Статья «Как повысить интерес детей к чтению?»
«Книга- это великое чудо изо всех чудес,
сотворённых человеком»
М.Горький
Как приобщить ребёнка к чтению, научить его воспринимать книгу всей душой? Как сделать книгу надёжным товарищем и наставником ребёнка?
Эти вопросы стоят перед каждым педагогом и родителем.
Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Любовь к чтению закладывается годами. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Самое важное - не упустить момент, когда нужно прививать ребенку чтение. Этот период начинается примерно с 4–5 лет, но можно начинать и с того момента, когда ребенок начал говорить.
Как правило, читать любят дети читающих родителей. Поэтому самый главный совет для родителей: будьте примером вашему ребенку !
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным .
Когда последний раз вы брали в руки книгу? А ваш ребенок заставал вас за чтением книги? Помните, ребенок повторяет действия взрослых. Вы - родитель, и для вашего ребенка вы являетесь человеком, на которого он старается быть похожим, поэтому если вы будете ежедневно читать, то это окажет просто огромное влияние на вашего ребенка. Таким образом, именно родители демонстрируют, что чтение играет очень важную роль в их жизни. С самого рождения читайте ребенку вслух. Если есть старшие братья и сёстры, то приобщите их к чтению малышу. Старайтесь ограничивать пребывание у телевизоров и компьютеров, а так же сами не засиживайтесь, ведь вы для них пример во всём. Ходите вместе в книжный магазин или библиотеку и предоставляйте выбор книги ребенку или же выбирайте совместно. Поверьте, даже малышу такая самостоятельность понравится. А так же можно постепенно ознакомить с различными разделами литературы, подпишитесь на детские журналы. Все мы помним фразу: «Лучший подарок – это книга». Дарите их близким и друзьям. Дома обязательно должно быть место для книг, где детские стоят отдельно, и доступны для ребенка. Культура чтения подразумевает и бережное отношение к книгам, чему необходимо приучать с детства.
На мой взгляд, также очень полезно устраивать минуты чтения. Возьмите песочные часы (продаются в аптеке), например, на 30 минут. Берите книгу Вы и ребенок, и читайте, пока песок сыпется, каждый свою книгу. Но часы должны быть не 6 раз по 5 минут (в смысле, что не подходит, если вы возьмете часы на 5 минут и будете их переворачивать), так как ребенок должен концентрироваться не на часах, а на чтении. ВАЖНО — Делать это ПОСТОЯННО. Не от случая к случаю, не когда будет меньше загрузка (практика показывает, что это бывает крайне редко), а всегда.
Одним из методов, используемых мной, является «Метод Кассиля».
Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.
Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь. И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.
Несомненно, я считаю, чтобы привить интерес ребенка к чтению, надо использовать его интерес к чему угодно: любит машины и тракторы - читаем про машины и тракторы, любит мороженое - читаем про мороженое, хоть кулинарную книгу, любит конфеты - читаем "Шоколадную фабрику" юморист - читаем смешное...
Также один из секретов, который я использую - писать ребёнку маленькие записки. Можно от имени сказочного персонажа, с предложением найти подарок или выполнить некое задание для подарка. Можно писать записки от мамы с просьбой о помощи или также с указанием места, где лежит подарок. Превратите записки в игру. Пишите маленькие забавные истории от лица любимого сказочного героя или истории, что случились с вами. Текст должен быть коротким, предложения – простыми по построению, слова – понятными ребёнку, шрифт – ярким. Такие записки необязательно писать на бумаге – вы можете составлять их из букв на магнитиках, например, на холодильнике или на любом другом металлическом предмете.
Также, одним из основных эффективных элементов при обучении чтению является жужжащее чтение, то есть чтение, при котором все ученики в течение трёх-пяти минут читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Этот метод является общепризнанным и применяется многими учителями. При такой методике каждый ученик поупражняется в чтении. Я давно удостоверилась в продуктивности жужжащего чтения.
Моя практика работы показала, что еще великим стимулятором активной деятельности детей является хорошо продуманная система поощрения. Эмоциональный аспект, запас положительных эмоций даёт уверенность в себе, и являются ещё одним способом улучшения процесса обучения. Мне пришла мысль: поощрять ребёнка за каждую дополнительно прочитанную книгу медалью «Кто много читает, тот много знает» (объём страниц обговаривается предварительно – он увеличивается в зависимости от возраста детей и совершенствования техники чтения. Как только ученик наберёт 10 таких медалек он торжественно, под дружные аплодисменты одноклассников отсчитывает их, обменивая на приз из заветной голубой коробочки (блокнотик, резиночка для косичек, необычная точилочка для карандашей шарик, мыльные пузыри, иногда какая-то сладость).Для каждого ребёнка момент вручения этой медальки – большая победа, радость и гордость.Каждый, пусть даже маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети работают заинтересованно, увлечённо. Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. Каждый их них видит рост, убеждается, что труд приносит успехи. Или если это отставание, следует приложить усилия подтянуться.
На сегодняшний день все меньше детей любят читать книги. Это в большей степени зависит от взрослых. Именно взрослые могут повлиять на мировоззрение ребенка и привить это замечательное качество. А все вышеуказанные способы помогут родителям придумать свою стратегию.
Прочитав определенную книгу, человек понимает, что чтение — не только возможность получить новые навыки. Чтение может изменить жизнь. И тут не идет речь о списках книг, которые меняют жизни людей. А именно о деятельности, которая незаметно проникает во все сферы нашей жизни и понемногу преображает их.
Сейчас, во времена положительных изменений в нашем государстве, стране нужны читающие люди! Чем больше мы будем прививать любовь к чтению нашим детям, воспитывая читающее и мыслящее поколение, тем заметнее будут достижения мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве!