12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Давыдова7



Устаревшая лексика как одно из средств развития интереса к чтению


Давыдова Т.А.,

учитель русского языка и литературы, МБОУ «Изминская СОШ»


Устаревшие слова – общее название для историзмов и архаизмов, это пассивный слой лексики, который, однако, часто используется в художественных произведениях для создания исторического колорита и атмосферы описываемого времени. Такие слова характеризуются

1) низкой частотностью употребления в современном общелитературном русском языке;

2) ограниченной сферой употребления;

3) периферийной позицией в словаре. [3]

В текстах русской художественной литературы XVIII – XX веков не все читатели нашего времени правильно понимают содержание устаревших слов и фразеологических оборотов, что зависит от многих причин, субъективных и объективных. Уровень понимания названных языковых единиц определяется также культурой читателя: при неторопливом вдумчивом чтении текстов литературы XVIII – XX веков любознательный читатель, если не понимает содержания архаичных слов и фразеологизмов, обращается к комментариям, историческим словарям, энциклопедиям (хотя в них он не всегда может найти интересующие его сведения). Работая со школьниками, надо помнить, что любое непонимание слова приводит к тому, что дети охладевают к чтению и литературе в целом. Чтобы не допустить этого, анализ текста со стороны его лексического значения должен занимать значительное место на уроках литературы. [2]

Уже на этом этапе возникает необходимость повышения уровня читательской грамотности. Как это сделать, если современные дети не хотят читать? Не только читать, но и думать, трудиться. Да и нужны ли им эти устаревшие слова? Засоряют или обогащают они нашу речь? Рассмотрим эту проблему на примере понимания детьми-читателями устаревших слов.

В русском языке устаревшая лексика подразделятся на две группы:

1) историзмы – слова, которые указывают на классы исчезнувших предметов, видов деятельности, на устаревшие процессы труда, понятия духовной и материальной культуры, обычаи и т. д.

2) архаизмы - слова, которые в отличие от историзмов, как языковые знаки утратили только одну свою сторону, обозначающее значение, а обозначаемое их получило другое наименование.

В текстах художественной литературы, как уже было сказано выше, часто встречаются устаревшие слова. Так, например, в первой половине XIX века, как показывает «Словарь современного русского литературного языка» (в 17-ти томах), слово «дерзновенный» употреблялось преимущественно в высокой поэтической речи: «И рукою дерзновенной хвать за вражеский венец» (М.Ю. Лермонтов. Два великана). В прозаических текстах в авторской речи это слово употреблялось в той же стилистической функции: «Последние происшествия обратили уже не на шутку внимание правительства на дерзновенные разбои Дубровского» (А.С. Пушкин. Дубровский). В названном словаре значение этого слова определено «грубый, непочтительный», что вызывает сомнение: это слово имеет другое значение: «смелый, рискованный, исполненный дерзания».[1]

Для того, чтобы устаревшие слова вошли в активный словарь учащихся, необходимо научить включать их в связную речь. С этой целью полезно предлагать в качестве задания составление текстов по опорным словам.

Словарь к картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Витязь - в древней Руси: отважный, доблестный воин.

Кольчуга - старинное воинское снаряжение в виде рубашки из металлических колец,

Копье - старинное колющее оружие на длинном древке.

Палица - тяжелая дубинка с утолщенным концом.

Шлем - старинный металлический воинский головной убор, защищавший от ударов.

Словарь к рассказу К. Паустовского «Тёплый хлеб»

Ватник – тёплая зимняя одежда

Картуз – фуражка с козырьком

Треух – тёплая шапка с тремя опускными деталями на бока и на затылок, иногда ещё с узким передником вроде козырька.

Застреха – нижний край кровли, навес под крышей. [4]

Выполняя подобные задания, которые ведут к глубокому пониманию текстов с историзмами и архаизмами, можно дать однозначный ответ: устаревшие слова играют очень важную роль, и они ни в коей мере не засоряют речь наших детей, а, наоборот, обогащают её, помогают сохранить нашу историю, воздать дань нашим предкам.

Список источников

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986

Федоров А.И. Устаревшая лексика и фразеология в современном русском литературном языке. Институт филологии СО РАН, Новосибирск

Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/489966-otkrytoe-uchebnoe-zanjatie-po-predmetu-rodnoj


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.