Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5 классе
В своей рабочей программе на творчество поэта я отвожу 3 урока.
К 1 уроку ученики получают задание познакомиться с жизнью и творчеством поэта по статье учебника В.Я.Коровиной, где даны краткие сведения о детстве, учёбе и военной службе, перечислены некоторые произведения, сказано об источниках создания стихотворения "Бородино"
В начале урока можно рассмотреть прижизненые портреты, которые доступны, например, по ссылке http://lermontov-lit.ru/lermontov/family/portret.htm.
Ученики без труда отметят, что практически на всех - Лермонтов в военной форме, значит, это отражает основное занятие в его жизни и его образ мыслей. Всмомнят, что он был сослан на Кавказ (а там шла война). Интерес к войне возник у него ещё в детстве, когда он слушал рассказы об Отечественной войне 1812г.
Попутно можно вспомнить, что эта тема уже встречалась на страницах другого произведения - "Волк на псарне" И.А.Крылова.
Ученикам, конечно, нужно сказать об исторических событиях, отражённых в стихотоврении с большой точностью: об отступлении русских перед победоносной армией Наполеона, о трудном решении Кутузова сдать Москву, но сохранить армию, дав перед этим решительное сражение недалеко от Москвы у деревни Бородино. Следует отметить, что после входа вражеской армии в город, его подожгли не враги а сами русские, как знак непокорности Наполеону.
Покажем знаменитый портрет ветерана войны 1812 г. - унтер-офицера лейб-гвардии Московского пехотного полка Андреева кисти П.Е.Заболотского (Я его беру из старого альбома для . (Интересную историю о прототипах стихотворения можно найти здесь http://lermontov.sch1262.ru/lermontov/101.html)
Теперь слушаем стихотворение. (Я пользовалась фонохрестоматией к учебнику - предпочитаю слушать, но можно показать диафильм)
Диафильм "Бородино"
PPTX / 5.81 Мб
Мои ученики сразу заметили, как актёр меняет тембр голоса: вначале слышен молодой, звонкий голос, а потом хриплый, старый (показываю иллюстрацию А.В.Кондратьева - опять же из старого альбома по литературе). Дети отметили, что стихотворение вызывает печальные чувства - много солдат погибло, бой был страшный.
Спросим у ребят:"Почему Лермонтов решил не сам рассказывать о знаменитом сражении, а передал рассказ старому солдату - ветерану войны?" Картины, посвящённые Бородинской битве, можно найти по ссылке ниже - они прекрасно помогут представить некоторые картины боя. Можно дать задание - подобрать строки из стихотворения к демонстрируемым картинам.
На дом - выразительное чтение (я дала индивидуально по 2 строфы каждому). А для подготовки дала рекомендации - их можно найти в моей ранней публикации https://урок.рф/library/didakticheskij_material_dlya_podgotovki_k_virazitel_174123.html
2 урок можно начать с высказывания, которое уже встретилось ученикам в домашних рекомендациях :
Прочитайте высказывание В.Архипова о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Подумайте, какие слова, отражающие основную мысль стихотворения, можно вставить на месте пропусков (они даны в скобках):
«Гениальное «Бородино» Лермонтова – это поэма о … (великом, бессмертном, непосильном, удивительном) народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших … (чудесных, невозвратимых, хлопотных, горьких) героических днях…»
Теперь слушаем выразительное чтение и даём краткий комментарий. Обращаем внимание на интонацию, логические ударения и паузы, пафос, темп, беглость и правильность.
В оставшееся время - словарная работа по карточке из дидактического материала. Задания брала из книги Г.С. и Б.Г. Меркиных "Путь к сотворчеству" и рабочей тетради к учебнику.
Словарная работа - дидактический материал
DOCX / 2.88 Мб
Первое задание трудноватым оказалось для моих учеников - слишком много синонимов, но большинство справились. Второе задание - очень интересное - на развитие памяти. Подсказывала, слова какой части речи нужно вставить, давала их толкования, говорила, что ритм и рифма также подсказывают - и, в основном, вспомнили сами, без подглядывания. Что успели - сделали в классе, остальные задания - на дом.
(Вопреки общепринятой методической логике, выразительное чтение у меня предшестовало словарной работе)
На 3 уроке проверим правильность выполнения домашнего задания. Начнём с 4 и 5 заданий, ориентированных на своеобразие языка произведения. Стихотворение было настолько популярным, что многие его выражения стали крылатыми. Спрашиваю, не слышали ли ученики их в речи взрослых, в СМИ. Сама, например, очень часто употребляю "смешались в кучу кони и люди".
В кроссворде в выделенных столбцах должно получиться название более раннего стихотворения "Поле Бородина". Обратимся к нему http://lermontov.info/text/pole.shtml
Люблю сравнивать художественные произведения, ведь всё познаётся в сравнении.
Чем отличаются стихотворения? А чем похожи? Почему Лермонтов решил создать ещё одно стихотворение на ту же тему? Почему в "Бородине" поэт оставил некоторые выражения и строки? Какое стихотворение понравилось больше и почему?
Наконец, у Лермонтова есть стихотоврение "Два великана". Предложим ребятам его самостоятельно прочитать и написать, о чём оно.
На дом - наизусть отрывок из "Бородино"
Горбачёва Марина Юрьевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Юрий Плещеев
Стригачева Татьяна Николаевна