Технологическая карта внеклассного логопедического занятия-путешествия «Здравствуй зима»
Технологическая карта внеклассного логопедического занятия – путешествия
на тему: «Здравствуй зима» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Ф.И.О. учителя-логопеда |
Кузнецова Наталья Сергеевна |
||||
Группа (класс, логопедическое заключение) |
3 класс Логопедическое заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР-III уровня. Дизартрия. |
||||
Тема занятия |
«Здравствуй зима» с использованием здоровьесберегающих технологий. |
||||
Тип занятия |
Внеклассное занятие – путешествие. |
||||
Используемые технологии |
Технологии деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий. |
||||
Цель занятия |
Формирование у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни посредством составления рассказа «Здравствуй, зима!» |
||||
Задачи |
Образовательные |
Коррекционно-развивающие |
Воспитательные |
||
Уточнить, обобщить представления обучающихся о зимних явлениях природы; Отрабатывать навык согласования существительных с прилагательными; Закрепить умение устанавливать семантические связи; Закрепить навык работы с деформированными предложениями, текстами; Уметь строить текст в соответствии с его особенностями, соединять предложения с помощью; грамматических средств связи; Уметь доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты. |
Способствовать развитию умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; Развивать умения и навыки работы с текстом, выделять главное, характерное; Развивать умения грамотно, точно, четко выражать свои мысли; Развивать коммуникативные умения и навыки, формировать положительные эмоции. |
Воспитывать языковую наблюдательность; Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме; Развивать самоконтроль и произвольность своих действий; Совершенствовать умение оценивать продуктивность своей деятельности; Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности; Формировать установки на здоровый образ жизни и бережное отношение к природе. |
|||
Универсальные учебные действия |
Личностные УУД: |
Регулятивные УУД: |
Коммуникативные УУД: |
Познавательные УУД: |
|
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. - формировать способности к самооценке на основе критериев успешной деятельности; -формировать установку на здоровый образ жизни. |
- развивать умение высказывать свое предположение; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять оценку выполненного задания по представленным параметрам. |
- развивать умение слушать и понимать других; - развивать умение работать в группе; -развивать умение формулировать задания при выполнении разнообразных видов заданий, подводить итог занятия. |
-развивать умение сравнивать предметы: находить общее и различие, группировать предметы на основе существенных признаков, находить и структурировать информацию; - развивать умение на основе анализа объектов делать выводы, обобщать; - развивать умение подробно пересказывать прочитанное, прослушанное, определять тему. |
||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование |
Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная доска (экран). Мультимедийная презентация к занятию. Раздаточный материал: перчатки с иппликатором И.И. Кузнецова, конверты с деформированными предложениями, разрезные картинки, снежинки-жетоны. |
Организационная структура внеклассного логопедического занятия
Этапы занятия |
Длитель- ность этапа |
Методы и приёмы работы |
Форма организации |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
I этап – организацион- ный. Мотивация и самоопределения к деятельности |
Цель: создать эмоциональный настрой на занятие, мотивировать обучающихся на работу. |
||||
2 минуты |
Показ образца выполнения упражнения, ИКТ |
Фронтальная |
Логопед выходит с детьми на сцену, встают полукругом. -Ребята, давайте поздороваемся. Слайд 1. Логопед читает стихотворение. «Оглянитесь, какое чудо! Там, за окном – снега повсюду. Так ослепительно красивы… На солнышке блестят игриво. Пойдемте дружненько мы в лес, Там ждет нас сказка, страна чудес». |
Выходят на сцену, встают полукругом -Здравствуйте! |
|
II этап - 1.Поставка проблемы. Введение в тему |
Цель: актуализировать полученные знания, подвести к определению темы занятия. |
||||
3 минуты |
Вопросно-ответный метод. Раскодирова- ние ключевых слов. |
Фронтальная |
-А какое сейчас время года? - А вы любите зиму? Почему? - Вот об этом мы сегодня поговорим и составим небольшой рассказ. Слайд 2. -Рассказ наш будет называться ……ДРАВЙТСЗУВ, ИМАЗ! Расшифруйте. |
- Зима! - Потому что можно кататься с ледяной горы, лепить снежные города, кататься на лыжах, коньках, играть в снежки и лепить снеговиков, укреплять свое здоровье прогулками на свежем морозном воздухе. Дети расшифровывают анаграмму - название рассказа. |
|
2.Психологи- ческий настрой |
Цель: создать положительный настрой на достижение результатов. |
||||
3 минуты |
Показ образца выполнения упражнения, ИКТ |
Фронтальная |
- Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка! Какая яркая и блестящая! С этой снежинкой мы отправимся в зимнее путешествие. - А перед этим мы подарим пожелания друг другу! Саша, я желаю, тебе быть увереннее… - А ты Саша пожелай Кате... - Всем вам я хочу пожелать интересного познавательного путешествия. |
Дети передают снежинку по кругу с пожеланьями: «Я желаю тебе быть внимательным» И т.д. |
|
III этап – 1.Актуализа- ция знаний Тренировочные упражнения |
Цель: актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания, обобщить их (воспроизвести ЗУН, необходимые для построения нового знания). |
||||
2 минуты |
Вопросно-ответный метод. Аналитико-синтетический |
Фронтальная |
Сейчас отправляемся в путешествие. Слайд 3. Отгадайте, на чем мы поедем? На экране появляется загадка. Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы … На экране появляются санки. -На чём? -Как вы думаете, что нам нужно, чтобы не заблудиться в лесу? Слайд 4 Маршрут путешествия появляется на экране. Занимайте свои места. |
Дети отгадывают загадку - Санки. - На санях. - Карта, маршрут … путешествия. Дети садятся за парты |
|
2.Речевая разминка с применением иппликатора И.И. Кузнецова |
Цель: закрепить умение координировать речь с движениями рук. |
||||
2 минуты |
Наглядно-демонстрационный. Показ образца выполнения упражнения, ИКТ |
Фронтальная |
Выполнение массажа рук в сопровождении речи. Слайд 4. - Прежде чем отправится, разогреем наши руки – приготовили ладошки. - На дворе уже зима. Снег кружится, кутерьма. Радостный, веселый смех, Нас сегодня ждет успех! - Я надеюсь, что вы теперь всегда сможете разогреть свои руки, когда они замёрзнут. |
Дети подходят к столам, на которых лежат ладошки и иппликатором И.И. Кузнецова. Обучающиеся хором проговаривают стихотворный текст и выполняют упражнения с массажными ладошками. |
|
IV этап - Практическая деятельность 1.Упражнения на отработку навыка составления словосочетаний. 2.Отработка навыка шёпотного чтения |
Цель: - спроектировать ход будущих учебных действий на основе имеющихся знаний, - развивать навыки анализа и синтеза, обобщения. |
||||
6 минут |
Проблемная ситуация Вопросно-ответный метод. Аналитико-синтетический |
Фронтальная Индивидуальная |
Слайд 5. - И так, в путь! Но впереди – препятствие. Слайд 6. На экране появляются картинки: шорты, снег, сугроб, лыжи, лёд, коньки, футболка, пляж. - Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что здесь лишние. Почему? Все согласны? На экране появляются слова: пушистый, высокий, острый, толстый, новый. Слайд 7. -Прочитайте слова шёпотом. -Какой части речи эти слова? -Правильно! -Придумайте задание. - И так, давайте посмотрим, что у вас получилось? - Что у вас получилось? |
- Снег, сугробы, лед, коньки, лыжи зимние предметы, а шорты, футболка, пляж связаны с летом. -Да! Дети шепотом читают слова -Имена прилагательные - Нужно к каждому предмету подобрать подходящее по смыслу прилагательное. Изменить у них окончание. Обучающиеся называют подходящие по смыслу прилагательные к существительным, согласовывая их с ними. - Снег пушистый, высокие сугробы, новые лыжи, лед толстый, острые коньки, …. - Словосочетания. |
|
3.Физминутка для глаз. Кинезиологи- ческие упражнения. |
Цель: активизировать клетки головного мозга при помощи упражнений для глаз и кинезиологических упражнений |
||||
2 минуты |
Наглядно-демонстрационный. Показ образца выполнения упражнения, ИКТ |
Фронтальная |
Слайд 8. Выполнение физминутки для глаз с опорой на изображение. - Наша снежинка предлагает отдохнуть вместе с ней. Выходите, давайте последим за её танцем глазами! Слайд 9. - А теперь вы художники, покажите движения снежинки в воздухе руками. Не забывайте, руки движутся в разных направлениях! - Рисуем круг. - А теперь квадрат! - У кого получится треугольник? - А теперь, давайте нарисуем вьюгу. Покружитесь. - Молодцы! А как вы думаете, зачем снежинка предложила нам эти упражнения? - Правильно, умницы! Снежинка хочет, чтобы вы эти упражнения применяли в своей жизни! |
Дети следят за движениями снежинки на экране. Выполняют кинезиологическое упражнение «Рисование двумя руками предметов в воздухе». -Чтобы глаза отдохнули и лучше видели. Чтобы мы лучше двигались, развивали координацию. |
|
V – этап Выявление проблемы и реализация выхода из нее 1.Восстановление деформированных предложений 2.Восстановление деформированного текста. |
Цель: формировать речь и мышление через предметно-практическую деятельность: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться); -выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий); -определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели) |
||||
10 минут |
Проблемная ситуация Вопросно-ответный метод. Аналитико-синтетический Наглядно-демонстрационный. Показ образца выполнения упражнения, ИКТ |
Фронтальная Индивидуальная |
Слайд 10. Продолжаем дальше наше путешествие! На пути новая загадка. Читаем хором. Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе Кто помог мне в этом… - Так на чем мы будем путешествовать дальше? - У вас на столах конверты, посмотрите, что там? - Кто из ребят придумает задание? Правильно! Выполняем! - А теперь переверните карточки и проверьте себя, правильно ли вы составили предложения? - Почему? Слайд 11-15. - А моя картинка распалась. Помогите ее собрать. - У кого 1 часть картинки, вспомни своё предложение? - 2 часть у кого? - Чье предложение следующее? - Кто дальше? - Молодцы! - Что у нас получилось? - Добавьте настроения в наш рассказ и прочитайте его с нужной интонацией. - Давайте попробуем рассказать его. - Что мы с вами учились делать? |
Дети читают хором - Лыжи. - На лыжах. - Слова. Составить из слов предложения. - Да, правильно! - Потому что части картинки соединились. Дети называют составленные предложения - Рассказ. Кто-то из детей рассказывает получившийся рассказ. - Пушистый снег хлопьями падает на землю. Кругом выросли высокие сугробы. Реки и озера покрылись толстым льдом. Ребята скользят по нему на острых коньках. На лесных полянах скрипит снег от лыж. Как полезен зимний воздух для здоровья! - Составлять рассказ. |
|
VI этап - Дыхательная гимнастика (по Стрельнико- вой) |
Цель: развивать навык регуляции дыхания для повышения физиологических резервов организма. |
||||
2 минуты |
Наглядно-демонстрационный. Показ образца выполнения упражнения. |
Фронтальная |
- Вы устали? Давайте восстановим наше дыхание. - Где мы с вами? - В лесу чистый морозный воздух, который так полезен для нашего организма. Но важно уметь правильно восстанавливать своё дыхание. Подышим ладошками, а теперь вдохнем воздух с правой стороны, с левой, от удовольствия обнимите себя. - Молодцы! |
В зимнем лесу. Выполняю дыхательные упражнения (гимнастики Стрельниковой). Каждое упражнение по три раза. |
|
VII этап -Практическое применение полученных знаний. |
Цель: формировать умение обобщать и делать выводы. |
||||
5 минут |
Вопросно-ответный метод Аналитико-синтетический |
Фронтальная |
Слайд 16. Ехали мы ехали, и куда приехали? Слайд 17. Появляется картинка с изображением горнолыжного курорта «Красная поляна» в г. Сочи. - Кто вспомнит, какое спортивное событие здесь проходило? Слайд 18. - Вы болели за наших спортсменов? За каких? - А что помогло им стать профессиональными спортсменами? - Что нужно делать, чтобы наше здоровье стало крепким? - Правильно, здоровье – наш клад, самое большое богатство и его надо беречь. А упражнения, которые мы с вами сегодня вспоминали, помогут нам вести здоровый образ жизни. |
На горнолыжный курорт в г. Сочи! Олимпийские игры! Катя: я болела за фигуристов, потому что это очень красивый вид спорта. Саша, я болел за хоккеистов, потому что сам хожу в хоккейную секцию и хочу стать хоккеистом. Крепкое здоровье! Правильно питаться, соблюдать режим дня, заниматься спортом, делать зарядку, закаляться. |
|
VIII этап - Итоговая и рефлексивная деятельность |
Цель: формировать способность к самооценке: - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
||||
3 минуты |
Аналитико-синтетический |
Фронтальная Индивидуальная |
На сцене стоят 3 ёлочки со снежинками разных цветов. -Вот наше путешествие и завершилось. - Что мы учились делать? - Посмотрите внимательно на ёлочки. Снежинка вам приготовила своих сестричек, чтобы вы оценили свою деятельность на занятии. Слайд 19. На экране появляются изображения снежинок с их значением. Розовая снежинка – занятие мне понравилось я работал(а) хорошо, у меня всё получилось. Синяя снежинка – занятие мне понравилось, но у меня были ошибки, я не всегда верно отвечал(а), не следил(а) за произношением звуков, Зелёная снежинка – занятие мне не понравилось, у меня было много ошибок. - Оцените свою деятельность на занятии. Выбирайте снежинку. - Я согласна с вашей оценкой. Вы показали отличные знания, были активны и внимательны! Спасибо за работу. - Давайте всем пожелаем крепкого здоровья! |
Подбирать к существительным прилагательные. Составлять словосочетания, рассказ. Укреплять здоровье с помощью дыхательной гимнастики… Дети оценивают свою деятельность на занятии. |