12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зигангирова Юлия Федоровна2208
Россия, Татарстан респ., Казань

Как повысить интерес детей к чтению?

 

Человек, не читающий книг, удивительно скучен.

Е. Вильмонт

Как же повысить интерес детей к чтению? Чем заинтересовать их? Такие вопросы возникают у каждого учителя, работающего в школе. Большинство современных детей читают мало, им трудно «переключаться» с просмотра новостных лет социальных сетей на тексты художественных произведений. «Я лучше фильм посмотрю, читать – скучно», «Я прочитал краткое содержание, там все понятно, зачем читать весь роман» - так многие объясняют нежелание читать книги. Школьники не читают не только произведения школьного курса, но и книги вообще.

В копилке каждого учителя есть свои приемы, которые помогают заинтересовать учащихся. Для 5-6-х классов это могут быть словесные шарады, ребусы, кроссворды, словесные пирамиды. Как правило, дети с удовольствием разгадывают буквенные головоломки по прочитанным произведениям. Более сложным заданием станет не просто разгадать головоломку, а создать ее самим. Здесь ученикам нужно продемонстрировать не только знание текста, но и понимание формата выбранной головоломки.

Большое значение имеет внешний вид книги: до девятого класса большинство художественных произведений школьной программы представлено в учебнике. Это удобно, потому что текст всегда под рукой, однако дети зачастую не воспринимают произведения как отдельную книгу. Оформление витрины разными изданиями одного произведения, когда ребята могут видеть книги разного формата с различными обложками, иллюстрациями, вклейками, позволяет расширить представления школьников, стимулировать их интерес к данному художественному произведению.

Творческие работы позволяют учащимся взглянуть на содержание книги с другой стороны. Например, при прочтении рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» можно предложить пятиклассникам составить брошюру – памятку «Как выжить в лесу. Советы Васютки». Данное задание позволяет не только внимательно читать рассказ, запоминая, что и как делал Васютка для своего спасения, но и мотивирует ребят узнать, что такое брошюра, как она выглядит, как оформляется.

Любимы пятиклассниками задания: нарисовать обложку (афишу спектакля, фильма) к прочитанной книге, написать киносценарий к рассказу и т.д. Такие задания на стыке предметов – литература и изобразительное искусство – позволяет учащимся реализовать свой творческий потенциал, стимулирует их к прочтению произведения.

Одним из интереснейших творческих заданий является РАФТ-технология. Ребятам предлагается написать работу от имени одного из героев прочитанного произведения. Например: Р (роль) – Кай из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», А (аудитория) – сверстники Кая, жители его города, Ф (форма) – реклама, Т (тема) – как хорошо жить в царстве Снежной королевы. При выполнении данной работы перед учащимися стоит непростая задача: они должны посмотреть на происходящее не глазами Герды, которая понимает, что есть добро, а взором холодного и бездушного мальчика, потерявшего свою личность, живущего по велению стекла в сердце. При правильном выполнении этого задания получится своеобразная «антиреклама» такого существования.

Составление кластеров, особенно с собственными оценочными суждениями, также позволяет не только заинтересовать учащихся, но и лучше понять героев произведений, оценить их поступки, то есть формирует способность к оценочному суждению.

Буктрейлеры – короткие видеоролики по мотивам художественного произведения – также позволяют привлечь внимание ребят. При создании работы такого формата школьники глубже вникают в текст произведения, при этом они могут сами выбрать формат работы: снять минифильм, мультипликационный фильм, создать набор слайдов с выдержками из книги и т.д.

​​​​​​​Применение данных заданий на уроках и во время внеурочной деятельности позволяет мотивировать учащихся внимательно прочитать изучаемое художественное произведение, обдумать и оценить поступки персонажей, воссоздать их в своем воображении, изложить сюжет с иной (не авторской) точки зрения, то есть участвовать в сотворчестве.

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 15.02.24 в 21:39 0Ответить Пожаловаться
Важная тема, Юлия Федоровна! Спасибо за идеи!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.