Сцены из школьной жизни «Как девочка N экзамена боялась» (с опорой на изучаемые в 8 классе литературные произведения)

9
0
Материал опубликован 15 November 2016 в группе
Действующие лица:

Учитель

N – девочка, которая боится экзамена. (Можно заменить на имя любой девочки).

NN - подружка девочки, которая боится экзамена. Тоже меняется имя

М – мальчик, который дружит с первыми девочками

Мама – мама девочки, которая боится экзаменов

Действующие лица из «Шемякина суда» и «Недоросля»:

Судья Шемяка (может быть тот же артист, что и Учитель)

Иван Неуклюжев

Богатый брат

Поп

Сын убитого старика

Стародум (тот же артист, что и Учитель)

Правдин

Простакова

Митрофан

Сцена 1

На сцене стоят парты, за партами – дети, учитель перед ними (парты занимают только часть сцены, справа, чтобы оставалось место для дальнейшего действия). Заканчивается урок литературы.

Учитель: И не забывайте, что в этом году у вас экзамен по литературе. Нужно особенно тщательно учить уроки…

Оглушительно звенит звонок. Все радостно вскакивают, как попало запихивают в сумки книжки-тетрадки. Две подружки (имена можно использовать тех детей, которые будут задействованы) слегка задерживаются, возле них крутится один мальчик.

N: Н-да-а-а… Экзамен еще этот. Делать им нечего – экзамены устраивать. Нет, одно дело – читать, это даже интересно, другое дело – экзамен. Ты боишься?

NN: А! Когда это еще будет! Еще только вторая четверть. Чего заранее бояться! Подумаешь!

1 п: Ты, конечно, права… Но я… А, лучше не думать! А ты, Петя (имя можно использовать мальчика-артиста), что об этом думаешь?

М.: А что там думать! Уроки закончились! Ура! Давайте лучше послушаем музыку! А еще лучше, давайте сбегаем в актовый зал, посмотрим. Там готовятся к мероприятию. Девочки, говорят, здорово поют.

Подружки: Давайте!

Бегут в актовый зал.

Сцена 2

Актовый зал. Там репетиция. Дети тихонько садятся. На сцене девочки поют частушки.

ЧАСТУШКИ (любые, какие предложит учитель музыки, необходимо, чтобы была пара исполнителей) – поют две девочки – или два мальчика, или мальчик и девочка.

М.: Здорово поют, правда?

NN: Ага, весело! И содержание смешное. Не знаете, как называются такие песенки?

N: Частушки, кажется. Мы же недавно их проходили. Ну, вот, опять напомнили про экзамен… Это ж про частушки тоже спрашивать будут.

NN:Да ладно, с твоим экзаменом. Послушай лучше. (Слушает. Маленькая пауза) Ха-ха! Не зря же называются песенки «частушками», ведь и правда «частят», как поют быстро! И хорошо, что вдвоём – мне так больше нравится!

N: Так это же так надо. Помнишь, нам объясняли, что частушки обычно в паре исполняются. Чтобы смешной диалог получился. И название от слова «часто»: спешат друг другу рассказать что-то.

NN: Что ты заладила: объясняли-объясняли… Лучше слушай!

М.: (N) И чего тебе экзамена бояться, раз ты все знаешь?

Сцена 3

Дети идут после репетиции домой. Разговаривают.

М: А мне родители новый планшет пообещали.

NN:Здорово! А я прошу-прошу ноут, а папа с мамой только многозначительно улыбаются. Ничего не обещают. А так бы надо! Чтобы можно было в любой момент в интернет заглядывать, а к своему компьютеру они меня только на 1 час в день подпускают. (к 1 п) Почему молчишь, такая насупленная?

N: Да я все про экзамен думаю. Боюсь.

NN: Не смеши! Ты все знаешь!

N: А вдруг перепутаю?

М: Ну и ладно! А помните историю, как крутой мастер из Воронежа перепутал царя с плотником? Ругал его, ругал за бестолковость, а потом выяснилось, что это царь? И ничего жe!

N: Ну да, мы это тоже учили. Это царя Петра Великого перепутали. Предание такое есть. Там царь не только не рассердился, а еще плотнику кольцо подарил и спасибо сказал.

М: Ну вот видишь, что бывает при перепутывании. Даже в преданиях об этом рассказывают. Чего бояться?

N: Со мной так не будет! Мне тройку поставят, а я умру от позора…

NN: Даже если и так: подумаешь, тройка! Пока, ребята! Я пришла!

N: М: Пока-пока! До завтра!

Дети расходятся каждый к своему дому.

Сцена 4

В доме у N. Сидит N на диване. Листает книгу. Заходит мама.

Мама:Что ты, дочка, такая надутая сидишь? Случилось что?

N: Да, мама, у нас будет в конце года экзамен по литературе. Я почему-то очень боюсь уже сейчас. Вот листаю книжку. И, как назло, попадается всё такое страшное… А что, если экзамен будет такой, как Шемякин суд, а учитель окажется таким же справедливым в кавычках, как судья Шемяка?!

Мама: Я думаю, дочка, что бояться тебе нечего. Экзамен – это довольно просто. Ты же у меня умница. Просто до конца года старайся учить все, что задают.

N: Ага, мамочка, а вдруг учитель такой же, как Шемяка, несправедливый?

Мама: А что это за история? Я никогда не слышала. Что там было?

N: Правда? А разве в школе вы не читали?

Мама: Нет, дочка (целует в голову, улыбается)…

N: Ну вот. А мы в классе читали. Я тебе в двух словах расскажу.

Рассказывает. После первых фраз действие переходит на сцену. Все слова автора читает эта же девочка.

Очень давно, еще в начале ХУІІ cт., жил знаменитый судья Шемяка. «Повесть о Шемякином суде» рассказывает, что он был очень искусным судьёй. И вот однажды он рассматривал дело двух братьев, бедного и богатого, из которых одни, который убогий, оторвал хвост у лошади своего брата. Этот убогий брат был очень неудачлив и неуклюж, поэтому он попал еще в другие неприятные истории, да так, что на него еще двое подали в суд.

И вот суд.

Сцена суда

Шемяка: Мы сегодня рассматриваем тройное дело убогого Ивана Неуклюжева.

Дело первое. Об оторванном хвосте у лошади, принадлежащей брату. Обвиняемый попросил у брата лошадь, чтобы привезти дров. Но он так плохо обращался с лошадью, что её испортил: оторвал хвост, потому что привязал не к упряжке дровни, а к хвосту лошади. Хозяин лошади требует суда над Неуклюжевым. Что скажете, обвиняемый?

Иван Неуклюжев: М-м-м-м… да-а-а что сказать? (а сам вынимает из шапки завернутый камень – и показывает выразительно судье, будто там что-то хорошее. Кланяется судье).

Шемяка: Ну, ладно. Суд постановляет пострадавшему не брать лошади, покамест у неё хвост не вырастет. А как вырастет хвост, так пусть и заберет.

Богатый брат (возмущаясь): То есть как это? Пусть лошадь у него остается?

Шемяка: Да, пока у неё хвост не вырастет!

Богатый брат: Да разве это справедливо? Мало того, что он мою лошадь испортил, так он теперь её и заберет навсегда?! Хвосты-то у лошадей не отрастают наново!

Шемяка: Не понял. Пострадавший собирается с судом спорить? Где пристав?

Богатый брат: Нет, ваша светлость! (тихонько, себе, с раздражением) Ну и суд справедливый!

Шемяка: Дело второе. Неуклюжев! Батюшка Павел на вас жалуется, что вы до смерти ушибли его малолетнего сына в колыбели. Как это случилось? Что скажете?

И.Неуклюжев: М-м-м-м-м… что сказать… так уж вышло… (а сам снова вынимает завернутый камень, показывает Шемяке, кланяется).

Шемяка: Ну, ладно! Суд постановляет батюшке отдать свою жену Неуклюжеву, чтобы он мог с нею родить нового сына, а только после этого забрать обоих. Так будет восстановлена справедливость.

Поп: Какая это справедливость! Разве это по-божески – свою жену кому-то отдавать! Это грех! Нельзя этого делать!!!

Шемяка: Это что, возражения правосудию? Пристав, немедленно сюда!

Поп: Нет возражений. Но знайте, что Бог вас накажет!

Шемяка: А мы Богу свечку поставим! (улыбается).

Дело третье. Обвиняемый! Гражданин нашего города утверждает, что вы спрыгнули с моста прямо на его отца, в результате чего он умер. Что скажете теперь-то?

И.Неуклюжев: М-м-м-м… да разве я хотел… так вышло… (а сам опять вытаскивает завернутый камень – с ужимками показывает Шемяке, кланяется).

Шемяка: Ну, что ж! Нет другого выхода. Суд постановляет пострадавшему самому взойти на мост, а обвиняемый пусть под мостом встанет. Вот пострадавший пусть прыгнет с моста на обвиняемого – и также его убьет, как тот отца его.

Сын убитого старика: Как так? А вдруг я сам убьюсь с моста?

Шемяка: Ну уж это ваша забота стараться, чтобы не вы убились…

Сын убитого старика даже не стал возражать. Только рукой расстроенно махнул. Все трое не ожидали такого приговора. И только Неуклюжев был доволен, т.к. никому ничего не остался должен: суд так постановил.

(Действие возвращается в комнату N)

Мама: Смешная история. Шемяка, конечно, отменный судья!

N: Представляешь, мама, что это за суд был?

Мама: Шемяка просто-напросто нечестный человек, которому дела нет до настоящей справедливости. Или он глупый, как ты думаешь?

N: Да, конечно, нечестный. Я тебе не все рассказала. Он же надеялся на подарок, который ему Неуклюжев показывал и не знал, что у того камень в тряпку замотан. (смеется) На самом деле, он сам себя обманул. Ну и всех пострадавших. Во правосудие было!

Мама: Дочка! Вот ты меня удивляешь! С какой стати тебе бояться экзамена? Вон как ты хорошо рассказала повесть об этом судье. И даже выводы сделала. Если ты все будешь так знать, то очень легко экзамен сдашь. Да и стоит ли начинать бояться во второй четверти того, что случится только через полгода?

N: Да, вот, представь… я очень боюсь экзамена, и поэтому всякие глупости в голову лезут.

Мама: Ну и зря! Глупенькая ты у меня! Трусишка! Всё хорошо будет. Ложись спать. (целует дочку, уходит).

N осталась одна. Сидит, листает книжку.

N: (бормочет себе под нос) Зарядили все: не бойся, не бойся… ты все знаешь… А если не всё?! А если я хуже Митрофана окажусь? Я могу с перепугу всё забыть. И тогда – тройка! Ужас! Думать не хочу! Лучше буду спать.

Укладывается спать.

И снится ей со-о-оннн…

Сцена сна

Все происходит рядом со спящей N.

Стародум (Учитель – и в костюме учителя) прохаживается по комнате (у Простаковых – необходимо комнате придать вид помещения 18 века при помощи каких-нибудь деталей). Вид у него задумчивый. У небольшого столика сидит Правдин, листает книгу. У Правдина костюм НЕ современный.

Заходят Простаковы. Митрофан напоминает N: это мальчик приблизительно такого же роста и волосы похожего цвета. Одет.в наряд, напоминающий 18в: лосины чуть ниже колен, светлая рубашка с кружевами на рукавах, шейный платок. Простакова одета соответственно.

Простакова: (Стародуму) День добрый, батюшка Стародум! Хорошо ли отдохнуть изволили?

Стародум: Хорошо, спасибо!

Простакова: (Правдину) А вы, господин Правдин, всем ли довольны?

Правдин: Всем, Слава Богу!

Простакова: Позвольте, господа, потрудить вас теперь нашей просьбою.

Стародум: Какою, сударыня?

Простакова: Вот в чем дело, батюшка. Не угодно ль взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум: О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею и какому математику ему быть надобно. Любопытен бы я был послушать, чему он выучился.

Простакова и Митрофан (хором): Всем наукам, батюшка.

Всему, чему изволишь.

Правдин: (Митрофану) Чему ж бы, например?

Митрофан: Вот, грамматике (подает книгу).

Правдин: (взяв книгу) Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта (показывает).

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Простакова: Что, каково, мой батюшка?

Правдин: Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Стародум: Я думаю, не меньше и в истории.

Простакова: То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Правдин (Митрофану): А далеко ли вы в истории?

Митрофан: Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин: А! так вы вот о какой истории!

Простакова: Они с учителем оба охотники.Зовут на урок скотницу Хавронью и заставляют рассказывать себе истории.

Правдин: Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Простакова (сыну): Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери): А я почем знаю?

Простакова (тихо Митрофану): Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери): Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Простакова (Правдину): Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин: География.

Простакова (Митрофану): Слышишь, ЕОРГАФИЯ.

Митрофан: Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Простакова (Правдину): И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.

Правдин: Описание земли.

Простакова (Стародуму): А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум:На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Простакова: Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка!..

Стародум: О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Раздается звон будильника и артисты из «Недоросля» убегают.

Сцена 5.

N ворочается, стонет, бормочет: «Позор! Позор!». Входит Мама, будит дочку.

Мама: Вставай! Вставай! Что с тобой? Почему ты кричишь и плачешь? Вставай! Пора в школу собираться!

N: Ой, мама! Мне такой жуткий сон приснился! Будто я – не я, а Митрофан из «Недоросля» Фонвизина. И будто меня учитель допрашивает по русскому языку, по истории, по географии. А я ничего не знаю. А мама Митрофана меня оправдывает: мол, география – это наука для извозчиков, а остальным её знать не надо. Я чуть со стыда не сгорела!!! А ты говоришь: не бойся! А если я на экзамене вот так все забуду или перепутаю?

Мама: Опять ты за своё! Не перепутаешь. Уроки исправно учи – и больше ничего не надо. Давай, быстро умывайся, одевайся и иди завтракать. Я тебя жду. (уходит)

N быстро пихает книжки в портфель, смотрится в зеркало, уходит.

Сцена 6.

Урок. Дети сидят за партами, перед ними учитель.

Учитель: А теперь перейдем к выразительному чтению. Итак. На сегодня следовало выучить стихотворение А.С.Пушкина «Туча». Есть желающие рассказать его нам?

М: Можно я?

Учитель: Пожалуйста! Прошу.

М: (выходит, выразительно читает стихотворение: учебник Коровиной, стр.224):

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Учитель: Молодец! За выразительное чтение «5». А скажи, пожалуйста, какую роль здесь играет туча?

М: Ну-у, туча – это часть пейзажа.

Учитель: Правильно. А как наличие тучи в пейзаже влияет на основную мысль стихотворения?

NN: Можно я скажу?

Учитель: Скажи. (к М) Садись.

NN: Туча – это остаток от недавней бури, которая пронеслась. Ей на смену пришел «ликующий день», но туча напоминает о недавнем состоянии природы. Но в то же время она подчеркивает, что на смену ненастью непременно приходит «ясная лазурь» дня, успокоенные небеса. Основная мысль и заключается в том, что если плохо, надо помнить, что это скоро закончится, а потом уже не надо думать о печальном.

Учитель: Ты права. А кто скажет, что чувствует лирический герой?

М: Можно я?

Учитель: Пожалуйста.

М: Лирический герой явно устал от каких-то неприятностей и хочет освободиться от неприятных чувств, которые недавно пережил. Поэтому туча в небе, как остаток бури, кажется ему лишней и он требует, чтобы она скрылась.

Учитель: Правильно. Молодец!

N (возбужденно кричит): Вот! Теперь я поняла своё собственное настроение! Я, как этот лирический герой, тоже хочу освободиться от неприятных ощущений, которые у меня возникают при мысли, что я не смогу сдать экзамен! И я хочу прогнать тучи этих дурацких мыслей!

Все к ней повернулись и удивленно смотрят. NN и М крутят пальцем у виска.

Учитель: Не верю своим ушам. Ты боишься будущего экзамена? Глупости всё это! Экзамена не стоит бояться. Это просто способ в конце года все хорошенько повторить. Вы все молодцы: читаете, понимаете прочитанное, анализируете. Так в чем же дело? Просто сами на себя нагоняете страх. Ребята! Поверьте, всё будет хорошо!

Оглушительно звенит звонок. Все вскакивают со своих мест, бегут.

NN и М подходят к N.

М и NN (в один голос): Ты до сих пор нервничаешь? Перестань! Вот лучше пойдем с нами…

N: Я уже стараюсь успокоиться. Но, знаете, мне такой жуткий сон приснился, что будто я – Митрофан…

NN (смеясь): Правда? Так тем более успокойся! Ведь, что снится – в реальности будет наоборот! Айда с нами! Мы собираемся… (уходят, оживленно обсуждая между собой планы).

Комментарии
Комментариев пока нет.