12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Елена Петровна115
Россия, Марий Эл респ., пгт Краснооктябрьский
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта внеклассного мероприятия


Учитель (классный руководитель): Киселева Елена Петровна


Тема: «Йошкар-Ола: путешествие к истокам»

Класс:

Цель: Формирование краеведческих компетенций (информационной, коммуникативной, рефлексивной) учащихся 4 класса в ходе работы над внеклассным проектом.

Задачи:

Активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью игры-экспедиции к истокам создания города Царевококшайска.

Расширить круг их интересов, углубить знания по истории родного края.

Создать условия для формирования гражданской позиции школьников.



Ключевые вопросы: Что такое экспедиция? Как выглядели города-крепости? Как назывался наш город сначала? Как выглядел первый герб?

Оборудование занятия: подготовленная учителем классная доска, оформленная в виде сайта «Йошкар-Ола: путешествие к истокам», творческие работы учащихся, листы для оформления, клей, ножницы, фломастеры, раздаточный информационный материал.

Оформление доски – «создание сайта» по итогам «экспедиции».


Предварительная подготовка: перед началом занятия детям раздаются жетончики из пяти разных цветов бумаги, класс делится на 5 групп по цветовым секторам.


Раздаточный материал: таблицы «Знаю», «Новое знание», смайлики для определения значимости проведенного мероприятия для учащихся.



Применяемые технологии: элементы технологии развития критического мышления (ТРКМ – проектно-исследовательская деятельность, приемы «Эпиграф к уроку», «Инсерт», «Создай коллекцию»)

Содержание взаимодействия педагога и учащихся (технологическая карта мероприятия)



Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Этап самоопределения и мотивации к деятельности

Вступительное слово учителя.

Прием «Эпиграф к уроку»

Предлагает «собрать» пословицу (деформированное предложение)

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

Спрашивает, как дети понимают ее смысл.

Где могут пригодиться школьные знания?


Делятся на 5 групп по цветовым секторам. Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение(Каждый день на уроке мы узнаем что-то новое.)

Коммуникативные

Регулятивные (самоопределение к деятельности)

2

Этап актуализации

Организует дискуссию учащихся.

(коллективная работа)

Предлагает рассмотреть фотографии на слайде, определить, что их объединяет. (Фотографии имеют отношение к Йошкар-Оле: современный герб Йошкар-Олы, фрагменты архитектурно-градостроительного комплекса «Патриаршая площадь», Дворец водных видов спорта Марий Эл, памятник букве «Й», первый герб Царевококшайска )


Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками


Личностные,

Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику)

3

Определение темы, постановка учебной задачи.


Предлагает «разбить» все иллюстрации и фотографии на слайде на две группы «Уже знали» и «Новое знание». (упрощенный вариант приема «Инсерт»)

Что мы отнесем во второй раздел? (неизвестный герб).

Сравните герб Йошкар-Олы и неизвестный герб, найдите сходство. Предположите, что это за герб? (На обоих гербах изображен лось, возможно, неизвестный герб также являлся гербом нашего города, только в старые времена).

О чем пойдет речь на занятии? (О прошлом нашей столицы)


Формулируют тему занятия, учебные задачи

Сравнивают, делают вывод.

Выдвигают гипотезу.

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные

4

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Организует дискуссию учащихся

Летом 2018 года на улицы Йошкар-Олы выехал экскурсионный троллейбус. Прокатившись по улицам столицы Марий Эл, туристы узнают историю города, улиц и домов. Возможно, и мы отправимся на такую экскурсию позднее, а сегодня мы отправляемся в путешествие необычное: перенесемся в прошлое нашего города. На чем можно отправиться в прошлое? (машина времени, волшебная палочка, волшебное зеркало…) У нас нет всех этих волшебных предметов, как быть? (чтение исторических книг, просмотр фильмов по истории…) Но существует еще одна возможность, отправиться в экспедицию. Как вы понимаете слово «экспедиция»? (путешествие со специально определенной целью, например, научной, чтобы узнать о прошлом города)

Какова цель нашей экспедиции? (Когда образовался наш город)

Учитель закрепляет на доске ключевые слова по ходу работы над темой.

Примечание: ключевые слова в материалах к уроку выделены жирным шрифтом

Приложение 1.

Слушают, участвуют в дискуссии.

Ставят цель.


Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений)

5

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

Работа в группах

Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы,

Сообщает, что в экспедицию отправляются пять групп, задания будут разными, но цель одна: узнать историю образования города. Проводит инструктаж перед выполнением заданий (Вам нужно будет выполнить задания и составить небольшой рассказ о своем исследовании, а позже поведать всем.)

Приложение 2

Выполняют задания, оценивают ответы друг друга и свою деятельность.

Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания)

6

Работа над проектом. Принятие критериев оценки

Организует работу в группах , помогает оформить странички дневника исследования.

Приложение 3




Выполняют задания в группах, используя представленную информацию.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), .

7

Защита проектов

Организует защиту проекта

( прием «Создай коллекцию»)

Дополняет рассказы детей. Рассказывает о первом воеводе.

Приложение 4.


Защищают подготовленные задания.


Коммуникативные, личностные, регулятивные

8

Рефлексия деятельности

Проводит рефлексию.

Какова была цель занятия?

Удалось ли нам ее выполнить?

Просит детей составить рассказ о прошлом города, опираясь на ключевые слова.


Предлагает детям каждой группы использовать смайлики для определения значимости проведенного мероприятия для учащихся.

(Считаете ли вы, что занятие было полезным и интересным?)

Озвучивают свое мнение, выбирают смайлик для определения значимости занятия.

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности)


Прогнозируемый результат:


В ходе внеклассного занятия учащиеся выполняют исследование «Йошкар-Ола: путешествие к истокам». Работа оформлена в виде исследовательского дневника, странички которого размещены на доске по итогам выступления детей. Ребята могут рассказать о Царевококшайске, опираясь на ключевые слова занятия.


На занятии учащиеся учатся:

овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу;

планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);

распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;

слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1 Ключевые слова к уроку

экспедиция

Йошкар-Ола

1584

Екатерина II

археолог

Царевококшайск

Царь Федор Иоаннович

воевода

город-крепость

Малая Кокшага

1781

И.А.Оболенский-Ноготков

Приложение 2 Задания для организации групповой работы


1 группа (цель исследования: подготовка к экспедиции)

- Выберите из предложенных вариантов те профессии, которые участвуют в исторической экспедиции. (геолог, историк, писатель, археолог, экскаваторщик, шахтер, эколог). Если вы затрудняетесь, то в помощь вам распечатки с толкованием этих профессий из толкового словаря.

t1594792699aa.jpgt1594792699ab.jpgt1594792699ac.jpgt1594792699ad.pngt1594792699ae.jpgt1594792699af.jpgt1594792699ag.jpg

- Выберите инструмент, который используют археологи. Вырежьте нужную картинку, приклейте в свой дневник. Составьте рассказ о работе археологов.

t1594792699ah.jpgt1594792699ai.jpgt1594792699aj.jpg

2 группа (цель исследования: где строились города-крепости?)

Представьте себе, что вы живете в 16 веке, вам нужно выбрать место для строительства города. Подчеркните правильные ответы в тексте:

«Для строительства города место выбирали (подальше от водоемов; на высоких берегах рек). Раньше дорог не было, передвигались по рекам. Высокие берега защищали от наводнений и нападений (акул, морских пиратов, врагов). Жители городов занимались (рыболовством, проводили экскурсии, земледелием). Вокруг своих поселений они (копали глубокие ямы, ставили частокол, расставляли пугала). Частокол - это (плохие отметки, изгородь из брёвен). Поэтому город являлся крепостью. В таких городах купцы хранили и продавали свои товары. Крепость становилась главным местом, вокруг которого разрастался город . Слово “город” в древнерусском языке означало (огород, укрепленное поселение). Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом.»

Рассмотрите иллюстрацию, где изображен наш город в давние времена. Выберите из предложенных рисунков город-крепость, вырежьте и раскрасьте его, дорисуйте недостающие детали, основываясь на материалы текста .


t1594792699ak.jpgt1594792699al.jpgt1594792699am.jpgt1594792699an.jpg









3 группа (цель исследования: когда построили наш город?)

- Выберите цветной квадрат, в котором заключается смысл правильного ответа на вопрос: Йошкар-Ола в переводе на русский язык означает ….. город. (Вырежьте и приклейте нужный квадрат)

- Первое письменное упоминание о Йошкар-Оле датируется в 16 веке. Выберите год основания города и запишите _____________ (1781, 1903, 1584) Посчитайте, сколько лет будет отмечать Йошкар-Ола в 2020 году, запишите ______

- Вспомните, как называется река, на которой стоит Йошкар-Ола? (подсказка- ребус: (Малая Кокшага)


t1594792699ao.gift1594792699ap.gift1594792699aq.gif


t1594792699ar.jpg


4 группа (цель исследования: как выглядел Царевококшайск первоначально?)

- Прочитайте текст, сделайте вывод, что представлял собой первоначально Царевококшайск?)

«До середины XVI века марийский край входил в состав Казанского ханства. В октябре 1552 года Иван Грозный присоединил земли Казанского ханства к России. Но марийцы не сразу подчинились царю. Они устраивали восстания. Для того, чтобы укрепить свою власть, царь Федор решил ставить здесь «города-крепости».

В 1584 году Царь Федор Иоаннович издал указ об основании города Царевококшайск.

Первое название города— Царев город. Затем, для уточнения местоположения (так как это был не единственный Царев город) его назвали Царев город на Кокшаге или Царев город Кокшайский. Отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города — Царевококшайск.

В 1919 году город переименовали в Краснококшайск, а 1928 году городу дали марийское название – Йошкар-Ола.

Первоначально Царевококшайск представлял собой типичное военное укрепление, окружённое с четырёх сторон земляными валами с деревянными стенами. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию, превращаясь в ремесленный и торговый центр. Здесь начали селиться ремесленники, торговцы, крестьяне. Основным занятием населения стало земледелие. В окрестностях города выращивался хмель. Процветали пушной, лесной и винокуренный промыслы. Но основную часть населения по-прежнему составляли военные.»









5группа (цель исследования: первый герб нашего города)

Царь, император

Годы правления

Петр I

1689 – 1725

Екатерина II

1762-1796

Иван Грозный

1547-1574, 1576-1584

Первый герб нашего города был утвержден 238 лет назад. Изучите информацию о правлении разных царей в России, назовите того, кто из них издал указ о создании первого герба. Вырежьте портрет, наклейте на страничку своего дневника. Запишите год утверждения первого герба.


t1594792699as.jpgt1594792699at.jpgt1594792699au.jpg



- Прочитайте текст описания герба Царевококшайска (так сначала назывался наш город)

Герб Царевококшайска имел традиционную форму городских гербов — боевой щит, с овально закруглёнными нижними углами и с остриём в середине нижней части. В верхней части герба — на белом поле — чёрный дракон с золотой короной и красными крыльями — символ Казанской губернии и свидетельство вхождения города Царевококшайска в её состав. В нижней части — серебряный лось в голубом поле.

- Найдите герб Царевококшайска по описанию. Вырежьте и наклейте его в дневник.

t1594792699av.pngt1594792699aw.pngt1594792699ax.png



Приложение 3 Страницы для оформления исследовательских работ

Страница первая «Отправляемся в экспедицию?»

Чтобы отправиться в научную экспедицию, необходимо быть (выберите) _______________________________ (весёлым, выносливым, терпеливым), потому что приходится долгое время работать под палящим солнцем, жить в палатках, готовить пищу на костре.

В экспедиции по изучению прошлого могут отправиться люди следующих профессий (вырезать и приклеить нужную картинку)

На раскопках археологи используют такие инструменты, например: (запишите и приклейте)

________________________________________________________________


Страница вторая «Как строились города-крепости»

«Для строительства города место выбирали (подальше от водоемов; на высоких берегах рек). Раньше дорог не было, передвигались по рекам. Высокие берега защищали от наводнений и нападений (акул, морских пиратов, врагов). Жители городов занимались (рыболовством, проводили экскурсии, земледелием). Вокруг своих поселений они (копали глубокие ямы, ставили частокол, расставляли пугала). Частокол - это (плохие отметки, изгородь из брёвен). Поэтому город являлся крепостью. В таких городах купцы хранили и продавали свои товары. Крепость становилась главным местом, вокруг которого разрастался город . Слово “город” в древнерусском языке означало (огород, укрепленное поселение). Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом.»

Первые города-крепости выглядели вот так (приклейте рисунок, который вы выбрали и раскрасили)

А на этой иллюстрации вид нашего города (приклейте цветную иллюстрацию)

Страница третья « Когда построили наш город?»

Первое письменное упоминание о Йошкар-Оле датируется в 16 веке. Год основания 1584. Значит в 2019 году марийской столице исполняется _____ лет. В переводе с марийского языка обозначает (приклейте нужный квадрат и запишите слово) _______________. Это значит, красивый.

Йошкар-Ола стоит на реке (запишите) _________________________________________

Страница четвертая «Как выглядел Царевококшайск первоначально»

Продолжите предложения, запишите ответ, основываясь на содержание текста.

До середины XVI века марийский край входил в состав __________________. В октябре 1552 года ________________ присоединил земли Казанского ханства к России. Но марийцы не сразу подчинились царю. Они устраивали ______________. Для того, чтобы укрепить свою власть, царь ____________ решил ставить здесь «города-крепости».

В ________ году Царь Федор Иоаннович издал указ об основании города ______________________.

Первое название города— Царев город. Затем, для уточнения местоположения (так как это был не единственный Царев город) его назвали Царев город на _______________________ или Царев город Кокшайский. Отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города — Царевококшайск.

В 1919 году город переименовали в _____________________________, а 1928 году городу дали марийское название – _________________________.

Первоначально Царевококшайск представлял собой типичное ____________ укрепление, окружённое с четырёх сторон _____________________________ с деревянными стенами. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию, превращаясь в ________________________________ центр. Здесь начали селиться ________________________________________________________. Основным занятием населения стало ___________________. В окрестностях города выращивался _______________. Процветали ________________________________ и винокуренный промыслы. Но основную часть населения по-прежнему составляли военные.

Страница пятая «Первый герб нашего города»

Запишите недостающие факты в текст:

Первый герб нашего города был утвержден _______ лет назад. Это было в _________ году. Герб Царевококшайска имел традиционную форму городских гербов — ____________, с овально закруглёнными нижними углами и с остриём в середине нижней части. В верхней части герба — на белом поле — ________________________________________________________ — символ Казанской губернии и свидетельство вхождения города Царевококшайска в её состав. В нижней части — __________________________________ в голубом поле.

Указ был подписан ________________________

Вырежьте портрет, наклейте на страничку своего дневника.

Приложение 4 Информация о первом воеводе Царевококшайска

t1594792699ay.jpgt1594792699az.jpg

Иван Андреевич Ноготков-Оболенский был опытным военным. Он участвовал во многих походах, в том числе и в Поволжье. Служил воеводой в Казани, Серпухове, Калуге, Нижнем Новгороде. В крепости на Кокшаге Иван Андреевич прослужил всего два года. Но в истории марийского народа он останется первым его правителем.

В память о первом воеводе в Йошкар-Оле установлен памятник на площади с его именем.





Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.