12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Загер Наталья Валентиновна27
2

Комплексная работа как инструмент оценки сформированности смыслового чтения (из опыта работы)

Загер Н.В., учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №1»,

г. Соликамск


Комплексная работа как инструмент оценки

сформированности смыслового чтения (из опыта работы)

Читательская компетентность невозможна без сформированного смыслового чтения, которое является важнейшим метапредметным результатом.

Работа по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования поставила перед школой задачу не только организовать работу по формированию и развитию навыков смыслового чтения, но и разработать механизмы контроля достижения определенных ФГОС ООО результатов.

В результате работы постоянно действующего семинара «Современный урок. Формирование метапредметных результатов» творческой группой учителей МАОУ «СОШ №1» г. Соликамска не только апробированы стандартизированные материалы для оценки образовательных достижений, но и разработаны собственные контрольно-измерительные материалы для обучающихся 5-7-х классов. Это комплексные работы, главная идея которых – объединение разных предметных областей системой заданий, которые оценивают сформированность одних и тех же умений, направленных на понимание текстов любого предметного содержания.

Через задания комплексной работы определяется уровень сформированности у обучающихся 3 –х групп умений по работе с конкретной информацией (текстом):

1 группа умений: общее понимание и ориентация в тексте. Среди данных умений выделяется определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. (30%-40% заданий);

2 группа умений: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (анализ, интерпретация, обобщение информации, формулирование выводов и суждений, работа с таблицами, схемами, графиками, диаграммами). (35–40% заданий);

3 группа умений: использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных заданий (свободная интерпретация текста с конкретной целью, например, рекламный слоган, самостоятельный рассказ, мини эссе, любое творческое задание) (25–30% заданий).

Предлагаемая мной комплексная работа как методическая разработка является результатом моей работы по оценке УУД на уроках истории, хотя и применима на любом уроке гуманитарного цикла. Время на выполнение стандартизированных материалов даётся 90 минут с перерывом. Опыт с комплексной работой показал, что обучающиеся справляются за 40-60 минут.


Инструкция для учащихся

На выполнение работы отводится _____ минут.

В работе даётся один или несколько текстов и несколько заданий, связанных с ними. Для выполнения заданий потребуется использовать знания, полученные при изучении разных предметов.

В некоторых заданиях нужно будет из нескольких предложенных вариантов выбрать один ответ (или несколько ответов) и отметить его значком + в отведённом месте. В других нужно обвести цифру рядом с ответом, который вы считаете верным.

В некоторых заданиях требуется подчеркнуть в тексте несколько слов или предложений, записать краткий ответ или объяснение своего ответа.

Внимательно читайте задания!

Одни задания покажутся вам лёгкими, другие – трудными. Если вы не знаете, как выполнять задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, вы сможете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот ответ, который считаете верным. Желаем успеха!

Не мытва, но мучение (6 - 7 класс)

(прочитай оба текста и выполни задания 1 – 10)

Главным видом отдыха и удовольствия на Руси была баня. Интересно, что в Европе бани были закрыты по запрету церкви с начала IV века и возродились лишь в XVIII веке. На Руси они назывались «мыльнями». Для каждого русского с незапамятных времён стало еженедельной потребностью горячее мытьё, и обычай этот изумлял иноземцев. Летописи сохранили свидетельство, что сам Андрей Первозванный дивился тому, что русские люди секут сами себя в пару вениками – «творят не мытву себе, но мучение». Но потом каждый иностранный путешественник считал непременным долгом поразить своих соотечественников сообщением об удивительном обычае русских.

В «Повести временных лет» говорилось об одном таком страннике: «И рече им: «Дивно видел землю Славянску. Идущу ми само видел бани деревяны. И пережгуть, и румяно, и идуть на, изволекутся и будут нази. И облиются квасом кислым и возмуть на ся прутие младое и бьются сами!». Но еженедельное мытьё с парением не просто дивный обычай и услада чудаковатых русских людей, а залог их богатырского здоровья: то и дело холера, чума, брюшной тиф, обойдя все закоулки европейских королевств и скосив многие тысячи людей, останавливались на границах русских княжеств. Баня надёжно охраняла здоровье народа.

Курные бани топились по-чёрному целый день и целую ночь, жар и дым хорошо дезинфицировали баню, уничтожая насекомых. В банях было чисто, даже в самых верхних углах, где, как думалось русскому человеку, от греха заводились кикиморы, недотыкомки и всякая другая нечисть. Добрым духом бани считался банник. Хоть и рисовало его народное воображение чёрным, лохматым, злым, но задобрить его легко было, оставив немного воды в бочке и веник.

(По материалам пособия для школьников, абитуриентов, преподавателей.

История. 10 класс. Сборник рефератов. Часть 1. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. с.179-180).


Баня по-чёрному

Чёрная баня существует давно, называют её – «дымная баня», «курная баня» или «курная изба». Это небольшое строение, не имеющее дымохода, а дым выходит через дверь наружу. Стены покрыты чёрной копотью. Мыться в ней нужно осторожно, не дотрагиваясь стен, иначе будешь чёрным. Баня по-чёрному топится довольно долго, стены из дерева внутри равномерно нагреваются. Топить такую баню надо берёзовыми чурками, это полезно для здоровья, ведь таблетки чёрного угля делают из углей берёзы, горячий воздух отлично прогревает лёгкие, можно в воду при поливе на камни добавить капли хвои или эвкалипта. После того как дрова в бане полностью сгорят, помещение бани проветривают 20-30 минут, вот тогда в ней можно париться. Кто хоть раз парился или мылся в такой чёрной бане, утверждают, что пар в ней — ни с чем несравнимый, удивительно мягкий и легкого дурманящего аромата. После чёрной бани чувствуешь такую лёгкость в теле, наслаждение и удовольствие, что кажется в жизни тебе больше ничего не надо в этот момент.

Обычно такие бани строили у пруда или озера, чтобы после парилки можно было сразу окунуться в холодную воду. Обычно хлещут в бане берёзовым или дубовым веником, но для здоровья, знающие люди, применяют веники с добавлением жгучей крапивы или можжевельника. Вот тогда узнаешь, что такое настоящая баня по чёрному! Предварительно такие веники замачивают в горячей воде в бочке, которая стоит в бане, бочки эти вмонтированы в каменку с печью, где вода и нагревается.

http://stroitelstvo12.com/banya/banya-po-chyornomu /

Задания первого типа

О чём рассказывается в текстах? Обведи номер выбранного ответа.

О впечатлениях иноземцев о русской бане

О традициях русской бани

О строительстве русской бани

О летописных свидетельствах банных традиций


Найди в тексте и выпиши:

старорусское название бани - ______________________________,

банник – это ______________________________________________


Андрей Первозванный дивился тому, что русские люди «творят не мытву себе, но мучение». Что он имел в виду? Обведи номер выбранного ответа.

Мытьё горячей водой

Использование золы вместо мыла

Битьё себя вениками

Еженедельное мытьё в бане


В тексте говорится, что «еженедельное мытьё с парением не просто дивный обычай и услада чудаковатых русских людей». Найди в тексте и обведи не менее трёх значений бани в жизни русского человека.

Отдых

Удовольствие

Отмывание грехов

Залог богатырского здоровья

Запугивание нечисти

Желание удивить иностранцев


Задания второго типа

В тексте названа нечисть, которая могла завестись в бане. Какая нечисть НЕ названа в тексте? Обведи номера выбранных ответов.

Кикимора

Русалка

Домовой

Недотыкомка

Водяной

Банник


С какой целью после помывки, русские люди оставляли в бане немного воды в бочке и веник? Обведи номер выбранного ответа.

Отпугнуть нечисть

Задобрить духа бани

Сохранить веник для следующей помывки

Привлечь удачу в дом


Какие названия бани по-чёрному встречаются в тексте? Обведи номера выбранных ответов.

«Сажная баня»

«Курная баня»

«Дымная баня»

«Копчёная баня»

«Курная изба»

«Мыльница»


Выбери из приведённого перечня все утверждения, которые соответствуют тексту. Обведи в таблице «Да» или «Нет» для каждого утверждения.

Утверждения

Верно ли утверждение?

1)В Европе бани были закрыты по запрету церкви с начала IV века и возродились лишь в XVIII веке

Да

Нет

2)Чёрного, лохматого, злого духа бани русские люди изгоняли чистой святой водой.

Да

Нет

3)О банях есть упоминание в летописи «Повесть временных лет»

Да

Нет

4)Обычно бани строили у водоёма, чтобы после парилки можно было сразу окунуться в холодную воду.

Да

Нет

5)Главное средство от нечисти в бане – чистота

Да

Нет

6)Баня не охраняла русских людей от косивших европейцев болезней: холеры, чумы, брюшного тифа


Да


Нет


Задания третьего типа

Во втором абзаце текста приводится отрывок из летописи «Повесть временных лет». Это впечатление о русской бане иностранца, с которым он делится с соотечественниками. Это старославянский текст. Попробуй перевести его и передать впечатление (изумление, удивление) иностранца. (В помощь: рече – речь – говорить, пережгуть – жечь (дрова) – топить, изволекутся – извлекут себя (из одежды) – разденутся, нази – наги – нагие).

________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Обратитесь к иностранцу и убедите его, что баня очень полезна. Приведите не менее трёх доводов.

1)______________________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________________________

3)______________________________________________________________________________________


КЛЮЧ

вопроса

Ответ

Критерии

1

2

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – другие ответы

2

Мыльня

Добрый дух бани

2 балла – даны правильно оба ответа

1 балл – дан один правильный ответ

0 баллов – другие ответы

3

3

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – другие ответы

4

1,2,4

2 балла – выбраны 3 правильных ответа

1 балла – выбраны 2 правильных ответа

0 баллов – другие ответы

5

2,3,5

2 балла – выбраны 3 правильных ответа

1 балла – выбраны 2 правильных ответа

0 баллов – другие ответы

6

2

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – другие ответы

7

2,3,5

2 балла – выбраны 3 правильных ответа

1 балла – выбраны 2 правильных ответа

0 баллов – другие ответы

8

1-да

2-нет

3-да

4-да

5-да

6-нет

3 балла – все ответы правильные

2 балла – 5-4 ответа правильные

1 балл – 3 ответа правильные

0 баллов – другие ответы

9

«И говорил им: «Удивительное видел на земле Славянской. Проходя, сам видел бани деревянные. Натопят горячо, разденутся, нагреются, обольются кислым квасом, возьмут молодые веники и бьют себя (парятся)!»

3 балла – текст понят, предложения выстроены грамотно, впечатление иностранца передано.

2 балла – текст понят, предложения выстроены грамотно, нет впечатления.

1 балл – попытка построить предложения из слов, что понятны.

0 баллов – нет ответа

10

В доводах упомянуты:

Здоровье

Чистота

Удовольствие

3 убедительных довода – 3 балла

2 довода – 2 балла

1 довод – 1 балл

0 баллов – другие ответы

Всего 19 баллов


ОЦЕНКА

В процентах


В баллах

19 баллов – 100%

Кол-во полученных баллов – X%


X= полученные баллы*100:19


100-80% - высокий уровень

40-79% - средний

До 39% - низкий


19 – 17 высокий

9 – 16 средний

До 9 - низкий



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.