Статья на тему «ИКТ как средство формирования и развития осознанного интереса к чтению у обучающихся с ОВЗ»
«ИКТ как средство формирования и развития осознанного интереса к чтению у обучающихся с ОВЗ»
Проблема формирования осознанного интереса к чтению у обучающихся с ОВЗ сегодня стоит, как никогда, остро и постоянно обсуждается в публикациях периодической печати, на страницах научных и методических журналов. В последнее десятилетие в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий наблюдается падение интереса к чтению и снижение уровня читательской культуры обучающихся. Современные дети, если уж не совсем перестали читать, то читают очень мало и по принуждению взрослых, что сказывается на их грамотности, интеллекте, эмоциональном и нравственном воспитании.
Недостаточность познавательной сферы – главная особенность интеллектуального развития ребенка с ОВЗ. В ряде случаев дети не понимают сути поставленной перед ними задачи, не могут установить причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе и социокультурной реабилитации.
Формировать стойкий, осознанный интерес детей к самостоятельному чтению с помощью ИКТ - первостепенная задача библиотекарей в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта школьника. Поэтому так важна проблема привития интереса к чтению учащихся с ОВЗ.
XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации. Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи.
То, что у книги появились мощные конкуренты, ясно всем. Непонятно другое. Неужели со временем книги становятся менее интересными? Ведь содержание того же "Острова сокровищ" или "Детей капитана Гранта" с годами не меняется. В чем же проблема?
А проблема, оказывается, в том, что сегодняшние детки не знают о существовании тех авторов, которыми их родители зачитывались. Жюль Верн, Марк Твен. и.т.д. А ведь именно они будили в подростках 30, 40, 50 лет назад интерес к чтению. Начиная с ненавязчивых приключенческих романов, они готовили себя к серьезной, умной литературе Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого.
Современные школьники читают по необходимости. А вот читать с целью осмысления – редко.
Книга – это источник знания, секретов, мудрости, истории. Главное, уметь читать книгу. Ведь правильное чтение книг передает эмоции, чувства, образы.
Все чаще наши дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. Но компьютер может и должен стать и нашим помощником в развитии у детей интереса к чтению.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, да и общества в целом.
Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс формирования и развития интереса к самостоятельному, осознанному чтению. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики усваивают новые знания, понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном библиотечном занятии библиотекарь затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.
Младшему школьнику необходима наглядность при знакомстве и чтении новых книг. Рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг. Использование Интернет ресурсов, включение в мероприятия и библиотечные уроки аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к книге. Для этого на библиотечных занятиях, мероприятиях я использую не просто портреты писателей, а видеоролики, которые доступно и интересно расскажут детям о жизни писателей и поэтов.
Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии интереса к книге и чтению. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, и т.д., даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. К тому же известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
Так же при ознакомлении с творчеством писателей использую Интернет ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. Это позволяет детям с большим интересом познакомиться с биографией писателя.
Так на библиотечном часе по теме: «К. Паустовский» дети просматривают презентацию с интересной информацией. А на библиотечном уроке «Ф.Тютчев» обязательно просматриваем видеоролик «Осенние пейзажи в картинах русских художников» и слушаем музыку «Осень» великих композиторов Вивальди и Чайковского.
Дети часто не понимают разницы между авторским текстом и экранной постановкой по данному произведению.
На мероприятии по книге Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» предлагаю просмотреть вам фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино» и сравнить с главами «Телёнок» и «Посылка» из книги.
Дети замечают несоответствие между экранизацией и литературным произведением:
- фраза, которую произносит кот Матроскин: «Я с моей Муркой теперь ни за что не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливей стану» - это находка сценариста, а в книге так: «Я с моей Муркой теперь ни за что не расстанусь, - говорит кот. – Я её обязательно на совсем куплю. Это я просто так спорил. Потому что дядя Федор не прав».
- в мультфильме Шарик занимается дрессировкой телёнка, а по книге это делает кот Матроскин. «Шарик по лесам с фотоаппаратом бегал. Дядя Фёдор кормушки для птиц и лесных зверей мастерил. А Матроскин Гаврюшу обучал. Учил его всему. Палку в воду бросит, а телёнок принесёт. Скажет ему: «Лежать!» - и Гаврюша лежит. Прикажет ему Матроскин: «Взять! Куси!» - тот сразу бежит и бодаться начинает.»
Библиотечные мероприятия будут интересны, если включать в их содержание - аудио средства, записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений, в исполнении мастеров слова, при необходимости они могут сопровождаться видеорядом, видеороликом. Это формирует навыки выразительного чтения, умения прочувствовать настроение, определить характер героев, повышает интерес к чтению книги.
Применяя ИКТ на библиотечных уроках, необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях (физические и динамические паузы, зарядка для глаз). Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.
Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на активное участие, вызывают приятные эмоции.
В заключении хотелось бы сказать, что применение ИКТ на библиотечных уроках, мероприятиях позволяет:
обспечить положительную мотивацию чтения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
реализовывать принцип наглядности при проведении мероприятий;
повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
достичь индивидуализации в руководстве чтением;
рационально организовать процесс руководства чтением детей, повысить эффективность библиотечного занятия, урока;
расширить возможность самостоятельной и исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Такой подход к библиотечным урокам и мероприятиям, использование ИКТ, дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, отгадывание кроссвордов стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.
Мероприятия будут неинтересны и скучны, если библиотекарь не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Для меня мероприятие, библиотечное занятие - это мастерская детской души: слова, мысли, умелых рук. При этом рождается сотворчество, как счастливейшее состояние духа, которое вызывает активность, увлеченность, способствует проявлению самых лучших человеческих качеств.