12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Григорьева Екатерина Анатольевна942
Россия

«Дидактическая игра как средство повышения мотивации на логопедических занятиях».

     По данным словаря под редакцией Г. М. Романцева, мотивация – 1) Наклонность личности, направляющая поведение субъекта и являющаяся бессознательным и постоянным свойством личности. 2) Соединение потребностей, ценностей и личностных интересов. Управляют мотивацией стереотипы, предрассудки, а также статусы и роли. Мотивация – совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

     По мнению Новикова А. М., мотив – побудитель деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается. Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.
Дидактические игры – специально созданные или приспособленные для целей обучения игры.

     Дидактическая игра имеет определенную структуру;

-игровая задача;

-игровые действия;

-правила игры;

-результат (подведение итогов).

     Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов. Реализация деятельностного подхода означает возможность и необходимость исследования учебных мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления.

     По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».

     Дети с речевыми нарушениями часто неусидчивы, характеризуются

быстрой утомляемостью. Большое количество учащихся испытывают трудности в усвоении учебного материала, поэтому у логопеда возникает необходимость поиска стимулирования активности таких детей на занятии.

Для повышения интереса на коррекционных занятиях успешно используются дидактические игры на различных этапах занятия.
     В статье будет приведено небольшое количество игр для ознакомления с принципами работы на занятии.

1)Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности речедвигательных органов.

     Для повышения эффективности упражнений, используются наглядные материалы, а также стихотворное сопровождение (рис.1). Благодаря таким приемам, несмотря на многократное повторение одного и того же действия, учащимся интересно выполнять задания. Так же задействованы зрительный и слуховой анализаторы, мотивирующих на длительное выполнение подобных упражнений.

-"Хоботок"

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

-"Чашечка"

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

2)Игры на развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание способствует правильному звукообразованию, создает условия для поддержания громкости, плавности речи, а так же интонационной выразительности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правила выполнения:

- воздух набирать только через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- щеки не надувать;

- делать паузы между подходами, что бы избежать головокружения.

На занятиях используются различные дидактические игры, в том числе описанные Нищевой Н. В. (рис. 2)

   Применение элемента игры при выполнении дыхательных упражнений, способствует повышению интереса к занятию, профилактике переутомления.

3)Дидактические игры при автоматизации звука.

Существует множество игр для эффективного процесса автоматизации звуков.

-Использование звукоподражений;

-«Ходилки»;

-«Дорожки»; (рис.3)

-«Лото»;

-Игра «Рыбак» (ребенок «вылавливает» картинку и называет ее). и др.

4)Развитие мелкой моторики

-«Составь узор из палочек». Выложить из палочек фигуру по образцу.

-Пальчиковые упражнения с предметами (мяч, карандаш и др.)

-Упражнения с движениями пальцев под стихотворных текст;

- «Пальчиковые фигуры». Каждый ребенок выбирает себе животное или фигуру, которую он может изобразить с помощью пальцев, например зайчика, козу, собаку или другие фигуры.

5)Звукобуквенный анализ и синтез слов.

-«Кубик». Назови слово, в котором столько же звуков, сколько выпало точек на кубике;

-«Первый и последний звук». Взять картинку, назвать, например «кошка», затем определить первый и последний звук в слове, так же можно определить какой звук слышим после звука «Ш» и т.п..

-«Собери слово». Учащиеся из последовательно названных звуков составляют слово.

6)Чтение и письмо.

-«Слоговое лото», автор Л. М. Козырева. Помогает обучению послоговому чтению, картинный материал позволяет расширить словарный запас антонимами, словами—обобщениями. (рис.4)

- «Найди буквы». Какие буквы использованы в рисунке. (рис.5)

-«Филворд». Нужно отделить слова друг от друга и записать в тетрадь (рис.6)

-«Яблочная карусель». Необходимо отделить предлоги от слов и записать слова с предлогами в тетрадь. (рис.7)

-«Паутина». Соединение слогов для получения слов. (рис.8)

-Игра «Угадай, чего (кого) нет». (Закрепление формы родительного падежа.)

Дидактический материал — картинки (например, голубое платье; синий цветок; зеленый платок; веселый мальчик; большая бабочка; желтое ведро и т. д.). Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Затем убирает картинки по одной и просит ребенка сказать: «Кого (чего) нет?», например, нет голубого платья; нет зеленого платка и т. д. Можно записать в тетрадь.

-Игра «Найди спрятанную букву». В зашумленном рисунке нужно найти букву. Игра способствует закреплению зрительного образа букв.

-Игра «Матрешка». Чтение слов с последующим убиранием одной буквы для получения нового слова (ЗУБр, ВОЛк, сМЕХ, уТОЧ-КА, кОСА, уДОЧКА, ШАРф, уКОЛ и др.).

Таким образом, закрепление материала с использованием различных дидактических игр способствует профилактике переутомления, повышение интереса к выполнению заданий. Ощущение успешности в совокупности с положительными эмоциями на занятии оказывают благотворное влияние на положительную мотивацию учащихся и является стимулом для познания нового материала.

Список литературы:

1) Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р': Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Л. Г. Орлова.— Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с.

2)Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии http://www.ipras.ru

3)Зинченко В. П. Психологический словарь 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

4) Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь– М.: Политиздат, 1985

5) Козырева Л. М. «Слоговое лото»

6) Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004— 303 с.

7)Леонтьев А. И. «Деятельность. Сознание. Личность», М., 1975

8) Нищева Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей.

9) Нищева Н. В. Дыхательные дидактические игры.

10)Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.:
Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

11)Романцев Г. М. Профессионально-педагогические понятия. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с.

12) Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

13)Щукина Г.И., Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. - 144с.

14) Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3–4 классы). — СПб.: КАРО, 2010. — 144 с.: ил. — Серия «Мастер-класс логопеда»


Приложение

Рисунок 1

t1637478880aa.jpg


Рисунок 2

t1637478880ab.jpg

Рисунок 3

Покажи дорогу — проведи линию по пунктирным чёрточкам, проговаривая: «Р-Р-Р».t1637478880ac.png



Рисунок 4

t1637478880ad.gif

t1637478880ae.gif

Рисунок 5

Какие буквы использованы в рисунке «Ёжик»?

t1637478880af.gif



Рисунок 6

t1637478880ag.gif


Рисунок 7

t1637478880ah.gif

Рисунок 8

t1637478880ai.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.