«Как написать письмо. Особенности эпистолярного жанра»
«Как написать письмо. Особенности эпистолярного жанра»
Эпиграф:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлёва
Ход урока
1. Мотивационно-организационный этап.
На столе преподавателя стоит коробка с надписью: «Мои детство и юность»
Слово учителя:
Ребята, как вы думаете, что может быть в коробке с таким названием?
Правильный ответ вам подскажет одно стихотворение, которое я прочитала в Интернете на одном из литературных форумов.
А вы получали письма
В тонких конвертах бумажных,
Что очень легко рвались и
Казались листом опавшим?
Те письма, в которых приветы
И строчки любви и лести
Бывают порой нелепы,
Но с ними жить интересней.
Ведь письма не забывают,
Как эсэмэс и е мэйлы.
Они на экране не тают,
Они навсегда, наверно...
Я так люблю из конверта
Достать нежно-хрупкие листья,
Ведь письма - душа поэта.
А вы получали письма?
Вы поняли, что в этой коробке находятся письма, которые я, еще будучи школьницей, получала от друзей, знакомых. Писем очень много. Целая коробка. А вот у моей мамы их больше раза в три или четыре. И она хранит их уже более 60 лет.
В ней хранятся письма. Некоторым уже более 40- лет, другие я получила недавно. Думаю, вы сможете ответить, почему я так берегу их? (Их писали дорогие мне люди, в них отражены события моей жизни и жизни моих современников, то есть время. Письма – это отблеск давних событий.).
Учитель показывает письма и комментирует:
- Вот это – от мамы с папой, когда я уехала учиться в пединститут. А ещё письма от школьных друзей, однокурсников, родственников.
- Вы видите, ребята, что больше писем старых, они пожелтели от времени. А свежих совсем нет. Как вы думаете, почему? (К сожалению, сейчас мало кто пишет письма)
? Как вы думаете, почему у моей мамы три таких коробки, у меня – одна, а некоторые из вас даже не держали в руках конверта? (Ребята понимают, что постепенно интерес к традиционной переписке отпадает. Появились мобильный телефон, электронная почта, социальные сети, с помощью которых можно поделиться своими мыслями и чувствами гораздо быстрее).
2. Объяснение нового материала учителем.
Учитель: Ребята, а что же такое письмо? Ученик: Это разговор одного человека с другим в письменной форме.
Учитель: Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)
Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.
- Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма).
Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
- Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?
-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)
- Какие виды писем вы знаете? (Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету) (слайд)
- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).
3. Страничка истории
- Как вы думаете, какими были первые письма? Показываю фильм.
4. Композиция письма. (Записать в тетрадь)
- Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение)
Правила написания письма.
-Главной особенностью эпистолярного стиля является жесткая композиция текста. Познакомимся с планом написания письма
1. Приветствие или обращение к адресату:
А) Добрый день, дорогой сын!
Б) Здравствуй, любимая моя мамочка!
2. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата).
3. Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания)
А) Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Целую тебя.
Твой отец.
Б) До свидания, моя милая мама. Не скучай и береги себя.
Твой любящий сын.
4. Дата и место написания письма. (2016. сл. Верхнемакеевка)
- Что такое обращение?
Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).
В тетрадях напишите обращение к вашей маме.
- Расскажите о знаках препинания при обращении.
Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.
Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.
6. Словарная работа
- Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.
Угадайте слово и запишите в тетрадь.
- В записанных словах, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).
- Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
- Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
- Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).
Письмо, конверт, адрес, индекс, почтальон.
(После выполнения задания ученики зачитывают свои работы)
7.Работа со словарями.
1 группа находит в словарях значение слов АДРЕСАНТ и АДРЕСАТ.
Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое отправление, получатель.
Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое отправление, отправитель. (Словарь иностранных слов Л.П.Крысина)
2 группа - рассказывает о том, что такое postskriptum;
Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы
Р. S, от латинского postskriptum, что обозначает «после написанного».
8. Физминутка
Сели мы писать письмо
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнём
И немножко отдохнём.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг другу улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два поприседаем
И работу продолжаем.
9. Творческая работа учащихся.
Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма.
- Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.
Слова - подсказки. (на доске приложение 2)
У меня к Вам (тебе) большая просьба.
Очень прошу Вас (тебя)…
С приветом…
Заранее благодарен. (После выполнения задания ученики зачитывают свои работы)
10. Правила оформления конверта- чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Ученики рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.
11.Подведение итогов.
Подошёл к концу наш урок.
- Для чего нужны письма?
- Как называется жанр письма?
-Какие виды писем вы знаете?
-Какие композиционные части выделяются в письме?
Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.
12.Рефлексия
Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.
Спасибо всем.
Урок окончен
17. Домашнее задание. Написать письмо «Как вы провели весенние каникулы.»