Статья «Как повысить интерес детей к чтению»

6
0
Материал опубликован 2 October 2019 в группе

Тема статьи: «Как повысить интерес детей к чтению»

Подготовила: учитель начальных классов Шаркова Ольга Валерьевна.

Мотивация учения –важнейший компонент познавательной деятельности младшего школьника, которая находится в центре учебного процесса. Под мотивами в педагогике понимаются внутренние побуждения, которыми руководствуется ученик, совершая учебные действия.

Большое значение мотивации учения придавали в своё время Ушинский, Добролюбов, Писарев и другие педагоги. Они считали, что «эффект учения зависит от того, как учится ученик: c охотой или из-под палки». Анатоль Франс писал: «Учиться можно только весело… Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Приходя в школу, первоклассники, в основном, испытывают желание учиться. Причины у всех разные. Одних привлекает новизна, изменения обстоятельств жизни, других - внешняя атрибутика (портфель, пенал, парты, и т.д.), третьих – занятие серьёзной деятельностью. Но не все дети сохраняют это желание учиться на протяжении всех лет обучения, многие теряют интерес к учению.

Мотивы учения меняются, развиваются. В ходе обучения происходит становление положительной мотивации, поэтому учитель должен обращать особое внимание на формирование положительных мотивов учения. В учебном процессе важно распознать ту мотивацию, которой руководствуется ученик, уметь отличать вербальные мотивировки от реально действующих мотивов.

Вопросы мотивации имеют в обучении своё назначение: расположить ученика к осуществлению данной деятельности, сделать её более привлекательной, нужной и значимой, повысить ответственность ученика за благополучие учения перед коллективом, семьёй, учителем.

Среди мотивов учения велика роль познавательных интересов, источником которых является как сам процесс познавательной деятельности, направленный на познание, изучение избранной области, так и содержание предметов.

Психологами и дидактами установлено, что познавательные интересы учащихся могут находиться на разных уровнях развития и иметь различный характер по степени выраженности, устойчивости и глубины. По содержанию познавательные интересы учащихся отражают уровни познания школьниками явлений, процессов и закономерностей. В младшем школьном возрасте у учащихся наблюдается настойчивое стремление к овладению закономерностями и прочный интерес к отдельным фактам.

Интерес к конкретным фактам действительности находит своё воплощение в детской научно-художественной книге. Познавательная ценность научно-художественной книги заключается в том, что и персонажи, и события в ней никогда не выглядят случайными, они всегда приводят читателя к каким-нибудь обобщениям. В литературе данного вида существует особая форма обобщения – художественный образ, ей свойственно изображение общего в частном.

Перед научно-художественной литературой стоят определённые задачи. Она учит младшего школьника сопоставлять события, самостоятельно делать выводы, то есть развивает творческую любознательность читателей. Содержание таких произведений часто включают в себя осмысление одного или нескольких познавательных элементов, входящих в состав определённой научной темы, что призвано увлечь читателя процессом чтения. Детская научно-художественная книга берёт за основу содержания какую-нибудь одну проблему, но раскрывает её, используя при этом целый арсенал художественных средств.

Задача научно-художественной литературы для младшего школьного возраста – привить учащимся навыки научного мышления, развить у них познавательный интерес. Данная литература оказывает значительное влияние на познавательную и умственную активность учащихся, что позволяет им значительно повысить свою учебную мотивацию.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.