Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группы «Звуки Б-Бь. Буква Б»
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
(4 уровень ОНР)
«Звуки Б - БЬ. Буква Б.»
Цель: Формировать звуко-буквенную связь между фонетическими характеристиками звуков Б – БЬ и зрительным образом буквы Б.
Задачи:
Закрепить умение давать характеристику звука «Б».
Закреплять умение слышать и вычленять звуки «Б-БЬ» из звукового ряда, слогов и двухсложных слов.
Образовательные результаты:
Умеют давать характеристику звуку «Б».
Умеют вычленять звуки «Б-БЬ» из звукового ряда, слогов, двухсложных слов.
Оборудование: картинки: ухо и рот; глаз и ручка; таблицы корректурных проб; символы для обозначения звуков; зеркала; сигналы светофора – синий, зеленый; буква Бб печатная, письменная; «слоговое дерево – сосна»; карточки со слогами; предметные картинки; набор слов; текст; слоговая таблица; компьютер, экран, проектор, презентация.
Лингвистический материал:
Звуки: Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’;
Слоги: ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё, аб, баб, бо, бё, об, боб, бы, буб, бу, бю, уб, бу, ыб, быб, биб;
Слова: бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот, дубы, зубы, губы.
.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Сядет тот, кто назовёт месяца.
Основной этап:
а) Сообщение темы занятия:
Логопед: Сегодня мы будем работать с новой буквой и ее звуками. Чтобы догадаться с какой – надо отгадать загадки.
Загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотела,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка).
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белочка).
Логопед: С какого звука начинается слово «бабочка», «белочка»? (Ответы детей).
Логопед: Кто догадался о каких звуках и какой букве будем говорить? (О звуках Б-БЬ и букве Б).
б) Характеристика звука:
Логопед: Возьмите зеркала, произнесите звук [Б].
- Дайте характеристику звуку «Б».
Работаем по алгоритму:
- Губы сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;
- Расстояние между зубами и положением языка зависит от следующего за звуком [Б] гласного;
- Воздушная струя встречает преграды: мешают губы, зубы, язык. Значит звук согласный;
- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются в результате чего образуется голос. Значит он звонкий.
- В слове бабочка первый звук [Б] – он согласный, звонкий, твердый. Символ – синий цвет.
- В слове белка первый звук [Б’] – он согласный, звонкий, мягкий. Символ – зеленый цвет.
в) отработка умения узнавать отрабатываемый звук среди других:
Игра «Два светофора». Звуки [Б] –[Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.
- Возьмите на парте две сигнальные карточки. Если услышите звук БЬ – поднимите зелёный сигнал светофора, если звук Б – синий сигнал.
- Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’,
- Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,
- бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.
- Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?
- Что обозначает слово «бор»? (сосновый лес)
г) развитие фонематических процессов:
Логопед: В бору щенок Бимка и большая собака Барбос искали слова со звуками [Б] – [Б’]. Помогите им, соотнесите схему с местом звука в слове (начало, середина, конец).
Схемы на доске с позицией звука и картинки: рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот.
- Какие слова помогли найти Бимке (Со звуком [Б])
- А Барбосу? (Со звуком [Б’]). Что общего у этих звуков, чем отличаются?
Логопед: Звуки Б – БЬ на письме мы будем обозначать буквой Б.
Показ печатной и письменной буквы.
Логопед: Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
д) Работа над зрительным образом буквы:
Логопед: Посмотрите, на что похожа буква Б? (Ответы детей).
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- В каком ряду на ленте букв стоит буква Б? (В первом ряду).
Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?
- Какой первый элемент у буквы?
- Дальше полукруг пишется внизу, вправо.
- Следующий элемент палочка сверху, вправо.
Логопед: Попробуем напечатать эту букву в воздухе.
И – раз, и – два, и три.
- Теперь выложите эту букву из поволоки, которая лежит у вас на парте.
е) Динамическая пауза:
Гимнастика для глаз:
Вдаль посмотрим и под ноги
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!
Пальчиковая гимнастика:
Собирайтесь звери в стаю,
Я вас всех пересчитаю:
Серый волк, лиса, барсук,
Куцых зайцев сорок штук.
И другой народец верный:
Галок, соек и ворон.
Ровным счетом миллион.
Логопед: Напечатаем в тетрадь заглавную и строчную букву, чередуя их. (Печатаем до конца рабочей строчки).
ж) Корректурная проба:
Логопед: На столе у вас карточки, зачеркните в ряду букв букву Б.
П Б В Д Б Г Б Т Б
з) Развивать зрительно-пространственную ориентировку:
Логопед: Читаем слоговую таблицу. Начинаем читать со слога БА в верхнем левом углу.
2 клетки вправо
3 клетки вниз
1клетка вправо
3 клетки влево
2 клетки вниз
3 клетки вправо
4 клетки вверх
3 клетки влево
БА | БО | БУ | БЫ |
БЯ | БЁ | БЮ | БИ |
АБ | ОБ | УБ | ЫБ |
БАБ | БОБ | БУБ | БЫБ |
БА | БЫ | БУ | АБ |
БО | БУБ | БИ | БИБ |
Логопед: Что прочитали? (слоговую таблицу).
Логопед: Что можно составить из слогов? (Слова). В сосновом бору выросла волшебная сосна. Вместо шишек на ней выросли слоги. Собери слоги, составь слова (шуба, бусы, дубы, зубы, губы).
- Из чего вы составляли слова? (из слогов).
и) Динамическая пауза:
Дети утром рано встали.
За грибами в лес пошли.
Собирали, собирали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята.
Наклоняйтесь к ним ребята.
Наклоняйся раз, два, три.
И в лукошко набери.
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех.
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили.
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь.
Дети сели отдохнуть.
Логопед: Что можно составить из слов? (Предложение).
- Что выражает предложение? (Законченную мысль).
- Слова перепутались, переставьте их так, чтобы они подружились.
бору, бегает, в, Бимка. (Бимка бегает в бору.)
- Повторим правило печатанья предложения:
- начало предложения печатаем с большой буквы, в конце ставим точку.
- Напечатайте предложение.
Дети печатают, а затем читают его.
О ком говорится в предложении? (Дети отвечают).
Итог:
Логопед: С какой буквой работали на занятии?
- Какие звуки обозначает буква Б? ([б]-[б’]).
- Что общего у них?
- Чем они отличаются?
- Кому и в чём было трудно?
- Что больше всего получалось на занятии?
- Вы очень постарались. Адресная похвала каждому ребёнку.
- Спасибо всем большое за занятие.