12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино

В своей рабочей программе на творчество поэта я отвожу 3 урока.

К 1 уроку ученики получают задание познакомиться с жизнью и творчеством поэта по статье учебника В.Я.Коровиной, где даны краткие сведения о детстве, учёбе и военной службе, перечислены некоторые произведения, сказано об источниках создания стихотворения "Бородино"

В начале урока можно рассмотреть прижизненые портреты, которые доступны, например, по ссылке http://lermontov-lit.ru/lermontov/family/portret.htm.

Ученики без труда отметят, что практически на всех - Лермонтов в военной форме, значит, это отражает основное занятие в его жизни и его образ мыслей. Всмомнят, что он был сослан на Кавказ (а там шла война). Интерес к войне возник у него ещё в детстве, когда он слушал рассказы об Отечественной войне 1812г.

Попутно можно вспомнить, что эта тема уже встречалась на страницах другого произведения - "Волк на псарне" И.А.Крылова.

Ученикам, конечно, нужно сказать об исторических событиях, отражённых в стихотоврении с большой точностью:  об отступлении русских перед победоносной армией Наполеона, о трудном решении Кутузова сдать Москву, но сохранить армию, дав перед этим решительное сражение недалеко от Москвы у деревни Бородино. Следует отметить, что  после входа вражеской армии в город, его подожгли не враги а сами русские, как знак непокорности Наполеону.

Покажем знаменитый портрет ветерана войны 1812 г. - унтер-офицера лейб-гвардии Московского пехотного полка Андреева кисти П.Е.Заболотского (Я его беру из старого альбома для . (Интересную историю о прототипах стихотворения можно найти здесь http://lermontov.sch1262.ru/lermontov/101.html)

Теперь слушаем стихотворение. (Я пользовалась фонохрестоматией к учебнику - предпочитаю слушать, но  можно показать диафильм)


Диафильм "Бородино"
PPTX / 5.81 Мб

Мои ученики сразу заметили, как актёр меняет тембр голоса: вначале слышен молодой, звонкий голос, а потом хриплый, старый (показываю иллюстрацию А.В.Кондратьева - опять же из старого альбома по литературе).  Дети отметили, что стихотворение вызывает печальные чувства - много солдат погибло, бой был страшный.

Спросим у ребят:"Почему Лермонтов решил не сам рассказывать о знаменитом сражении, а передал рассказ старому солдату - ветерану войны?" Картины, посвящённые Бородинской битве, можно найти по ссылке ниже - они прекрасно помогут представить  некоторые картины боя. Можно дать задание - подобрать строки из стихотворения к демонстрируемым картинам.

https://obiskusstve.com/350536798673046195/samoe-prekrasnoe-i-samoe-groznoe-borodinskoe-srazhenie-v-polotnah-hudozhnikov/

На дом - выразительное чтение (я дала индивидуально по 2 строфы каждому). А для подготовки дала рекомендации - их можно найти в моей ранней публикации https://урок.рф/library/didakticheskij_material_dlya_podgotovki_k_virazitel_174123.html

2 урок можно начать с высказывания, которое уже встретилось ученикам в домашних рекомендациях :

Прочитайте высказывание В.Архипова  о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Подумайте, какие слова, отражающие основную мысль стихотворения, можно вставить на месте пропусков (они даны в скобках):

«Гениальное «Бородино» Лермонтова – это поэма о … (великом, бессмертном, непосильном, удивительном) народном подвиге.  И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших … (чудесных, невозвратимых, хлопотных, горьких) героических днях…»

Теперь слушаем выразительное чтение и даём краткий комментарий. Обращаем внимание на интонацию, логические ударения и паузы, пафос, темп, беглость и правильность.

В оставшееся время - словарная работа по карточке из дидактического материала. Задания брала из книги Г.С. и Б.Г. Меркиных "Путь к сотворчеству" и рабочей тетради к учебнику.
Словарная работа - дидактический материал
DOCX / 2.88 Мб

Первое задание трудноватым оказалось для моих учеников - слишком много синонимов, но большинство справились. Второе задание - очень интересное - на развитие памяти. Подсказывала, слова какой части речи нужно вставить, давала их толкования, говорила, что ритм и рифма также подсказывают - и, в основном, вспомнили сами, без подглядывания.  Что успели - сделали в классе, остальные задания - на дом.

 (Вопреки общепринятой методической логике, выразительное чтение у меня предшестовало словарной работе)

На 3 уроке проверим правильность выполнения домашнего задания. Начнём с 4 и 5 заданий, ориентированных на своеобразие языка произведения. Стихотворение было настолько популярным, что многие его выражения стали крылатыми. Спрашиваю, не слышали ли ученики их в речи взрослых, в СМИ. Сама, например, очень часто употребляю "смешались в кучу кони и люди".

В кроссворде в выделенных столбцах должно получиться название более раннего стихотворения "Поле Бородина". Обратимся к нему http://lermontov.info/text/pole.shtml 

Люблю сравнивать художественные произведения, ведь всё познаётся в сравнении.

Чем отличаются стихотворения? А чем похожи? Почему Лермонтов решил создать ещё одно стихотворение на ту же тему? Почему в "Бородине" поэт оставил некоторые выражения и строки? Какое стихотворение понравилось больше и почему?

Наконец, у Лермонтова есть стихотоврение "Два великана". Предложим ребятам его самостоятельно прочитать и написать, о чём оно.

На дом - наизусть отрывок из "Бородино"

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.11.19 в 16:45 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу!
Стригачева Татьяна Николаевна, 22.11.19 в 19:57 1Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, Марина Юрьевна! Из двух преподаваемых предметов больше люблю литературу - "есть разгуляться где на воле"!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 21.11.19 в 19:42 2Ответить Пожаловаться
Отличные материалы, Татьяна Николаевна! Всё так логично выстроено! Спасибо!
Стригачева Татьяна Николаевна, 22.11.19 в 21:02 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзывы, Наталья Юрьевна! Очень важна оценка единомышленников!
Юрий Плещеев, 04.12.20 в 11:06 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, а если задан весь текст наизусть стихотворения Бородино и выделено на это 7 дней, в 5 классе, то что делать?
Стригачева Татьяна Николаевна, 12.12.20 в 12:32 0Ответить Пожаловаться
Юрий, я уже и не задаю весь текст выучить, потому что знаю, какая нагрузка у ребёнка в 5 классе, если он учится добросовестно.
Но уж если бы на то пошло, я бы учила каждый день по 2 строфы. Но здесь уже ответственность на ребёнке и родителях.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.