Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5 классе

11
6
Материал опубликован 21 November 2019 в группе

В своей рабочей программе на творчество поэта я отвожу 3 урока.

К 1 уроку ученики получают задание познакомиться с жизнью и творчеством поэта по статье учебника В.Я.Коровиной, где даны краткие сведения о детстве, учёбе и военной службе, перечислены некоторые произведения, сказано об источниках создания стихотворения "Бородино"

В начале урока можно рассмотреть прижизненые портреты, которые доступны, например, по ссылке http://lermontov-lit.ru/lermontov/family/portret.htm.

Ученики без труда отметят, что практически на всех - Лермонтов в военной форме, значит, это отражает основное занятие в его жизни и его образ мыслей. Всмомнят, что он был сослан на Кавказ (а там шла война). Интерес к войне возник у него ещё в детстве, когда он слушал рассказы об Отечественной войне 1812г.

Попутно можно вспомнить, что эта тема уже встречалась на страницах другого произведения - "Волк на псарне" И.А.Крылова.

Ученикам, конечно, нужно сказать об исторических событиях, отражённых в стихотоврении с большой точностью:  об отступлении русских перед победоносной армией Наполеона, о трудном решении Кутузова сдать Москву, но сохранить армию, дав перед этим решительное сражение недалеко от Москвы у деревни Бородино. Следует отметить, что  после входа вражеской армии в город, его подожгли не враги а сами русские, как знак непокорности Наполеону.

Покажем знаменитый портрет ветерана войны 1812 г. - унтер-офицера лейб-гвардии Московского пехотного полка Андреева кисти П.Е.Заболотского (Я его беру из старого альбома для . (Интересную историю о прототипах стихотворения можно найти здесь http://lermontov.sch1262.ru/lermontov/101.html)

Теперь слушаем стихотворение. (Я пользовалась фонохрестоматией к учебнику - предпочитаю слушать, но  можно показать диафильм)


Диафильм "Бородино"
PPTX / 5.81 Мб

Мои ученики сразу заметили, как актёр меняет тембр голоса: вначале слышен молодой, звонкий голос, а потом хриплый, старый (показываю иллюстрацию А.В.Кондратьева - опять же из старого альбома по литературе).  Дети отметили, что стихотворение вызывает печальные чувства - много солдат погибло, бой был страшный.

Спросим у ребят:"Почему Лермонтов решил не сам рассказывать о знаменитом сражении, а передал рассказ старому солдату - ветерану войны?" Картины, посвящённые Бородинской битве, можно найти по ссылке ниже - они прекрасно помогут представить  некоторые картины боя. Можно дать задание - подобрать строки из стихотворения к демонстрируемым картинам.

https://obiskusstve.com/350536798673046195/samoe-prekrasnoe-i-samoe-groznoe-borodinskoe-srazhenie-v-polotnah-hudozhnikov/

На дом - выразительное чтение (я дала индивидуально по 2 строфы каждому). А для подготовки дала рекомендации - их можно найти в моей ранней публикации https://урок.рф/library/didakticheskij_material_dlya_podgotovki_k_virazitel_174123.html

2 урок можно начать с высказывания, которое уже встретилось ученикам в домашних рекомендациях :

Прочитайте высказывание В.Архипова  о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Подумайте, какие слова, отражающие основную мысль стихотворения, можно вставить на месте пропусков (они даны в скобках):

«Гениальное «Бородино» Лермонтова – это поэма о … (великом, бессмертном, непосильном, удивительном) народном подвиге.  И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших … (чудесных, невозвратимых, хлопотных, горьких) героических днях…»

Теперь слушаем выразительное чтение и даём краткий комментарий. Обращаем внимание на интонацию, логические ударения и паузы, пафос, темп, беглость и правильность.

В оставшееся время - словарная работа по карточке из дидактического материала. Задания брала из книги Г.С. и Б.Г. Меркиных "Путь к сотворчеству" и рабочей тетради к учебнику.
Словарная работа - дидактический материал
DOCX / 2.88 Мб

Первое задание трудноватым оказалось для моих учеников - слишком много синонимов, но большинство справились. Второе задание - очень интересное - на развитие памяти. Подсказывала, слова какой части речи нужно вставить, давала их толкования, говорила, что ритм и рифма также подсказывают - и, в основном, вспомнили сами, без подглядывания.  Что успели - сделали в классе, остальные задания - на дом.

 (Вопреки общепринятой методической логике, выразительное чтение у меня предшестовало словарной работе)

На 3 уроке проверим правильность выполнения домашнего задания. Начнём с 4 и 5 заданий, ориентированных на своеобразие языка произведения. Стихотворение было настолько популярным, что многие его выражения стали крылатыми. Спрашиваю, не слышали ли ученики их в речи взрослых, в СМИ. Сама, например, очень часто употребляю "смешались в кучу кони и люди".

В кроссворде в выделенных столбцах должно получиться название более раннего стихотворения "Поле Бородина". Обратимся к нему http://lermontov.info/text/pole.shtml 

Люблю сравнивать художественные произведения, ведь всё познаётся в сравнении.

Чем отличаются стихотворения? А чем похожи? Почему Лермонтов решил создать ещё одно стихотворение на ту же тему? Почему в "Бородине" поэт оставил некоторые выражения и строки? Какое стихотворение понравилось больше и почему?

Наконец, у Лермонтова есть стихотоврение "Два великана". Предложим ребятам его самостоятельно прочитать и написать, о чём оно.

На дом - наизусть отрывок из "Бородино"

Комментарии

Благодарю за работу!

21 November 2019

Пожалуйста, Марина Юрьевна! Из двух преподаваемых предметов больше люблю литературу - "есть разгуляться где на воле"!

22 November 2019

Отличные материалы, Татьяна Николаевна! Всё так логично выстроено! Спасибо!

21 November 2019

Спасибо за отзывы, Наталья Юрьевна! Очень важна оценка единомышленников!

22 November 2019

Татьяна Николаевна, а если задан весь текст наизусть стихотворения Бородино и выделено на это 7 дней, в 5 классе, то что делать?

4 December 2020

Юрий, я уже и не задаю весь текст выучить, потому что знаю, какая нагрузка у ребёнка в 5 классе, если он учится добросовестно. Но уж если бы на то пошло, я бы учила каждый день по 2 строфы. Но здесь уже ответственность на ребёнке и родителях.

12 December 2020