Проектно-исследовательская работа «Как быстрее выучить таблицу умножения»
Акмолинская область
Бурабайский район
Веденовская средняя школа
Темиргалиева Жанна
3 класс
Тема: «Как быстрее выучить таблицу умножения»
секция: математика
Руководитель: Стрюкова Татьяна Александровна
г. Щучинск
2016 год
Оглавление:
Введение…………………………….
Основная часть………………………..
Заключение……………………………..
Список использованной литературы…………………………
-
2.1 Теоретическая часть «Что такое таблица умножения»…..
2.2 Практическая часть «Способы быстрого заучивания таблицы умножения»……………………………………………..
5. Отзыв учителя………………………………………….
Приложение…………………………….
Аннотация
Цель исследования: найти более быстрый и лёгкий способ запоминания таблицы умножения.
Гипотеза: если быстро и качественно выучить таблицу умножения, то при дальнейшем изучении математики темы будут усваиваться легко, самостоятельные задания будут выполняться быстро, повысится качество знаний.
Этапы исследования:
Изучение и обобщение литературы.
Опрос.
Анализ собранных материалов.
Изготовление настольной игры «Морской бой»
Методы исследования: поисково- аналитический, социологический опрос, практический.
Место исследования: школа
Объект исследования: таблица умножения
Предмет исследования: способы быстрого заучивания таблицы умножения.
Новизна исследования:
-изучила и проанализировала необходимость изучения таблицы умножения для дальнейшего качественного изучения математики.
Результаты данной работы могут быть использованы:
-учащимися и учителями школ района для проведения уроков математики.
Введение
Цель исследования
Формирование умения применять знания таблицы умножения в выполнении заданий по математике, по другим предметам, расширение кругозор в области точных наук, развитие памяти, навыков устного счёта, логического мышления
Задачи исследования:.
1.Изучение истории создания таблицы умножения и знакомство с биографией автора.
2.Изучение и применение на практике уже известных способов изучения таблицы умножения
3.Создание и применение на практике нового способа изучения таблицы умножения.
4.Создание игры «Морской бой»
Гипотеза:
Я предположила, что знание таблицы умножения поможет в изучении не только предмета математики, но и других предметов.
Объект исследования: таблица умножения.
Предмет исследования:
Способы более быстрого запоминания таблицы умножения.
Методы: Интервью, опрос, наблюдение, эксперимент, изучение научно- популярной литературы, интернет ресурсы.
Основная часть.
Теоретическая часть.
-
«Что такое таблица умножения?»
Таблица умножения или другое название этого учебного объекта звучит как таблица Пифагора. Впервые таблица Пифагора появилась в сочинении Никомаха Геразского(1-2 вв.н.э.) «Введение в арифметику» Ещё более древние таблицы умножения обнаружены на месопотамских глиняных табличках- их «возраст» около 5 тысяч лет.
Таблица Пифагора представляет собой цифры, составленные в столбцы от 1 до 10. В первой строке то же самое число, а остальные строки и столбцы- это произведение этих чисел. Древнегреческая запись десятичных чисел и современная модель таблицы умножения существенно отличаются друг от друга. К отличиям можно отнести использование и неиспользование 0. Цифры- буквы от 1 до 9 не используются для обозначения полных десятков, полных сотен и полных тысяч. Они обозначаются собственными буквами. Использовались 24 буквы из греческого алфавита и 3 архаические буквы финикийцев 6=вау, 90=копа, 900=сампи. Таблицу Пифагора можно расширять вправо и вниз до бесконечности, соблюдая единственное условие: каждое число таблицы есть произведение номера строки и номера столбца, в которых оно стоит. Расширенные таблицы существуют давно. Так, например, в первой печатной математической книге на русском языке( Москва 1682год) имеется таблица умножения чисел от 1х1 до 100х100.
Кто такой Пифогор?
Пифогор Самосский (ок 580-500 до н.э.) древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, математик. Отец Пифагора был золотых дел мастер. Пифагор получил хорошее разностороннее образование. Учёба Пифагора способствовала тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. Он много странствует по свету и изучает различные науки. Жители Кротона избирают его своеобразным духовным отцом города. Он учит медицине, астрономии, математике, этике и другим дисциплинам.
Таблицу умножения в том виде, в котором мы сейчас изучаем в школе составил Артур Кейли- английский математик 19 века.
Введение в обиход народа таблицы умножения поспособствовало прогрессу устного и письменного счёта.
Основное применение таблицы умножения заключается в выработке практических навыков умножения натуральных чисел. Но это не единственное её использование. Так же применяют таблицу умножения для некоторых математических доказательств.
Как работает таблица умножения?
Например мы хотим узнать, сколько получится при умножении 3 и 9, то посмотрев на пересечение этих цифр , мы увидим 27.
2.2 Практическая часть
«Способы быстрого заучивания таблицы умножения»
Я, Темиргалиева Жанна, решила провести исследовательскую работу по необходимости изучения таблицы умножения потому, что многие ребята нашего класса не хотят учить таблицу умножения, объясняя тем, что она в жизни не пригодится. Я хочу доказать ребятам обратное.
Пред собой я поставила такие задачи:
1. Узнать, кто автор создания таблицы умножения.
2. Выявить и обосновать необходимость знания таблицы умножения на период обучения в школе, для дальнейшего обучения, во взрослой жизни.
3. Познакомить с другими способами изучения таблицы.
4. Заинтересовать и предложить свою игру «Морской бой»
Сначала я решила доказать ребятам, что знание таблицы умножения необходимо. И не просто знание, а прочное знание. Для этого я провела опрос среди учащихся среднего и старшего звена, родителей, учителей, жителей села.
Я выяснила, что среди учащихся % знания таблицы умножения составляет 98%, среди родителей-100%, учителей-100%, работников школы-100%, жителей села-100%
Далее я взяла интервью у учителей: математики (Трофимовой О.В.), черчения (Кузнецова В.Н.), химии и биологии (Липатовой Г.Г.), повара школьной столовой (Лубенцовой Н.Н.), медработника (Ельтоковой З.К.), Библиотекаря сельской библиотеки (Чирьевой Л.Б), продавца магазина (Матасовой Е.К.). Я задала им вопрос : нужны ли знания таблицы умножения в их профессии, в их жизни?
И получила положительный ответ.
После этого я выступила перед ребятами нашего класса, мы посмотрели видео интервью и сделали вывод, что таблицу умножения нужно знать качественно и прочно.
Я объяснила легкие способы изучения и запоминания таблицы умножения.
Быстрый способ выучить таблицу умножения можно так. В таблице скрыто огромное количество подсказок. Например:
При умножении первого числа на второе получается такое же число, что и при умножении второго на первое.
Умножение чисел 1 и 10 не представляет никаких проблем, так как при умножении на 1 мы получаем то число, которое умножали.
При умножении на 10 нужно только лишь поставить 0 в конце числа, которое было умножено на 10.
Умножение на 2- это прибавление числа к самому себе. То есть, если мы умножим 8 на 2-это значит, что мы прибавим к 8 ту же 8. Таким образом, 8+8=16, тот же результат при 8*2=16
Умножение на 4 тоже заучивать не нужно. Необходимо только сложить между собой результат от умножения на 2. 8*2=16, следовательно 16+16=32, значит 8*4=32
Для быстрого счёта в уме на 3 достаточно прибавлять по тройкам нужное количество раз.
Умножение на 5. Если мы умножаем на 5 нечётное число, то нужно взять половину этого числа, например: 9*5=45, половина 9=4,5
если мы умножаем чётное число, тогда нужно к половине этого числа дописать0. Например: 6*5=30, т.е. половина 6=3 и 0 дописать.
Умножение на 7, 8 и 9 существуют игры на пальчиках.
В библиотеке я нашла книгу «Самый быстрый способ выучить таблицу умножения!» авторов О.Узоровой, Е.Нефёдовой. (Приложение №1)
Мы купили музыкальную таблицу умножения. (Приложение №2)
В интернете я нашла и сделала игру «Табличное лото», в которую мы играем на уроке математики. (Приложение №3)
Я придумала и предложила ребятам игру «Морской бой», в которую мы играем на перемене. (Приложение №4). Правила игры. Играть можно группами или по одному. На листке №1 только чистые клеточки. Участники, у кого такой лист, «ловят» корабль соперника. Называют числа и произведение. Если назвали верно произведение, то попали в корабль, если не попали или назвали неверный ответ, то считается промах. Участники с карточкой №2 рисуют корабли.
Заключение.
Я знаю, кто и когда создал таблицу умножения, как она работает и для чего необходима.
В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что знание таблицы умножения должно быть прочным и качественным, т.к. оно нам пригодится в дальнейшем обучении в школе, в получении профессии, в моей будущей работе.
Моей задачей было научить своих одноклассников быстрее выучить таблицу умножения, заинтересовать их, показать, что уроки математики могут быть интересными потому, что, зная таблицу, можно активно и результативно работать на уроке.
Так же я доказала, что знание таблицы умножения помогут не только на уроках математики, но и на других уроках.
Я заметила, что теперь многие мои одноклассники активно работают на уроке, стали усидчивыми, внимательными, и , кажется, добрее.
Список использованной литературы.
Энциклопедия стр. 329, 1990г.
Журнал «Наука и жизнь» 1986г
Журнал «Начальная школа», статья «В мире математики» стр. 12, №3
Республиканский научно- методический журнал «Преподавание в начальных классах» №4 2014 год, урок Е.Н.Внуковской по математике стр. 25
«Самый быстрый способ выучить таблицу умножения!» О.Узорова, Е.Нефёдова.
http:\\www. tak-toent
http:\\www.proshkolu.ru
http://kopilkaurokov.ru
http://infourok.ru
http://multiurok.ru
Отзыв учителя.
В 2015-2016 учебном году проект по теме «Как быстрее выучить таблицу умножения» выполняла ученица 3 класса Темиргалиева Жанна. Были поставлены такие задачи:
1.Изучение истории создания таблицы умножения и знакомство с биографией автора.
2.Изучение и применение на практике уже известных способов изучения таблицы умножения
3.Создание и применение на практике нового способа изучения таблицы умножения.
4.Создание игры «Морской бой»
Для реализации этих задач были посещены библиотеки, изучены материалы по данной теме и проявлен творческий подход участника.
Жанна брала интервью у учителей, работников школы, родителей и жителей села.
В течение всего времени Жанна настойчиво и с интересом изучала материал, выступала перед одноклассниками, предлагала свои способы изучения таблицы умножения.
Были рассмотрены разнообразные способы, но выбраны только самые легкие и интересные. Так же участница придумала и предложила свой способ- это игра «Морской бой»
Жанне нужно было не только предложить новый способ, но и заинтересовать ребят, что очень хорошо получилось.
За весь период работы над проектом в классе повысился уровень знаний по математике, так как ребята стали более усидчивыми, активными, старательными.
Данный проект помог многим ребятам. Цели и задачи, поставленные Жанной, выполнены.
Приложение.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
|||||||||
9 |
|||||||||
10 |
2.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
6 |
12 |
18 |
24 |
30 |
36 |
42 |
48 |
54 |
60 |
7 |
14 |
21 |
28 |
35 |
42 |
49 |
56 |
63 |
70 |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
48 |
56 |
64 |
72 |
80 |
9 |
18 |
27 |
36 |
45 |
54 |
63 |
72 |
81 |
90 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
Аннотация
Зерттеу мақсаты: көбейту кестесін тез әрі оңай жаттау әдісін табу.
Гипотеза: егер көбейту кестесін тез әрі сапалы жатталса,келешекте математика тақырыбтары жеңіл ұғылады, өздік жұмыстары шапшаң орындалып, білім сапасы көтеріледі.
Зерттеу кезеңдері:
Әдебиетті оқу және
Сауалнама
Жиналған материалды анализдеу.
«Морской бой»үстел ойынын дайындау.
Зерттеу әдістері: аналитикалық- ізденіс, әлеуметтік сауалнама, іс-тәжірибе.
Зерттеу орны: мектеп.
Зерттеу объектісі: көбейту кестесі.
Зерттелетін зат: көбейту кестесін тез жаттау жолдары.
Зерттеу жаңалығы:
-Математиканы сапалы оқуға кобейту кестесін зерттеп, қорытындыладым.
Бұл жұмыстын нәтижесін қолдануға болады:
-аудан оқушылары мен мұғалімдердің математика пәнін отікуде.