Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки б, бь и буква Б»

3
1
Материал опубликован 6 February 2023

Тема: Звуки б, бь и буква Б


t1675672711aa.png


Цель: закрепление умения различать звуки б и бь в слогах, словах, в предложениях и текстах

Задачи:

обучающие:

- дифференцировать произношение звуков б ь бь;

- упражнять в звуковом анализе слов;

- закреплять навыки чтения слогов, коротких слов и предложений на материале пройденных букв;

развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать мышление и зрительное восприятие;

воспитательные:

- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать во время ответа.

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Б большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); игрушки: 2 клоуна, барабан, балалайка, бусы, браслет, брошка, бумага, баночка, булавка, будильник, бидон, берет, бинт, бинокль, бегемот, белочка, обезьянка; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: ба, бо, би, бу, Бим, Бом, бам. Тут Бим. Там Бом. У Бима кот.


Ход занятия

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Вы любите цирк?

- Да!

- А кто в цирке самый веселый?

- Клоун.

- Да, ребята, вы правы. Сегодня мы с вами познакомимся с двумя веселыми клоунами. Их зовут Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом?

- Б.

- А какой первый звук в имени Бим?

- Бь.

- Различаются ли они?

-Да

- Сегодня мы будем различать звуки б, бь.


t1675672711ab.png


Основная часть

Характеристика звуков б, бь по артикуляционным и акустическим признакам

- Произнесите звук б несколько раз.

- б-б-б.

-Получается у нас его тянуть, спеть?

- Нет.

- Что нам мешает?

- Преграда – губы смыкаются.

- Какой это звук?

- Согласный, твердый.

- В какой домик мы его поселим?

- В синий.

- А теперь произнесите другой звук – бь. Звук бь – братец звука б. Какой это звук?

- Согласный, мягкий.

- В какой домик мы его поселим?

- В зеленый.


t1675672711ac.png


2. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом.

У детей на столах синие, красные и зеленые кружочки.

- Бим спрашивает: «Зачем вам эти цветные кружочки?»

- Чтобы обозначать звуки.

- Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный. Даю вам звуки б, а. Какой слог получился?

- Ба.

- А теперь Бом дает вам звуки б, о. Верните ему слог.

- Бо.

Какого звука не хватает слогу, чтобы получилось имя Бом.

- Звука м.

Добавьте еще кружочек. Получилась схема слова Бом. Бим дает вам кружочками слог би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим. Посмотрите на свои схемы: чем различаются слова Бом и Бим?

- В слове Бом звук б твердый, и мы его обозначаем синим цветом, а в слове Бим звук бь мягкий, мы обозначили его зеленым цветом.

- Назовите гласный звук, который может изменить эти слова.

- У (бум).

А какие гласные звуки изменили слова бок, бак, бук, бык?

- О, а, у, ы.

Дети обозначают звуки цветовыми символами.


t1675672711ad.png


3. Игра «Подарки».

​​​​​​​- Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки б, бь. Назовите подарки Бома.

- Барабан, балалайка, бусы, браслет, брошка, бумага, баночка, булавка, будильник. 

Дети называют слова и ставят игрушки к соответствующему персонажу. 

- Где вы произносили звук б?

- В начале слова.


t1675672711ae.png


- Назовите подарки Бима.

- Бидон, берет, бинт, бинокль, бегемот, белочка, обезьянка.

Все ли слова начинались на звук бь?

- Нет. Слово «обезьянка»

-А в слове «обезьянка» где находится звук бь?

- В середине.


t1675672711af.png


4. Игра «Четвертый лишний».

- Ребята, посмотрите, у Бома оказался один лишний подарок. Как вы думаете, что это?

- Бегемот.

- Почему?

- Потому что в слове «бегемот» мягкий звук бь.

t1675672711ag.png


- А у Бима какой лишний подарок? Это задание посложнее.

- Обезьянка.

- Почему?

- Потому что все слова начинаются на звук бь, а в слове «обезьянка» этот звук в середине.


t1675672711ah.png



5. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какое слово со звуком б услышали дети во время физминутки.


t1675672711ai.png


6. Выбор слов со звуками б, бь из стихотворения.

- Ребята послушайте стихотворение.

Бобер в лесу затеял бал.

Бобер на бал гостей созвал:

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют.

Какие слова со звуками б и бь вы услышали?

- Бобер, бал, белочки, бабочки.

- Назовите слово, в котором есть и звук б, и звук бь.

- Бобер.


t1675672711aj.png


7. «Знакомство с буквой Б».

Педагог показывает детям букву Б.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.


t1675672711ak.png


- Давайте потренируемся в чтении слогов и коротких слов и предложений с буквой Б.

Чтение слогов, слов и предложений: ба, бо, би, бу, Бим, Бом, бам. Тут Бим. Там Бом. У Бима кот.


t1675672711al.png

​​​​​​​t1675672711am.png


III. Основная часть

- Вы большие молодцы, работали дружно, старались отвечать полными ответами.

Понравилось ли вам играть с клоунами, какие игры вам понравились больше всего? (Ответы детей).

- С какой буквой сегодня познакомились?

- Буквой Б.

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Б и бь.

- Эти звуки гласные или согласные?

- Согласные.

- Какой из них твердый, какой мягкий?

- Б – твердый, а бь – мягкий.

 Спасибо за занятие.


t1675672711an.png





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная работа!...

15 February 2023