Статья «Как повысить интерес детей к чтению?»
МОУ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА СУГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН №18 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Заведующая библиотекой
Погромская Н.И.
«Как повысить интерес детей к чтению?»
Сегодня мы часто слышим выражение «век технологий». Да, мы живем в этот замечательный век! И технологии совсем не мешают, а лишь помогают справляться с великим потоком информации.
Я работаю в школьной библиотеке уже 19 лет. Современное общество пытается нам доказать, что Интернет заменит библиотеку. Ну а мы, библиотекари, учим детей находить информацию в различных источниках, уметь ее обработать и извлечь из нее нужную. С каждым годом, анализируя свою работу, мы задаемся вопросом – как же повысить интерес детей к чтению? И я считаю, что приоритетом в этом вопросе выступает – разнообразность библиотечного фонда. Чтобы дети и взрослые захотели читать – им надо презентовать интересные книги. Для этого, я в своей работе, провожу мониторинг читательских интересов. Затем объявляю акцию «Подари библиотеке книгу». Ведь то, что один уже прочитал, может стать интересным для другого читателя. Также, я подключаю и самих читателей в презентацию интересных книг. Это и рекомендательные плакаты «Прочитал, посоветуй другу», и создание буктрейлеров по интересной книге, и, конечно же, книжные выставки на тему «Самые читаемые книги».
Ну и какая же библиотека без ярких мероприятий? В нашей школе уже есть традиция, в которой ежегодно четвероклассники посвящают в читатели второклассников. Это всегда яркое и интересное театрализованное представление. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в сказочных героев и учат малышей, как обращаться с книжками, знакомят с историей возникновения книг и проверяют их знания о сказках.
В большинстве библиотечных мероприятий, я использую интерактивную доску, мультимедийный проектор и звуковую аппаратуру, что позволяет сделать представление ярким и запоминающимся.
Для 5-6 классов был внедрен проект «Библиотека будущего». Участники проекта нарисовали рисунок, в котором отобразили свое виденье, какой должна быть библиотека. С одной стороны, это фантазии детей, но с другой стороны, это возможность понять юных читателей, что бы они хотели изменить в моей библиотеке, чего им не хватает. И так в игровой форме мы все вместе старались преобразить нашу библиотеку, чтобы в ней было еще комфортней находится и хотелось больше прочесть книг.
В моей библиотеке есть все условия, чтобы дети и взрослые могли получать информацию с различных источников. Для этого есть компьютеры с подключением к сети Интернет. Под контролем библиотекаря, учащиеся могут свободно работать за компьютером, знакомится с библиотеками города, Республики, мира. Также с большим удовольствием принимают участие в интернет-олимпиадах и в ежегодном интеллектуальном онлайн-конкурсе «Современный читатель». Учащиеся готовятся заранее к этому конкурсу согласно положению о проведении. Они читают художественную литературу, ведут читательские дневники, интересуются биографическими фактами писателей.
Для старших классов я провожу поэтический баттл. Учащиеся читают стихотворения собственного сочинения, а также известных поэтов разных эпох.
Стараюсь прививать любовь не только к чтению современных авторов, но и писателей-классиков. Для этого надо заинтересовать ребят эпохой, в которой жили писатели. И нам пришла на помощь такая форма мероприятий как «Литературный бал».
Для учащихся с 5 по 11 класс проходит конкурс «Лучший читатель школы». Для этого в течение года проводится мониторинг формуляров, и актив библиотеки выбирает самых читающих детей. Затем сказочные герои в торжественной обстановке вручают им пригласительные. Знакомят с заданиями и сроками выполнения.
Также, я работаю с родителями, чтобы повысить у детей интерес к чтению. Они с большим удовольствием делятся информацией о домашней библиотеке, учатся вести учет книг и расставлять их в систематическом порядке.
На Неделе детской и юношеской книги мы с активом проводим не только библиотечные уроки и мероприятия, но и конкурсы. Например, один из таких – конкурс на креативную закладку. Участие принимают учащиеся вместе с родителями. Лучших участников награждаем грамотами.
За последние три года, посещаемость библиотеки значительно возросла. Я люблю своих читателей, больших и маленьких, любознательных и любопытных, этих вихрастых, задиристых девчонок и мальчишек, люблю отвечать на бесконечные детские «Почему» и помогать находить на них ответы.
Спицына Любовь Ивановна
Погромская Наталья Ивановна