Статья «Изучение сведений о столице Германии и её достопримечательностях как одно из условий развития интереса к немецкому языку у обучающихся в средней школе»
Статья
Изучение сведений о столице Германии и ее достопримечательностях как одно из условий развития интереса к немецкому языку у обучающихся в средней школе.
Над этой темой я начала работать во время учёбы в колледже и успешно защитила свою дипломную работу. Работая в школе, я применяю на практике данную методику в течение нескольких лет.
Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Этот вопрос широко обсуждается в методической литературе последних лет. Большую роль в поддержании мотивов к изучению ИЯ играет введение на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения ИЯ. Благодаря таким текстам, учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. содержание страноведческих текстов должно быть значимым для учеников, иметь определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или особенностях речевого поведения и этикета. Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом. И именно лингвострановедение должно служить опорой для поддержания мотивации, включающие в себя два аспекта:
1)обучение языку;
2) сведения о стране.
Поэтому "Использование лингвострановедческого материала на уроках и внеклассной работе иностранного языка" является актуальной.
Цель: Разработка заданий по развитию навыков чтения, аудирования, говорения и перевода с помощью устных и письменных упражнений.
Задачи исследования:
- выявить особенности развития познавательного интереса у обучающихся в средней школе;
- выявить культурное обогащение школьников в процессе изучения иностранного языка;
- определить методику работы со страноведческим и лингвострановедческим материалами на уроке немецкого языка в средней школе;
- определить структуру урока и внеклассных занятий по немецкому языку;
- изучить экспериментальную базу и составить психолого-педагогическую характеристику учащихся.
Страноведческий материал является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению ИЯ.
Мотивация изучения ИЯ увеличится и станет прочнее, если учитель будет вводить элементы страноведческого характера.
В первой главе характеризуются подходы, пути повышения мотивации в обучении ИЯ.
Во второй главе анализируются основные аспекты исследования, рассматриваются перспективы употребления ИЯ.
В заключении даются обобщающие выводы.
Иностранный язык является одним из основных инструментов восприятия культуры иноязычных стран.
Изучая иностранный язык и иноязычную культуру, обучающиеся получают возможность расширить свое социокультурное пространство.
Развитие познавательного интереса у учащихся является неотъемлемой частью в обучении иностранного языка. В центре внимания - ученик с его потребностями и интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
Для каждого возрастного периода необходимы свои методы обучения.
На начальном этапе обучения необходимо использовать разнообразные виды работы. Работа с картинками, работа со знаками и символами, творческая работа с песенками (ребята с удовольствием разучивают песенки на немецком языке). Элементы неожиданности или сюрприза на уроке. При изучении темы Рождество, в класс может прийти “настоящий” Weihnachtsmann.
Вызывают интерес размышления над пословицами и поговорками, интересными цитатами и высказываниями.
На старшем этапе обучения формы работы также могут быть разнообразны. Может проводиться работа с текстом более сложного лингвострановедческого содержания, работа с проектами и сообщениями страноведческого характера, различные работы в парах.
Очень важно через данные виды работы формировать у детей ряд следующих творческих умений:
- излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;
- кратко излагать свою мысль.
Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению иностранного языка в целом.
На любом уроке ИЯ необходимо вводить страноведческие компоненты. Это содействует воспитанию учеников в контексте “диалога культур”, знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на ИЯ.
На современном этапе необходимо преподавание иностранного языка в неразрывной связи с национальной культурой.
Для того чтобы систематизировать материал и пробудить интерес к изучаемой теме, а также для обогащения знаний по истории, географии и культуре страны изучаемого языка была предложена определенная система изучения страноведения.
При работе со страноведческим материалом использовались разные виды деятельности: чтение и самостоятельная работа с текстами, аудирование, подготовка сообщений по теме Берлин.
Первая наша тема – “Географическое положение Берлина”. Учащиеся внимательно слушали сообщение, спрашивали, записывали для себя самое важное. Затем ученикам было предложено ответить на вопросы по данной теме. В качестве домашнего задания был дан текст страноведческого характера, учащиеся должны были прочитать текст, перевести и кратко пересказать.
На последующих уроках учащиеся самостоятельно работали с текстами, таблицами, выбирали нужную информацию. Каждый ученик записывал для себя то, что считал нужным, что могло пригодиться для последующей беседы на заданную тему.
Для самостоятельной работы были предложены следующие темы: “Промышленность и сельское хозяйство”, “Наука и экономика Берлина”.
На следующем уроке ученики зачитывали свои сообщения. Некоторые учащиеся сопровождали свой рассказ иллюстрациями. Затем было предложено прослушать небольшой текст о Берлине и на основе него составить диалог.
На последующих уроках было рассказано о достопримечательностях Берлина. Эта тема вызвала большой интерес у учащихся, так как они узнали много нового и интересного. Про многие достопримечательности они услышали впервые. Было показано много иллюстраций с изображениями Берлина, просмотр видеофрагмента.
Я использовала различные приемы обучения, что позволило разнообразить учебный процесс и сделать преподаваемый материал легче усваиваемым.
Для того чтобы проверить, насколько хорошо, учащиеся усвоили и поняли материал о Берлине и его достопримечательностях, был предложен тест на немецком языке.
Эксперимент
Изучение экспериментальной базы исследования
Психолого-педагогическая характеристика экспериментального класса
Определение степени сформированности страноведческих и лингвострановедческих знаний по данной теме у учащихся
Модель
Для выяснения тех знаний, которые уже имеются у школьников старшего возраста, был предложен тест на русском языке, включающий в себя 8 вопросов страноведческого и лингвострановедческого характера. Каждый правильный ответ оценивался одним баллом.
Результаты тестирования представлены в следующей таблице:
Оценка | Количество учащихся |
«5» «4» «3» | 2 4 1 |
Результаты тестирования можно также представить на следующей круговой диаграмме, где количеству «5» соответствует синяя часть диаграммы, количеству «4» - тёмно-красная и количеству «3» - жёлтая.
Контрольный эксперимент
Для того чтобы проверить, насколько хорошо, учащиеся усвоили и поняли материал о Берлине и его достопримечательностях, был предложен тест на немецком языке.
Ученики смогли показать, как им удалось обогатить свои знания по географии, истории, достопримечательностям, а также традициям и обычаям столицы изучаемого языка. Тест был выполнен со следующими результатами: «5» - 6, «4» - 1. Качество выполненной работы – 100%.
Результаты контрольного эксперимента (отмечены на графике розовым цветом) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента показали, что количество «4» уменьшилось с четырех до одной, а количество «5» повысилось с двух до шести. «3» не было.
Качество выполненной работы возросло с 85,7% до 100%,
что можно увидеть на следующей гистограмме:
Выводы:
у учащихся повысились знания о Берлине и его достопримечательностях, они показали лучшие результаты при чтении и анализе текстов страноведческого характера;
они усвоили необходимый минимум лексических и речевых единиц, повысили навыки употребления их в устной и письменной речи;
учащиеся укрепили свои умения в анализе и синтезе при работе со страноведческими текстами, при составлении пересказов и диалогов;
они лучше стали воспринимать тексты на слух и отвечать на вопросы по содержанию;
у детей повысился интерес к изучению иностранного языка, возросла мотивация учения, проявилась любовь к немецкому языку.
Эти выводы позволяют предположить, что гипотеза, выдвинутая в начале в определенной степени подтвердилась.
Рекомендации учителям иностранного языка:
Учителю необходимо иметь дополнительный материал к текстам учебника, чтобы организовать дифференцированную работу на уроке, когда тем учащимся, которые лучше усваивают немецкий язык можно давать другие, более сложные задания и упражнения.
Нужно иметь иллюстративный материал, следуя принципу наглядности, а также повышению интереса к изучаемому предмету.
На уроке иностранного языка использовать разные методы и приёмы работы со страноведческим материалом: различные виды чтения, аудирование, игры, просмотр фильмов, инсценировка сказок, устные и письменные упражнения с новой лексикой и т.п.
Проводить некоторые уроки в форме путешествия по стране изучаемого языка, применять занимательный материал для повышения интереса к иностранному языку.
Использовать страноведение во внеклассной работе.
Пользоваться сведениями, которые можно получить благодаря современным информационным технологиям, обращаясь для этого к библиотеке Интернета.
Перспективы данной системы работы: изучение сведений о других городах Германии.
Анализ – применение в учебной работе логических приёмов, в соответствии с которыми изучаемые предметы и явления рассматриваются по отдельным признакам.
Культура - Степень социального и интеллектуального развития, присущая кому-нибудь; уровень развития чего-нибудь.
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-н.
Развитие, направленное, закономерное изменение.
Синтез – применение в учебной работе логических приёмов, в соответствии с которыми изучаемые предметы и явления рассматриваются всесторонне в целом.
Страноведение – географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, а также их крупных частей (районов) и региональных группировок; систематизирует и обобщает разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Ценность, положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Если страноведение является общественной дисциплиной, на каком языке оно бы не преподавалось, то лингвострановедение является филологической дисциплиной, в значительной степени преподаваемой не отдельно как предмет, а на занятиях по практике языка в процессе работы над семантикой языковой единицы.