Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки б, бь и буква Б»
Тема: Звуки б, бь и буква Б
Цель: закрепление умения различать звуки б и бь в слогах, словах, в предложениях и текстах
Задачи:
обучающие:
- дифференцировать произношение звуков б ь бь;
- упражнять в звуковом анализе слов;
- закреплять навыки чтения слогов, коротких слов и предложений на материале пройденных букв;
развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать мышление и зрительное восприятие;
воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать во время ответа.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Б большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); игрушки: 2 клоуна, барабан, балалайка, бусы, браслет, брошка, бумага, баночка, булавка, будильник, бидон, берет, бинт, бинокль, бегемот, белочка, обезьянка; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: ба, бо, би, бу, Бим, Бом, бам. Тут Бим. Там Бом. У Бима кот.
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Вы любите цирк?
- Да!
- А кто в цирке самый веселый?
- Клоун.
- Да, ребята, вы правы. Сегодня мы с вами познакомимся с двумя веселыми клоунами. Их зовут Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом?
- Б.
- А какой первый звук в имени Бим?
- Бь.
- Различаются ли они?
-Да
- Сегодня мы будем различать звуки б, бь.
Основная часть
Характеристика звуков б, бь по артикуляционным и акустическим признакам
- Произнесите звук б несколько раз.
- б-б-б.
-Получается у нас его тянуть, спеть?
- Нет.
- Что нам мешает?
- Преграда – губы смыкаются.
- Какой это звук?
- Согласный, твердый.
- В какой домик мы его поселим?
- В синий.
- А теперь произнесите другой звук – бь. Звук бь – братец звука б. Какой это звук?
- Согласный, мягкий.
- В какой домик мы его поселим?
- В зеленый.
2. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом.
У детей на столах синие, красные и зеленые кружочки.
- Бим спрашивает: «Зачем вам эти цветные кружочки?»
- Чтобы обозначать звуки.
- Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный. Даю вам звуки б, а. Какой слог получился?
- Ба.
- А теперь Бом дает вам звуки б, о. Верните ему слог.
- Бо.
Какого звука не хватает слогу, чтобы получилось имя Бом.
- Звука м.
Добавьте еще кружочек. Получилась схема слова Бом. Бим дает вам кружочками слог би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим. Посмотрите на свои схемы: чем различаются слова Бом и Бим?
- В слове Бом звук б твердый, и мы его обозначаем синим цветом, а в слове Бим звук бь мягкий, мы обозначили его зеленым цветом.
- Назовите гласный звук, который может изменить эти слова.
- У (бум).
А какие гласные звуки изменили слова бок, бак, бук, бык?
- О, а, у, ы.
Дети обозначают звуки цветовыми символами.
3. Игра «Подарки».
- Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки б, бь. Назовите подарки Бома.
- Барабан, балалайка, бусы, браслет, брошка, бумага, баночка, булавка, будильник.
Дети называют слова и ставят игрушки к соответствующему персонажу.
- Где вы произносили звук б?
- В начале слова.
- Назовите подарки Бима.
- Бидон, берет, бинт, бинокль, бегемот, белочка, обезьянка.
Все ли слова начинались на звук бь?
- Нет. Слово «обезьянка»
-А в слове «обезьянка» где находится звук бь?
- В середине.
4. Игра «Четвертый лишний».
- Ребята, посмотрите, у Бома оказался один лишний подарок. Как вы думаете, что это?
- Бегемот.
- Почему?
- Потому что в слове «бегемот» мягкий звук бь.
- А у Бима какой лишний подарок? Это задание посложнее.
- Обезьянка.
- Почему?
- Потому что все слова начинаются на звук бь, а в слове «обезьянка» этот звук в середине.
5. Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какое слово со звуком б услышали дети во время физминутки.
6. Выбор слов со звуками б, бь из стихотворения.
- Ребята послушайте стихотворение.
Бобер в лесу затеял бал.
Бобер на бал гостей созвал:
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют.
Какие слова со звуками б и бь вы услышали?
- Бобер, бал, белочки, бабочки.
- Назовите слово, в котором есть и звук б, и звук бь.
- Бобер.
7. «Знакомство с буквой Б».
Педагог показывает детям букву Б.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Давайте потренируемся в чтении слогов и коротких слов и предложений с буквой Б.
Чтение слогов, слов и предложений: ба, бо, би, бу, Бим, Бом, бам. Тут Бим. Там Бом. У Бима кот.
III. Основная часть
- Вы большие молодцы, работали дружно, старались отвечать полными ответами.
Понравилось ли вам играть с клоунами, какие игры вам понравились больше всего? (Ответы детей).
- С какой буквой сегодня познакомились?
- Буквой Б.
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Б и бь.
- Эти звуки гласные или согласные?
- Согласные.
- Какой из них твердый, какой мягкий?
- Б – твердый, а бь – мягкий.
Спасибо за занятие.
Поляков Александр Васильевич