Статья «Как ФГОС 2021 года и Программа воспитания могут способствовать повышению мотивации на занятиях»

2
3
Материал опубликован 19 August 2021 в группе




Как ФГОС 2021 года и Программа воспитания

могут способствовать повышению мотивации на занятиях




В 2020 – 2021 учебном году все школы страны работали над апробацией Программы воспитания, которая, в отличие от ранее существующих подходов к воспитанию, акцентирует своё внимание на воспитательных модулях. Может возникнуть вопрос: «А причём здесь ФГОС 2021, о котором сказано в заголовке?» Ответ находится на поверхности: ФГОС определяет, какие предметные, метапредметные и личностные результаты могут быть достигнуты обучающимися через реализацию учебного плана, в том числе и плана внеурочной деятельности.

Программа воспитания фиксирует среди обязательных модулей такие, как модуль «Школьный урок» и модуль «Курсы внеурочной деятельности». В процессе реализации программы воспитания предполагается личностный рост обучающегося через достижение, прежде всего, личностных результатов, а далее метапредметных и предметных.

Какие методы и приёмы можно использовать, чтобы повысить мотивацию на уроках и на занятиях внеурочной деятельности?

Итак, модуль «Школьный урок». Поскольку большую часть своего времени в школе ребенок проводит на уроке, возрастает значимость воспитательной составляющей урочной деятельности.

Вначале отметим, как школьные педагоги могут реализовать воспитательный потенциал урока. Только через использование всех воспитательных возможностей планирования, организации, проведения урока. На что должен быть направлен воспитательный потенциал урока? Во-первых, следует учитывать специфику учебного предмета: к примеру, организация урока технологии и МХК не могут быть одинаковыми. Во-вторых, необходимо продумать, как использовать воспитательные возможности, которые обусловлены спецификой того или иного учебного предмета. В-третьих, следует проанализировать содержание образования с точки зрения использования его воспитательных возможностей (умение педагога связать учебный материал с потребностями учащихся, с морально-этическими нормами, со злободневными нравственными проблемами).

На методическом совещании в нашей школе было принято решение: при подготовке к уроку педагог определяет сначала воспитательную цель, затем развивающую и потом образовательную. Соответственно планируемые результаты сначала личностные, затем метапредметные и предметные.

Как постановка целей и планирование результатов связано с воспитательным потенциалом урока и как этот воспитательный потенциал реализовать? Ответ прост: превращаем знания учеников в объекты их эмоционального переживания; обязательно организовываем работу с информацией, содержащей воспитательную идею; привлекаем внимание к таким нравственным проблемам, которые напрямую связаны с открытиями и изобретениями... Это уже становится сильной мотивацией для ребёнка.

В качестве примера отмечу опыт нашей школы по проведению тематических дней, когда педагоги, преподающие разные учебные предметы, проводят свои уроки в соответствии с единой темой. Так в прошедшем учебном году, в начале сентября, было проведено четыре тематических дня. Первый, в сентябре, был посвящён Дню Байкала, второй, в ноябре, – Дню Матери (5-8 классы и 10 класс в дистанционном режиме), третий, в феврале, - юбилею города Ангарска и последний, в апреле, здоровому питанию.

Особо хочется сказать о третьем тематическом дне. В этот день было проведено три бинарных урока: русский язык и музыка во втором классе, русский язык и обществознание в пятом классе, алгебра и биология в девятом классе. Положительные эмоции получили все, особенно дети.

Важно не забывать: урок – это и основная форма обучения, и сфера, в которой, в основном, происходит школьное воспитание.

Итак, сделаем вывод: мотивация детей значительно повышается на уроках, которые проводятся в тематические дни, и на уроках, которые ведут два педагога. Главное – помнить меру и не проводить в год более четырёх тематических дней.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хочу уточнить: это лично Ваше видение? Тогда почему в некоторых фразах присутствует мн. число?

19 August 2021

Здравствуйте. я являюсь членом методического совета школы. Многие решения, которые принимаются коллегиально, являются результатом моего видения и моих предложений.

19 August 2021

Благодарю за ответ, многое становится понятным. Просто я сама Программу новую составляла, с коллегами потом её вычитывали.

19 August 2021

Похожие публикации