Статья «К вопросу об эффективных приёмах обучения смысловому чтению (из опыта работы)»
К вопросу об эффективных приёмах обучения смысловому чтению
(из опыта работы)
Подготовила: Поддубная Алёна Валерьевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова
Саргатский район, Омская область
Важную роль в развитии и формировании личности подрастающего поколения играют навыки XXI века. Среди них, на мой взгляд, особенное место занимает читательская грамотность. Поэтому очень важно создать все условия для развития читательской грамотности у обучающихся.
Современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни.
«Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых сферах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием. [1]
Представлю вашему вниманию те виды упражнений, приёмов, которые я использую в своей практике для обучения каждому виду чтения (просмотрового, ознакомительного, поискового, изучающего) и его развитию.
Упражнения для обучения просмотровому чтению:
В процессе беседы я предлагаю школьникам определенные ориентиры для просмотра:
1) название словаря – например, «Толковый словарь» в конце учебника русского языка в 5 классе или «Словарь терминов» в конце 2-ой части учебника литературы в 7 классе;
2) его авторы;
3) принцип расположения слов;
4) план построения словарной статьи – например, определение слова «лиловый» при изучении темы «Лексическое значение слова» в 5 классе.
Упражнения для обучения ознакомительному чтению:
прочитайте план текста и определите, соответствует ли он последовательности изложенных в тексте фактов – например, на уроке литературы в 5 классе при изучении произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;
расположите вопросы в той последовательности, которая соответствует содержанию текста – например, в 7 классе при изучении произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»;
найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке – например, при изучении произведения Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади» в 7 классе или – изложение по теме «Гордость – это хорошо или плохо?» в 5 классе на уроке русского языка;
составьте план текста – в любом классе на уроке русского языка, когда запланирована работа с текстом, например, «Изложение по теме «Первый снег» или при написании сочинения в любом классе как по русскому языку, так и по литературе, например, «Сочинение по теме «Летние радости» в 5 классе;
и другие.
Перечисленные выше упражнения создают условия для формирования и развития читательской грамотности обучающихся, их креативного мышления. Например, составить выводы на основе прочитанного можно и в формате сочинения-рассуждения, ответ на вопрос, поставленный в заголовке текста можно найти и самостоятельно, конечно же, с опорой на прочитанное.
Кроме того, есть взаимосвязь этих упражнений и с устным собеседованием в 9 классе: при системной работе обучающиеся научатся передавать содержание прочитанного текста в устной форме.
Упражнения для обучения поисковому чтению:
определите тему и/или проблему текста – например, при изучении произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе или на уроке русского языка в 6 классе во время работы с текстом, посвящённом уле, улице и улитке;
прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.) – например, на уроке литературы в 6 классе по теме «Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе»;
найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/ отрицательным – например, при изучении произведения «О чём плачут лошади» в 7 классе;
выразите свое мнение о содержании текста и/или соотнесите его со своим собственным опытом – это упражнение подходит при работе с текстом как на уроке русского языка, так и литературы, например, при изучении произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Упражнения для обучения изучающему чтению:
найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов – например, при изучении произведения Л.Н. Андреева «Кусака»;
напишите тезисы по содержанию прочитанного – например, при изучении темы «Особенности русской литературы конца XIX- начала XX веков» в 11 классе;
составьте письменную оценку (рецензию) – например, при анализе произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
и другие.
Ребята реагируют на предложение выполнить выше перечисленные упражнения как на что-то само собой разумеющееся, естественный элемент урока.
Особенный интерес у детей вызывают следующие упражнения:
- выразите свое мнение о содержании текста и/или соотнесите его со своим собственным опытом;
- найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/ отрицательным.
Задачи на будущее:
продолжать работу по развитию у обучающихся навыков смыслового чтения;
повышать престижность и значимость чтения;
совершенствовать методические приёмы по обучению смысловому чтению.
Таким образом, выше перечисленные упражнения создают условия для обучения ребят смысловому чтению, что, в свою очередь, позволяет обеспечить необходимое для формирования читательской грамотности, креативного мышления обучающихся.
В заключении мне бы хотелось завершить словами Станислава Густавовича Струмилина, известного советского историка, социолога, академика АН СССР: «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений».