К вопросу о написании характеристик на ученика
Классному руководителю достаточно часто приходится писать характеристики на учащихся. Как правило, форма характеристики свободная, но всегда возникают сложности с содержанием, точнее – с формулировками, что и как писать. За годы практики я составила своеобразную памятку, содержащую термины и части фраз, на основе которых можно составить характеристику.
Волевые качества (черты характера)
Целеустремлённость
Решительность
Самообладание
Выдержка
Терпение, терпеливость
Дисциплинированность
Мужество
Смелость
Доброта
Характеристики высшей нервной деятельности
Устойчивость по отношению к помехам
Низкая (высокая) чувствительность к раздражителям
Быстрота реакции на внешние раздражители
Скорость и темп деятельности
Легкость переключения с одного вида деятельности на другой
Работоспособность
Выносливость
Скорость усвоения информации
Медлительность
Импульсивность
Быстрота выражения мысли словами
Говорит быстро (медленно), разборчиво (невнятно)
Предпочитает подождать, прежде чем действовать (говорить)
Успешно (неуспешно, неудачно, поспешно) действует (говорит)
Работает продуктивно (или нет) в напряженной и ответственной ситуации
Долгое сохранение активности
Быстро успокаивается
Выбивают из колеи неожиданные изменения в…
Активность в выполнении задания
Долговременная (кратковременная) память
Легко устанавливает логические связи
Поверхностность
Последовательность
Системность
Систематичность
Духовная зрелость личности
Подвижная (инертная) нервная система
Быстро (медленно) успокаивается после испытанного волнения
Несформированность привычки дослушать до конца
Целиком поглощен выполняемым действием, идеей, проблемой
При неудачах мобилизуется, не проявляет нервозности, разочарования
Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы
Не теряет веры в успех
Процессы памяти (работа с информацией)
Запоминание
Сохранение
Узнавание
Воспроизведение
Моральные качества
Коллективизм – эгоизм
Чуткость, нежность – грубость
Общительность – нелюдимость
Аккуратность – небрежность
Ответственность – безответственность
Бережливость – мотовство
Скромность, застенчивость – наглость, несдержанность
Самокритичность – отсутствие самокритичности
Уважительность – зазнайство, заносчивость
Требовательность – уступчивость
Непринужденность – скованность, зажатость, нерешительность
Справедливость – несправедливость, зависть
Чувство собственного достоинства
Душевная чуткость – душевная слепота
Медлительность
Простота в общении – высокомерие, обидчивость
Преданность друзьям – отсутствие друзей, одиночество
Юмор – «черный» юмор
Душевность, чуткость – равнодушие
Острота ума – тупость, однозначность
Интеллигентность
Снисходительность – черствость
Мягкость, уступчивость – упрямство, черствость
Педантичность – неряшливость
Такт – цинизм
Мудрость – глупость
Сдержанность – распущенность
Эмоциональная сдержанность – вспыльчивость
Неторопливость, терпеливость – торопливость, бездумность
Доброта – притворная доброта, откровенная злоба, завистливость, грубость
Веселость, оживленность – раздражительность
Независимость – зависимость от чужого мнения
Прямолинейность – хитрость, лесть, обман
Принципиальность – отсутствие принципов
Искренность – лживость, подозрительность
Молчаливость – болтливость
Практичность, хозяйственность – стяжательство
Вдумчивость – бездумность, импульсивность, капризность, легковерие
Мечтательность, увлекаемость – приземленность мышления
Увлеченность – отсутствие интереса к …
Ответственность – безответственность
Жизнерадостность – уныние
Оптимизм – пессимизм, мрачность, подавленность
Естественность – экзальтированность
Искренность, доверие – подозрительность
Внутренний стыд, стыдливость – отсутствие стыда
Обаяние, нежность – душевная черствость
Сострадание, сочувствие, содействие – злопамятность
Самокритичность – самобичевание
Бескорыстие – корыстность, жадность
Чистосердечие, честность – обман, враньё
Воспитанность
Благородство – жадность, завистливость
Смелость – трусость
Трудолюбие – иждивенчество
Гордость – заниженная самооценка, упрямство
Осторожность – беспечность
Шаблоны и обороты речи
1.Может долго выполнять напряженную работу
Нужны частые перерывы в работе
За отведенное время может выполнить большой объем работы
Предпочитает монотонную, однообразную работу
Отвлекаемость и усталость
Стремится к разнообразной деятельности
Предпочитает шаблон в ответах
Книжные обороты речи
Тяготеет к книжным формулировкам
Избегает импровизаций
Нешаблонность речи
Оригинальность ума
Гибкость ума
Быстрота адаптации
Критичность мышления
Критичность к себе, к окружающим
Стремление к установлению истины
Творческий азарт
2.Способность взять на себя ответственность
Смелость высказать и отстоять
Искренняя забота о людях
Умение вести и поддерживать разговор
Участливое отношение к собеседнику
Обладает воображением
Умение слушать
Умение четко выразить мысли
С пониманием относится к …
Презрение к людям
Стремление первенствовать
Болезненно относится к неудачам
Привычка и умение сознательно регулировать свое поведение
Не думает о последствии слов или поступков
Преодоление препятствий на пути к поставленной цели
Сила эмоциональных переживаний
Уровень культурного развития
Внутренние побуждения
3.Быстрая (медленная) сообразительность
Легко (трудно) отвлекается от старых привычек
Быстро выражает мысли словами
Быстро осваивается с новым
Медленно формулирует ответ
Обдумывает свои идеи, дела не спеша
Удается успешно сосредоточиться на …
Предпочитает стереотипы
Почерк ровный, устоявшийся, разборчивый
Речь культурная
Выражает мысли законченными предложениями
Лариса Александровна Алексеева
Дударева Надежда Викторовна
Лихина Елена Викторовна