«Как написать письмо. Особенности эпистолярного жанра»

2
0
Материал опубликован 29 December 2024 в группе

«Как написать письмо. Особенности эпистолярного жанра»



Эпиграф:

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…

Н. Кузовлёва

Ход урока

1. Мотивационно-организационный этап.

На столе преподавателя стоит коробка с надписью: «Мои детство и юность»

Слово учителя:

Ребята, как вы думаете, что может быть в коробке с таким названием?

Правильный ответ вам подскажет одно стихотворение, которое я прочитала в Интернете на одном из литературных форумов.

А вы получали письма

В тонких конвертах бумажных,

Что очень легко рвались и

Казались листом опавшим?

Те письма, в которых приветы

И строчки любви и лести

Бывают порой нелепы,

Но с ними жить интересней.

Ведь письма не забывают,

Как эсэмэс и е мэйлы.

Они на экране не тают,

Они навсегда, наверно...

Я так люблю из конверта

Достать нежно-хрупкие листья,

Ведь письма - душа поэта.

А вы получали письма?

Вы поняли, что в этой коробке находятся письма, которые я, еще будучи школьницей, получала от друзей, знакомых. Писем очень много. Целая коробка. А вот у моей мамы их больше раза в три или четыре. И она хранит их уже более 60 лет.

В ней хранятся письма. Некоторым уже более 40- лет, другие я получила недавно. Думаю, вы сможете ответить, почему я так берегу их? (Их писали дорогие мне люди, в них отражены события моей жизни и жизни моих современников, то есть время. Письма – это отблеск давних событий.).

Учитель показывает письма и комментирует:

- Вот это – от мамы с папой, когда я уехала учиться в пединститут. А ещё письма от школьных друзей, однокурсников, родственников.

- Вы видите, ребята, что больше писем старых, они пожелтели от времени. А свежих совсем нет. Как вы думаете, почему? (К сожалению, сейчас мало кто пишет письма)

? Как вы думаете, почему у моей мамы три таких коробки, у меня – одна, а некоторые из вас даже не держали в руках конверта? (Ребята понимают, что постепенно интерес к традиционной переписке отпадает. Появились мобильный телефон, электронная почта, социальные сети, с помощью которых можно поделиться своими мыслями и чувствами гораздо быстрее).

2. Объяснение нового материала учителем.

Учитель: Ребята, а что же такое письмо? Ученик: Это разговор одного человека с другим в письменной форме.

Учитель: Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

- Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма).

Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

- Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

- Какие виды писем вы знаете? (Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету) (слайд)

- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

3. Страничка истории

- Как вы думаете, какими были первые письма? Показываю фильм.

4.  Композиция письма. (Записать в тетрадь)

-  Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение)

Правила написания письма.

-Главной особенностью эпистолярного стиля является жесткая композиция текста. Познакомимся с планом написания письма

1. Приветствие или обращение к адресату:

А) Добрый день, дорогой сын!

Б) Здравствуй, любимая моя мамочка!

2. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата).

3. Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания)

А) Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Целую тебя.

Твой отец.

Б) До свидания, моя милая мама. Не скучай и береги себя.

Твой любящий сын.

4. Дата и место написания письма. (2016. сл. Верхнемакеевка)



5.Повторение пройденного

- Что такое обращение?

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

В тетрадях напишите обращение к вашей маме.

- Расскажите о знаках препинания при обращении.

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.

Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

6. Словарная работа

- Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.

Угадайте слово и запишите в тетрадь.

- В записанных словах, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).

- Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

- Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

- Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).

- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).



Письмо, конверт, адрес, индекс, почтальон.

(После выполнения задания ученики зачитывают свои работы)

7.Работа со словарями.

1 группа находит в словарях значение слов АДРЕСАНТ и АДРЕСАТ.

Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое отправление, получатель.

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое отправление, отправитель. (Словарь иностранных слов Л.П.Крысина)

2 группа - рассказывает о том, что такое postskriptum;

Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы

Р. S, от латинского postskriptum, что обозначает «после написанного».



8. Физминутка

Сели мы писать письмо

Очень важное оно.

Долго мы его писали

И немножечко устали.

Встанем, ручками встряхнём

И немножко отдохнём.

Пошагаем мы на месте

И попрыгаем все вместе,

Развороты вправо, влево.

На носочках потянулись,

Все друг другу улыбнулись.

Головою покачаем

Раз и два поприседаем

И работу продолжаем.



9. Творческая работа учащихся.

Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма.

- Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова - подсказки. (на доске приложение 2)

У меня к Вам (тебе) большая просьба.

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен. (После выполнения задания ученики зачитывают свои работы)

10. Правила оформления конверта- чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Ученики рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

11.Подведение итогов.

Подошёл к концу наш урок.

- Для чего нужны письма?

- Как называется жанр письма?

-Какие виды писем вы знаете?

-Какие композиционные части выделяются в письме?

Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

12.Рефлексия



Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.

         

Спасибо всем.

Урок окончен



17. Домашнее задание. Написать письмо «Как вы провели весенние каникулы.»











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.