными героями являются дети-подростки, совершающие «открытия». Главные герои произведений «Кладовая солнца» и «Васюткино озеро» Митраша и Васютка заблудились, но при этом узнали что-то новое: Митраша познакомился со Слепой еланью, а Васютка открыл озеро, которое назвали в его честь. В рассказе «Бежин луг» дети «знакомят» заблудившегося охотника с нечистой силой, то есть можно сказать «открывают» потусторонний мир. Особое значение писатели уделяют деревьям, например, в сказке-были «Кладовая солнца» смысловую нагрузку несёт эпизод рассказа о сосне и ели. Эти два образа похожи на Настю и Митрашу, которые спорят между собой, стараются показать кто же из них главнее и в то же время помогают понять, что не нужно соперничать друг с другом. В рассказе «Васюткино озеро» деревья являются «проводником», то есть при походе в лес на деревьях люди оставляли зарубки, по которым можно было вернуться домой. В рассказе «Бежин луг» при повествовании истории мальчиком Костей дерево является местом действия: плотник сидит возле дерева, а русалка на ветке.
На первом учебном занятии по «Кладовой солнца» обучающиеся знакомятся с биографией писателя и начинают читать сказку-быль. На втором уроке тема «человек и природа» рассматривается на различных уровнях текста: идейно-художественном, образном, сюжетно-композиционном. Например, задания: «С какой целью М.М. Пришвин вводит в повествование о детях рассказ о сосне и ели? Как он связан с основными событиями произведения?» [4, с. 155], «Каким вы представляете себе Антипыча? Устно опишите его или нарисуйте» [4, с. 159]. На данном уроке обучающиеся работают с теоретическим понятием «пейзаж». В учебнике под редакцией И.Н. Сухих представлена небольшая статья «Первоначальное представление о пейзаже в литературном произведении», в которой раскрывается понятие пейзажа, его функции (создание эмоциональной атмосферы события, влияние на настроение повествователя или героя и другие).
Природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина играет огромную роль. Автор умело «оживил» природу, а не только описал ее. Природа выражает свое отношение ко всему происходящему вокруг: к детям, к их конфликту. Природа старается показать всеми силами, что они идут по неправильному пути (дует злобно ветер, воют деревья, солнце исчезает). Например, задания: «Проследите, как изменяется природа по мере приближения Митраши к самому страшному испытанию» [4, с. 160].
Третий урок посвящён характеристике главных героев Насти и Митраши, их испытаниям. Вопросы и задания направлены на развитие воображения обучающихся: «Какими вы представляете героев сказки-были? Нравятся ли вам они?» [4, с. 145], на выявление изобразительно-выразительных средств языка: «Какими эпитетами и сравнениями вы охарактеризовали бы это время года?» [4, с. 145]. На этом же уроке обучающиеся работают над сказочными мотивами. Например, задания: «В какой момент быль становится похожей на сказку? Чем? Чем мир лесов и болот, в который попали дети, напоминает сказочный мир? Зачем М.М. Пришвин облекает быль в сказочную форму?» [4, с. 150-151]. Одновременно проводится творческая работа: выразительное чтение отрывка – эпизод диалога-ссоры брата и сестры или его инсценировка.
На уроках по изучению «Кладовой солнца» обучающиеся должны прийти к выводу о том, что правда жизни - это мудрое отношение человека к природе и их единство. Важно донести и такую мысль: главные герои произведения – олицетворение мудрости и силы человека, который способен преодолеть трудности, относясь к природе внимательно, бережно и чутко. Кладовая солнца – это, прежде всего, духовные богатства человека, живущего в природе.
Заключительный урок по сказке-были «Кладовая солнца» носит творческий характер. В учебнике по литературе для 5 класса под редакцией И.Н. Сухих к сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина размещены иллюстрации художника Е. Рачёва. Они создают особую атмосферу, обучающиеся наглядно могут увидеть или представить окружение, в котором оказались дети. Художник-иллюстратор смог создать такие образы, которые не стареют по сей день, радуют глаза читателей. Предлагается выполнить творческое задание: написать отзыв об иллюстрациях, созданных Е. Рачёвым, к сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина. Авторы-составители дают рекомендации по написанию отзыва.
Итак, в УМК по литературе под редакцией И.Н. Сухих изучение творчества М.М. Пришвина предусмотрено в 5 классе. Обучающиеся работают над идейно-художественной, образной и сюжетно-композиционной особенностями сказки-были «Кладовая солнца», выполняют творческие задания, рекомендуемые авторами-составителями УМК.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнением от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.03.2019)
2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Дом/Downloads/Приказ_345_от_28.12.2018_ФПУ.PDF (дата обращения: 30.03.2019)
3.Журнал «Санкт-Петербургский университет», № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spbumag.nw.ru/2009/07/18.shtml (дата обращения: 05.04.2019)
4.Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 частях. Часть 1 / [Т.В. Рыжкова, М.С. Костюхина, Г.Л. Вирина и другие]; под редакцией И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
5.Маранцман В.Г. «Открытая методика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alfa-dialog.ru/sites/default/files/bue/files/om_verstka_2018.pdf (дата обращения: 17.04.2019)
6.Предметная программа учебного курса «Литература». 5-9 классы. Учебно-методический комплекс под редакцией И.Н. Сухих [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://school58.edu.yar.ru/docs/rabochie_programmi_fgos/predmetnaya_programma_uchebnogo_kursa_literatura_5-9_kl.pdf (дата обращения: 05.04.2019)
7.Пришвин М.М. «Кладовая солнца» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vseskazki.su/avtorskie-skazki/m-prishvin/kladovaya-solnca-chitat.html?start=2 (дата обращения: 17.04.2019)