Статья «Как повысить интерес детей к чтению?»
Дети мало читают…..
Начну издалека. В Советскую Армию меня призвали после первого курса пединститута, и за это время моя одноклассница стала учителем начальных классов ( она после 9 класса окончила педучилище). Ну и после демобилизации я, конечно, заглянул к ней на работу, посидел на уроках, и на встрече с родителями будущих первоклассников побывал – опыта набирался, смотрел, что там в школе делается. И услышал я интересную мысль. Она очень просила родителей до школы детей читать не учить. «Нас этому специально учат, какие звуки как ставить, слоги сливать, какие упражнения делать и т. д., а вы научите как попало, а мы потом всё переучиваем, это намного труднее, чем научить…». И было это 35 лет назад, и было это в период, когда мы были действительно самой читающей страной – я хлопец деревенский, и у всех семей в деревне обязательно была библиотека в доме – и книжек было немало, магазин книжный в деревне был, библиотека была популярна и у взрослых, и у детей. И журналы были детские на все возрасты – «Весёлые картинки», «Мурзилка», « Костёр», «Пионер». Причём без рекламы, с хорошими картинками и содержанием.
То есть читать было что, для всех возрастов, а читать учить не торопились – напомню, в то время в школу только по достижении 7 лет принимали. Детские сады чем занимались – навыками самообслуживания и коллективом, взаимодействием детей в коллективе, мелкой моторикой за счёт лепки, рисования, физкультуры, и музыкальная составляющая, конечно – песни и танцы.
То есть ребёнок ставился в положение, когда вокруг много текстов, а читать ты не умеешь, обидно же. И рассказы – вот в школу пойдёшь, там и научат! И песни (или стихи? Не помню уже..) же такие были про первоклассника, который теперь сам читать научится – «не надо бабушку просить – прочти, пожалуйста, прочти…» . И тогда чтение становится востребованной самим ребёнком необходимостью. Становилось.
Что мы имеем сейчас?
А сейчас детей учат читать чуть ли не с пяти лет, но это не необходимость для ребёнка, а скорее возможность для гордости родителей. Это получается, но ведь для ребёнка это не стало необходимостью, это скорее нагрузка. А время учиться в школе ещё не пришло, и это умение становится невостребованным. И книги в доме сейчас – не частые гости… Вот продолжаю жить и работать в деревне, и теперь далеко не в каждом доме книги вообще есть. Такие дела… Причины такого состояния не будем сейчас разбирать, почему и что почём было и стало. Просто примем как факт.
Для детей главным источником информации перестала быть книга. Видеоряд стал главным информационным источником. И там сейчас стараются обходиться без текста – картинки, иконки, значки. И у детей нет нужды изучать азбуку, чтобы запустить планшет, телефон, компьютер и т.д. Ещё до школы дети умеют пользоваться всем этим электронным добром, и читать для этого совсем необязательно. Согласитесь, видим мы такую историю – дети сидят, в телефоне-планшете играются сами, начиная лет с трёх-четырёх.
А потом такие дети приходят в школу, и зачем-то должны читать научиться, а это нелегко. А они привыкли – легко, кнопочку нажал – вот тебе мультик….
А потом дети, умеющие читать, приходят в школу, и учитель вынужден строить свою работу как в малокомплектной школе – тут дети читать умеют и им нужно своё задание, тут детей надо учить читать и у них своя работа, и учёбе это совсем не помогает.
А ещё есть дети, для которых и книга, и электронный гаджет недоступная роскошь, и они тоже пришли в школу, и их тоже надо учить, но у них мотивация вообще ниже плинтуса…
И что же нам теперь со всем этим делать?
Ох как хочется сказать, что все гаджеты в топку, всех заставить видюхи не смотреть, только читать…
А не получится… Было, и было, прошло. Другие времена, другие люди…
1.Понятно, что будут дети с разным уровнем подготовки. И тогда нужно снижать наполняемость классов в начальной школе, убирая заодно и безработицу(пособие по безработице недалеко от зарплаты учителя ушло, а тут за дело людям платят). Да, это потребует строительства новых школ, ну да ведь этого государство и хочет, вроде как. (Обещали же избавиться от второй смены в школе, а это можно, только вводя в строй новые школы).
2.Есть хороший конкурс «Живая классика». Это надо всячески развивать, поддерживать и поощрять. В каждом регионе нужны аналогичные конкурсы, помельче, так сказать, масштабом, и параллельные этому конкурсу. Ну вот в Чудовском районе Новгородской области были Некрасовские чтения каждый год . И пусть тут победители не в Артек поедут, а на несколько дней в Новгород, есть что посмотреть. То есть дети должны видеть, что читать, и красиво читать – выгодно. Каждый регион сможет найти своего известного писателя, да и не одного. (да, это потребует новых затрат, но их и так вокруг образования много, перепрофилировать всякие контролирующие и обучающие организации на благое дело).
3.Прекратить печатание моря учебников по морю предметов, обеспечить школьные библиотеки литературой по программе в качественном исполнении. ( не рассматриваем причин и последствий этого состояния, просто пока предлагаем действие).
4.Как было шикарно, когда по телевидению читали «Войну и Мир». Да, это как аудиокниги, но ведь смысл в том, чтобы человек произведение узнал, услышал, осмыслил, задумался… Продолжить бы….
5.Речь ведь о детях, значит, добавим в программу по начальной школе современные произведения, близкие нынешним детям. Есть такие, хотя нам и близки произведения нашего детства. Ну что поделать, у каждого поколения своя музыка, свои танцы, и свои писатели.
С уважением Олейников О. В. учитель математики и физики.
Ирина Анатольевна