12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна44262
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум


Статья
DOC / 52 Кб


Как повысить интерес детей к чтению?

                                                          Любить читать – обменивать часы скуки, 

                                                          неизбежные в жизни, на восхитительные

                                                          минуты.

                                                                                               Шарль Монтескьё   

         Чтение с увлечением… Пожалуй, это заветная мечта каждого учителя литературы, библиотекаря, просто родителей, которые хотят видеть своих детей людьми всесторонне развитыми, общительными, интересными, успешными. Просто людьми, наконец. Конечно, при условии, что все они сами по-настоящему ценят книгу, видят пользу в чтении и связывают настоящее и будущее своих детей с приобщением к процессу чтения, к литературе, к великим тайнам слова. 

       Да, в наши дни дети, особенно подростки, читают мало. В наши дни вообще мало читают. Думаю, сейчас говорить о причинах этого не стоит: они общеизвестны. Важно попытаться ответить на вопрос, ЧТО нужно сделать, чтобы ПО-ЧИТАТЕЛИ книги, воспитанные в лучших традициях старой и новой школы, помогли остальным: детям, подросткам, юношеству – вернуть чтение в круг их интересов, сделать неотъемлемой частью жизни, ДУХОВНОГО становления личности.

          Итак, КАК же повысить интерес детей к чтению?

    Убеждена: с нежеланием ребёнка читать можно справиться только СОВМЕСТНЫМИ усилиями семьи и школы. Если ребёнок в школе читает с интересом, а дома этот интерес не поддерживается, рано или поздно он закроет книгу и открывать её будет только в случае крайней необходимости. Подобного нельзя допустить ни в коем случае!

     Поэтому первое условие, необходимое для решения проблемы, которое нужно помнить и родителям, и учителям, - САМИМ ЧИТАТЬ книги. Читать, любить, ценить и демонстрировать детям свою начитанность. Не для того, что нужно, а потому, чтобы дети поверили вам и безоговорочно приняли ваше право давать им советы и следовали им.

   Второе  условие: чтение должно быть интересным, увлекательным занятием, оно должно приносить положительные эмоции. Читать надо для того, чтобы получать удовольствие! «Это невозможно!» - скажете вы. Соглашусь: трудно, но возможно.

  Третье условие – следствие второго: наказывать чтением нельзя! Принудительное чтение вряд ли будет продуктивным, а вот желание остаться с книгой наедине, погрузиться в её мир может напрочь убить.

     Какие же СОВЕТЫ, руководствуясь своим многолетним педагогическим опытом, я могу предложить родителям?

1. Приучайте ребёнка к чтению с самого раннего возраста.  Сначала читайте сами, потом вместе, затем будьте благодарными слушателями и собеседниками вашего ребёнка.

2. Возьмите за правило читать ЕЖЕДНЕВНО по 15 – 20 (и больше) минут. Чтение должно войти в привычку и стать естественной потребностью ребёнка, такой, как утренний туалет и чистка зубов.

3. Поддерживайте интерес к книге. Беседуйте о прочитанном, старайтесь разбудить воображение маленького читателя: побуждайте угадывать развитие событий, прогнозировать финал, оценивать поступки героев, сопереживать им…

4. К выбору книги относитесь особенно тщательно. Помните: книги должны «расти» вместе с вашими детьми. Они должны быть не только средством обучения и развлечения, познания мира, но и ВОСПИТАНИЯ ДУШИ.

5. Уважайте выбор вашего ребёнка, особенно в подростковом возрасте, когда для него главной становится потребность в общении, в самоутверждении. Не критикуйте книги, которые он выбирает. Старайтесь в ненавязчивой форме предлагать такие книги, которые смогли бы «зацепить» ребёнка, заставить о многом задуматься, помогли найти ответы на важные для него вопросы.

6. Старайтесь сами ориентироваться в потоке литературы, чтобы направлять чтение ребёнка в нужное русло, следить за книжными новинками. Определите круг детских интересов. Помните: важно читать НАСТОЯЩИЕ книги!

7. Попытайтесь создать в доме культ книги и чтения, учите заботиться о книге. Считаю, что и сейчас в каждом жилище должна быть домашняя библиотека, которую нужно систематически пополнять и книги из которой обязательно читать. Вспомните мудрые слова Цицерона: «Дом без книги подобен телу, лишённому души».

8. Попробуйте в качества эксперимента провести день семейного чтения, взяв для этого книгу, поднимающую важные вопросы взаимоотношений взрослых и детей, подростков. Было бы замечательно, если в этом действе приняли участие не только дети и родители, но и дедушки-бабушки. Кто знает, возможно, именно вы создадите традицию, которая не только приобщит всех к чтению, но и сблизит вашу семью. Можно выбрать в качестве такого дня определённый день недели и раз в 3 месяца, например (весной, летом, осенью и зимой), проводить «Субботние чтения» или «Книжную пятницу».

       УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, а теперь разрешите обратиться к вам. Именно мы, учителя, развиваем читательскую культуру школьника. От нас, действительно, зависит очень многое в формировании читательской компетентности обучающихся.

       Какие ВЫВОДЫ я сделала для себя, работая учителем русского языка и литературы?

1. Задача учителя – привить вкус к слову, к книге, к чтению, к литературе, к родному языку. Чувство стиля и слова формируется на наших уроках. Поэтому ВАЖНО показать ученику красоту поэтической и прозаической речи, помочь почувствовать мастерство авторов произведений, чтобы получить эстетическое удовольствие от общения с текстом и породить в детях желание писать самим.

2. Изучение программных произведений на уроках литературы должно быть интересно ВАМ, а уже потом – детям. Учитель должен сделать всё, чтобы его ученики поверили, что ШКОЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТОЖЕ ИНТЕРЕСНЫ и достойны их внимания. Слово учителя, его методы и приёмы, его увлечённость делом, убедительность доводов, подача произведения должна быть направлена  на то, чтобы школьникам захотелось открыть книгу и дочитать до конца.

3. Списки книг для самостоятельного чтения должны носить рекомендательный характер и составляться с учётом возрастных особенностей детей. Предоставьте детям право не читать то, что им неинтересно. Летом ребёнок должен читать то, что ему хочется, иначе он не будет читать вообще.

4. Не нужно бояться приглашать к сотрудничеству учеников: предложите им самим сделать подборку из прочитанных книг, которые бы они рекомендовали своим ровесникам. Назовите её, например, так: «Топ – 5 книг о подростках». Поверьте: в классе всегда найдутся читающие дети, и к этому списку одноклассники отнесутся с неподдельным интересом.

5. В течение года систематически необходимо проводить уроки внеклассного чтения (уроки – рекомендации, уроки – презентации книги,  конференции, дискуссии) по итогам самостоятельного чтения, чтобы дети знали: учитель спросит о прочитанном. Такие уроки должны быть особенными, яркими, запоминающимися.

6. Учитель должен постоянно учиться, чтобы использовать в своей работе новые практики продвижения книги: проведение акций: «С книгой – в будущее», «Признание в любви любимому писателю», «Давайте читать вместе!», «Литературный бульвар», «Библиопикники», «Библио – бар», «Библиофреш», интерактивные выставки,  буктрейлеры, читательские марафоны, виртуальные музеи книги и т. д.

  Одним словом, уважаемые коллеги, чтобы дети относились к книге с уважением и любили читать, УЧИТЕЛЮ нужно самому уважать и любить книгу, свою работу, своих учеников, свою школу и жизнь. И, несмотря на загруженность, находить время для чтения. ЧТЕНИЯ С УВЛЕЧЕНИЕМ!

                                                                          Л.Ю. Суслопарова, учитель

                                                                         КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

Список использованных источников

  1. Лена Чарлин «Как подружить ребёнка с книгой»: https://econet.ru/articles/135714-kak-podruzhit-rebenka-s-knigoy
  2. Пеннак Д. «Как роман», 2015 г.: https://iknigi.net/avtor-daniel-pennak/89009-kak-roman-daniel-pennak.html
  3. Продвижение книги и чтения в библиотеке: Опыт и новации  (Методические рекомендации): https://kcbs.tls.muzkult.ru/media/2018/12/12/1210356130/Prodvizhenie_knigi_i_chteniya_v_biblioteke.pdf
  4. Сайт литературного кафе «Живые страницы»:

https://zvstranicy.ru/kak-podruzhit-rebenka-s-knigoy.html



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 10.11.19 в 04:35 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную статью!

Отредактировано 10-11-2019 04:35

Суслопарова Людмила Юрьевна, 10.11.19 в 10:15 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Марина Юрьевна!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 17.11.19 в 08:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Селиванова Галина Геннадьевна, 23.02.20 в 11:51 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за статью! Моя тема, много работаю в этом направлении.
Суслопарова Людмила Юрьевна, 23.02.20 в 12:07 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Галина Геннадьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.