Как организовать домашнее развивающее пространство для детей с нарушениями слуха
Для того чтобы ребёнок с нарушениями слуха успешно овладел речью, нужно создать условия, при которых ему будет легче развиваться, т.е. нужна развивающая среда. Необходимо приобрести различные игрушки и пособия. С чего же начать? Каждый предмет в детской комнате должен стать развивающим. Составьте список необходимых пособий на учебный год и познакомьте с ним бабушек, знакомых и друзей, совместными усилиями они помогут вам приобрести все необходимое. Не надо давать малышу сразу все игрушки, детям надоедает играть одними и теми же предметами, поэтому периодически убирайте часть игрушек, через некоторое время ребенок обрадуется им, как новым. Что-то оставляйте только на занятия, чтобы всегда было чем заинтересовать ребенка.
Приобретая пособия для детей с нарушениями слуха, необходимо ориентироваться на изучаемый словарь, при этом игрушки нужны не в одном экземпляре. Желательно иметь несколько собачек разных цветов, размера, в различных позах. Так ребенок быстрее усвоит собирательный образ собаки. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы животные для малышей были похожи на настоящих, без лишних и искаженных деталей.
Важную роль в домашней игротеке сыграют звучащие игрушки и музыкальные инструменты. Это не только забава, их можно использовать для привлечения внимания ребенка, для выработки реакции на неречевые звучания, а также для различения звучаний (металлофон, бубен или свисток) на занятиях по развитию слухового восприятия.
Приобретите игрушки с прорезями и рамки-вкладыши для развития зрительного восприятия и мышления. Малыши должны научиться собирать пирамидки, матрешки, тарелочки-вкладки, строить из вкладок пирамиды.
Необходимы дидактические (обучающие) игры. В магазинах представлен широкий ассортимент игр, продумайте какие игры подойдут для вашего ребенка. Ориентируйтесь на словарь по годам обучения. Малышам будут полезны игры:
- на различение форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный);
- величин (большой, маленький);
-парные картинки и предметы;
-лото, домино;
-картинки-силуэты;
-картинки-контуры;
-мозаики;
Если в продаже не нашлось игр с нужным материалом, сделайте игры сами, привлекая к этому ребенка. Картинки можно найти в интернете или нарисовать самим. Не важно, что эти рисунки могут быть несовершенны, в них вложена ваша любовь, а главное- в этом принимал участие ребенок. В эти игры он будет играть с большим удовольствием, чем в какие-либо другие.
Необходимо приобрести книжки с яркими иллюстрациями. На первых годах обучения можно аккуратно закрыть напечатанный в типографии текст, к его пониманию ребенок еще не готов. Подпишите заклеенные места теми словами, таблички которых учит ребенок (петух, юла). По мере взросления ребенка, подписи будут меняться (Петух ест. Юла красная.). Придет время, и вы откроете первоначальные тексты. Делайте вместе с ребенком книжки-самоделки, это замечательное средство расширения словаря детей. Детям нравятся книжки с использованием фотографий самого ребенка и членов его семьи. Тут необъятный простор для вашей фантазии!
Развивайте у детей мелкую моторику рук, это тесно связано с развитием речи. Необходимо приобрести различные конструкторы. Всем детям нравится что-нибудь откручивать, выворачивать. У многих любимая игрушка – часы: и стрелки крутятся, и тикает что-то внутри, и есть что повертеть, и есть за чем наблюдать. Прекрасная развивающая игрушка! Сделайте для малыша стенд с прикрепленными выключателями, шпингалетами, кнопочками, пультами, кнопками, шнуровками и пр.
Играть можно во всё и всегда. Определённые ограничения связаны только с заботой о безопасности ребёнка. Поэтому не забывайте, что игрушки должны быть изготовленными из безопасных материалов и быть прочными.
Для старших детей в развивающую среду можно включить развивающие пособия:
- книги;
-серии картинок;
-игры на усвоение грамматических категорий («Кого не стало», «Два и пять», «У кого что», «Чего нет», «Чей предмет», «Один-много»);
-пазлы;
- математические таблицы «Сотня»;
- таблички, буквы– на плакате, кубиках, магнитах;
- измерительные приборы (термометр, линейка, весы);
- лупу, компас, микроскоп;
- доску, на которой можно писать мелом или маркером;
- игры с правилами, в том числе шахматы, шашки, лото;
- дидактические игры («Классификация», «4-лишний», «Что сначала, что потом»);
- предметы для рисования, лепки, ручного труда;
- кукольный театр и элементы костюмов.
Обучая ребёнка математике, запаситесь специальным игровым материалом, который вам пригодятся:
- счетные палочки, которые можно не только пересчитывать, но и складывать из них цифры, геометрические фигуры и различные предметы (домики, елочки) по подражанию или образцу;
- счётный материал (математический набор) состоящий из одинаковых фишек для счёта: геометрических фигур, грибов, елочек;
- игрушечные счёты помогут научить ребёнка откладывать нужное количество костяшек;
- волшебный экран, на котором можно писать палочкой;
Уделяйте ребенку больше внимания, играйте с ни вместе, и вы заметите, как с каждым днём он становится всё более внимательным и общительным. Во время игр ребенок с нарушенным слухом быстрее овладеет речью.