Урок окружающего мира в 1 классе «Как мы общаемся с миром»
Пояснительная записка к презентации
ТЕМА: Как мы общаемся с миром
ЦЕЛЬ: В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться определять подходящими словами ощущения от восприятия окружающего мира с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния; определять и называть органы чувств
УУД
Регулятивные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу (через проблемные вопросы), выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме, оценивать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.
Познавательные: через исследование и практическую работу прийти к решению учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации; учиться строить простые рассуждения и выводы.
Коммуникативные: делиться своими впечатлениями от восприятия картин отечественных художников, , использовать простые речевые средства; вести диалог с учителем и одноклассниками, уважать мнение выступающего и высказывать свое, отвечать на вопросы учителя.
ХОД УРОКА
1 Орг.момент
Проверка готовности к уроку
2 Проверка пройденного материала
- На прошлом уроке шла речь о том, что все мы – люди, но и о том, что все мы различаемся. Вспомните и скажите, по каким признакам отличаются люди.
3 Самоопределение к деятельности
- Вспомните нашу осеннюю экскурсию. Кому она понравилась?
- Расскажите, что на экскурсии вы увидели, услышали, почувствовали?
- Какие органы вашего организма помогали вам при этом?
-Какие еще органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
-Определите тему нашего урока сегодня?(ответы детей)
Отгадайте загадки
Слайд 2
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
ГЛАЗА
Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.
ГЛАЗА
Слайд 3
Маму с папой слушать
Помогают…. Уши
Две куколки
На кровельке сидят
УШИ
Слайд 4
Красная лисица
Из своей норки
Не выходит.
ЯЗЫК
Всегда во рту,
А не проглотишь.
ЯЗЫК
Слайд 5
Между двух светил , в середине я один
НОС
За поляною гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пышут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!
НОС
Слайд 6
У двух матерей по пяти сыновей.
РУКИ
У одной матери —
Пять детей,
Все дети разные,
Все к матери привязаны.
РУКА
На доске вывешиваю карточки с названиями органов чувств.
- Глаза, нос, язык, кожа(руки) и уши – это органы чувств: зрения, обоняния, вкуса, осязания и слуха..
4 Практическая работа
ЗРЕНИЕ - Не трогая предмет, а только внимательно рассмотрев его, опишите .
(На столе маленький красный мячик.)
Можно ли только посмотрев глазами сказать тяжелый мяч или нет?
-А из какого материала он сделан?
Вывод : нужны и другие органы
СЛУХ - по очереди взять в руки коробочку, послушать, что в ней перекатывается и попробовать определить этот предмет.
(В коробке конфеты)
- Можно ли только на «слух» определить форму, размер, цвет, температуру предмета, из какого он сделан материала, как пахнет, какой на вкус? (Вскрыть коробку и показать конфеты)
Вывод: Без других органов чувств не обойтись.
ВКУС- мятные конфеты в прозрачном фантике зеленые по цвету 5 штук
-Как вы думаете, какие по вкусу эти конфеты? (ответы- предположения детей)
Дать попробовать детям, определить вкус.
- Можно ли, распознать вкус, не попробовав?
-В каких жизненных ситуациях прежде, чем попробовать нужно увидеть, потрогать, понюхать предмет?
Вывод: одним чувством вкуса не обойтись.
ОБОНЯНИЕ - Не раскрывая коробочки, а только осторожно понюхав, определите, что это может так пахнуть
(Показать: как правильно нюхать незнакомые предметы.)
Коробочка с чесноком , лимоном, кофе
-Удалось ли только с помощью обоняния определить все запахи?
. Вывод: Одним обонянием не обойтись.
ОСЯЗАНИЕ - по очереди пощупайте предмет в мешочке и попробуйте угадать, что это может быть. (В тканевом мешочке небольшой мягкий помпон.)
Ответы детей.
-Получилось ли правильно определить предмет?
-Что еще мы сделали ,чтобы определить какой предмет в мешочке? (посмотрели)
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: Без зрения, обоняния, вкуса не узнать предмет.
Слайд 7
-Скажите: какие органы чувств помогают нам узнавать мир?
ГЛАЗА, УШИ,НОС,ЯЗЫК,КОЖА
5 Физ.минутка.
Называю органы глаза ,рот, нос, уши, руки, а ребята должны показать не запутаться.
6 Первичное закрепление
Слайд 8
- Чтобы понять, что чувствуют и видят герои картин, станем маленькими, и тихонько подойдем к персонажам на картине и понаблюдаем вокруг. Представим себя сначала на рыбалке.
И.М. Прянишников « Дети на рыбалке»
-Опишите чувства, которые испытывают дети?
Ответы детей, учитель корректирует, помогает сформулировать мысль.
-Какая погода на картине? Что могут чувствовать дети? (ТЕПЛО)
-Что ощущает мальчик , который ступает в воду? ( ПРОХЛАДУ)
-Предположите какая на ощупь удочка? Почему?
(обратить внимание детей на то ,какие раньше были удочки и какие у них сейчас удочки)
-Какое у детей настроение? Почему?
Слайд 9
А.А.Пластов « Родник»
А теперь подойдем тихонько и встанем рядом с девочкой.
-Оживите картину.
-Что вы слышите? (шум воды)
-Что ощущают девочки (ваши) ножки? (прохладу, влагу…)
-Как вы думаете легко ли девочке? Почему?
-Кто знает что такое коромысло? Для чего оно служит?
Слайд 10
Н.П. Богданов « Праздник на крылечке»
аналогично
-Какие органы нам помогали путешествовать по картинам?
7 Работа в тетради на печатной основе стр. 16-17
Самостоятельное выполнение с проверкой
РЕФЛЕКСИЯ
- Что узнали на уроке?
-Что вам понравилось? Почему?
-Что вызвало затруднение? Почему?
Слайд 11
-Сколько органов чувств мы сегодня изучали? Перечислите их.
- Сколько пальцев на руке? Тоже 5.
- Обведите свою ладошку на листе бумаги, карандашом любого цвета и подпишите на каждый пальчик название органа ,который помогает нам узнавать окружающий мир.
/data/files/k1512986419.pptx (Как мы общаемся...)