Статья «Эффективная организация работы с родителями. Из опыта работы»
«Эффективная организация работы с родителями. Из опыта работы»
Автор: Пономарева Н.М.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Для эффективной организации работы с родителями, я как классный руководитель совместно с воспитателем, составляю план работы с родителями на весь учебный год. Данный план может корректироваться в течение учебного года. В плане прописаны основные виды деятельности. Целью работы с родителями является: вовлечение родителей в учебно – воспитательную деятельность класса.
Поставленная цель постигается через задачи:
- привлекать родителей к участию в различных конкурсах и акциях;
- знакомить с успехами детей через портфолио, участие в концертах;
- повышать педагогическую компетентность родителей.
План работы с родителями
№ | Тема | Форма | Ответственные | Сроки | Примечание |
1. | «Здравствуй школа» | Общешкольная линейка | Классный руководитель. | Сентябрь. | |
2. | «Интересы моего ребенка» | Анкетирование. | Классный руководитель. | Сентябрь | |
3. | «Результаты обучения, воспитания». | Телефонные звонки, индивидуальные встречи. | Классный руководитель, воспитатель, родители. | Постоянно, в течение года. | |
4. | Приглашения на праздники. | Пригласительные открытки. | Классный руководитель, воспитатель. | На кануне праздников. | |
5. | Конкурс «Урожайный погребок» | Выставка | Классный руководитель, воспитатель. | Ноябрь | |
6. | Акция «Письмо моей маме» ко Дню Матери | Написание письма | Классный руководитель, воспитатель | Ноябрь | |
7. | «Новогодний переполох» | Новогодний праздник. Классное родительское собрание. | Классный руководитель, воспитатель, родители. | Декабрь. | |
8. | Информирование через сайт образовательного учреждения в закладке «Родительское образование» | Информация | Классный руководитель, воспитатель, родители. | В течение учебного года | |
9. | Акция «Наши папы молодцы!» | Дистанционный конкурс | Классный руководитель. | Февраль | |
10. | Акция «Мама может…» | Внутришкольный конкурс | Классный руководитель, воспитатель, родители. | Март | |
11. | Акция ко дню Победы «Памяти павших будьте достойны…» | Конкурс | Классный руководитель, воспитатели. | Май | |
12. | «Наши достижения». | Посещение семей. | Классный руководитель, воспитатели. | Март-апрель. | |
13. | «Организация летнего отдыха, трудоустройства и безопасного поведения детей в летний период» | Общешкольное родительское собрание | Администрация школы. | Май. | |
14. | Участие в конкурсах для родителей | Конкурс | Классный руководитель, родители | В течение года | |
Эффективное воспитание ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Задача педагога сделать родителей своими союзниками в воспитании и обучении детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.
Очень эффективным методом работы с родителями считаю акцию «День открытых дверей». В рамках данной акции родители посещают 1-2 урока, внеклассное мероприятие или мастер- класс воспитателя, посещают коррекционно- развивающие занятия со специалистами: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя- дефектолога. Так же проводится родительское собрание, концерт, чаепитие. То есть родитель проводит этот день со своими детьми.
Также для родителей (законных представителей) проводятся традиционные родительские собрания на различные темы:
«Трудовое воспитание в семье»
« Дети - цветы жизни»
«Не разлучные друзья – взрослые и дети»
«К чему ребенка приучишь, то от него и получишь»
Так как дети обучаются в школе-интернате, то не все родители могут приехать в школу в назначенное время, поэтому мы организуем выездные родительские собрания по поселениям. Дети для родителей готовят концерт.
Тематика выездных собраний тоже различная: информационная, обучающая.
Участвовала в таких выездных собраниях на темы: «Значение игры в жизни ребенка»
«Куда уходят дети»
Неотъемлемой частью работы с родителями является совместные с родителями мероприятия: чаепития, праздники, классные часы, посиделки.
Родители (законные представители) с удовольствием принимают участие в акциях: «Пакетик семян цветов» - с детьми выращивали рассаду цветов для клумб у школы, осенью любовались красотой цветов, а поздней осенью собирали созревшие семена.
«Покормите птиц зимой» - родители (законные представители) изготавливали дома кормушки для птиц.
«Окна Победы»- родители (законные представители) украшали окна своих домов ко Дню Победы.
Один из способов обучения и информирования родителей это – информационные памятки и буклеты. Информационные буклекты и памятки для родителей в целях пропаганды ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности: «Профилактика туберкулёза среди несовершеннолетних», «Советы по применению световозвращающих элементах», «Опасность весеннего льда», «Грипп. ОРВИ. Коронавирус», « Осторожно, клещи!», «Простудные заболевания и грипп у детей», «Что нужно знать о прививках» и др.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе- интернате. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.