Доклад на тему «Как повысить интерес детей к чтению?»

2
0
Материал опубликован 22 October 2019



«Как повысить интерес детей к чтению?»

В наше время, когда количество информации на иностранных языках растет, чтение на иностранном языке играет все большую роль. Чтение информации на иностранном языке является источником знаний для учащихся. В процессе обучения чтению учащиеся обогащают свой лексический потенциал, овладевают грамматическими навыками. Чтение иноязычного текста является основой для развития устной речи. Именно благодаря чтению человек удовлетворяет свои личные познавательные потребности[24].

В настоящее время осуществляется поиск эффективных путей обучения чтению. В связи с необходимостью формирования личности, способной участвовать в межкультурной коммуникации, возникает необходимость разработки альтернативного варианта традиционной классно-урочной системы. Технология «Учение в сотрудничестве» представляет в данном случае особый интерес. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

обучение в коллективе,

взаимооценку,

обучение в малых группах.

Эффективность урока иностранного языка обуславливается,  прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Урок иностранного языка  для организации межличностного общения учеников друг с другом имеет преимущество перед другими предметами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и значительно эффективней. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода[23].

Актуальность внедрения технологии учения в сотрудничестве, на мой взгляд, обусловленаследующими проблемами: во-первых, важно помнить, что все ученики обладают разным уровнем мотивации.

Во-вторых,существует необходимость создания такого психологического климата, при котором снижается вероятность конфликтов создается ситуация успеха, повышается интерес воспитанников к учебному предмету и ко всему происходящему в целом.

Анатоль Франс – французский писатель и выдающийся литературный критик еще в 19 веке говорил что: «Чтобы знания переваривались, их надо поглощать с интересом».

Еще одна мысль, которая мне, безусловно, нравится о то том, что каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям.

Я, как учитель, находящийся в постоянном поиске эффективных технологий, не раз задумывалась о том, с помощью чего, как дарить детям такие подарки, как строить свое обучение не по принципу «накормить ребенка», а «научить его готовить пищу самостоятельно». И остановилась я на технологии учения в сотрудничестве.

Учение в сотрудничестве – это совместное обучение, в результате которого учащиеся работают коллективно, производя новые знания, а не потребляя их в готовом виде.Целью учения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития, но и умение вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Важно также отметить, что главная идея данной технологии – учиться вместе, а не просто что-то выполнять совместно. В этом и заключается отличие от традиционной работы в группах.

Применяя данную технологию, я планирую достичь следующих результатов:

- сформировать у учащихся мотивы учения, развить устойчивые познавательные потребности и интересы;

- развить продуктивные приемы и навыки учебной работы, формировать «умение учиться»;

- раскрыть индивидуальные особенности и способности детей;

- развить навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- оказать содействие в становлении адекватной самооценки, развивать критичность по отношению к себе и окружающим;

- способствовать усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся;

- развивать навыки общения со сверстниками, устанавливать прочные дружеские контакты.

Ведущими принципы ФГОС, как нам известно, является преемственность и развитие, переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов, в чем, на мой взгляд, неоценимую помощь оказывает применение технологии учения в сотрудничестве. Уверенна, что помимо освоения учащимися межпредметных понятий, данная технология оказывает непосредственное влияние на формирование УУД:

- личностные (учащиеся осваивают новые социальные роли, вырабатывают уважительное отношение к другим, осознают свои эмоции);

- познавательные (формулируют познавательные цели, строят логические цепи рассуждений);

- коммуникативные (излагают свое мнение, корректирую свое мнение в случае неправильного ответа, преодолевают конфликты);

- регулятивные (учатся работать по предложенному учителем плану, корректируя ошибки, осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном).

Технология учения в сотрудничестве строится на следующих принципах:

1)Позитивная взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

единой цели, которую можно достичь только сообща;

распределенных внутригрупповых ролей, функций

единого учебного материала;

общих ресурсов;

одного поощрения на всех.

2) Прямое и стимулирующее взаимодействие предполагает вовлечение учащихся в реальную деятельность, в ходе которой они разными способами помогают друг другу достичь результата.

3) Личная и групповая ответственность за выполнение совместного задания.

4) Умение межличностного общения и работы в малых группах

5) Групповое обсуждение результатов деятельности и общая оценка работы группы, которая складывается из оценки действий каждого участника общения и группы в целом. Что касается оценки, то для большей прозрачности и рефлексивности я использую три листа самооценки: индивидуальная оценка, оценка групповой работы участниками группы с самостоятельным выставлением предполагаемой оценки и лист оценки групп учителем. Конечно, показателем сформированности адекватной самооценки у учащихся будет совпадение или приближенное значение их ожидаемых результатов, выставленных самостоятельно и результатов, выставленных учителем.

Существуют несколько вариантов технологии учения в сотрудничестве:

- Обучение в команде

Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить.При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

- «Пила»

Учащиеся организуются в группы по 4 – 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.

- «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы по 3–5 человек. Каждая группа выполняет одно задание, которое является частью одной большой темы, над которой работает весь класс. В результате интерактивной деятельности учащихся происходит усвоение материала в полном объеме.

- исследовательская работа.

Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Основные идеи, присущие всем упомянутым вариантам – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе технологии учения в группе.

Следует также отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания.

Я уверенна, что добиться этого можно при условии разнообразия форм обучения, применяемых на уроке, во внеурочной деятельности, при осуществлении воспитательной работы с применением технологии учения в сотрудничестве.

Так, к примеру, мне кажется результативной «Защита проектов». В рамках реализации регионального компонента в теме «Поговорим о твоей стране» по УМК Кузовлева в 7 классе был организован проект «Путешествие по Новозыбкову», в результате которого учащиеся создали озвученную презентацию о достопримечательностях Новозыбкова. На моем сайте вы можете познакомиться с этой презентацией, а также методическими рекомендациями по проведению такого урока. Данный материал могут использовать как учителя на своих уроках, так и иностранцы, желающие познакомиться с нашим городом.

Организуя такую работу, мои уроки также обладают метапредметным потенциалом. Так, мы провели интегрированные уроки с применением технологии учения в сотрудничестве в 6 классе на тему: «Текстовые редакторы», тем самым осуществили пропедевтическую работу (информатика с 7 класса) и «Построение круговых диаграмм» по математике, интегрированные уроки ИЗО, технологии.

Формируя страноведческие знания у учащихся, я люблю использовать уроки-пресс-конференции с использованием технологии учения в сотрудничестве. Так, к примеру, по УМК Комаровой в 6 классе, изучая тему «Шотландия», я организовала четыре группы учащихся (1-общие сведения - население, язык, географическое положение; 2-традиции и обычаи; 3-туристические достопримечательности;4-традиционная еда). Темой пресс-конференции было «Шотландия сегодня. Как мы ее видим?».

В 7 классе (УМК Кузовлев) в теме «Защита окружающей среды», проведя пресс-конференцию, обсудив в группах обозначенные вопросы, коллективно написали статью о проблемах окружающей среды глазами детей и путях решения, тем самым мы реализовали и сопутствующую задачу – развитие письменной речи на иностранном языке.

Очень интересны и уроки-дискуссии, с помощью таких уроков, на мой взгляд, лучше всего осуществлять обучение взаимосвязанному чтению и говорению (говорению на основе чтение). Так, используя УМК Кузовлева в 7 классе в теме «Дружба», после проведения предтекстового этапа всем классом, дети в группах читали тексты о подростках, которые принимали участие в международных проектах и их опыте знакомства с новыми с новыми людьми. Более подробно с комплексом заданий к этому уроку вы можете познакомиться в приложении.

Такая организация работы, на мой взгляд, помогает создавать адаптивный образовательный процесс, а именно создавать оптимизированную модель обучения, которая учащихся из простых слушателей превращает в активных и готовых к сотрудничеству участников процесса обучения. На мой взгляд, такая организация работы эффективна не только при обучении английскому языку, но и на других уроках, а также во внеурочной деятельности.

Об этом свидетельствуют результаты:

Повышение качества знаний по предмету (на слайде)

Школьный уровень: победители и призёры школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку;

На сегодняшний день очень актуальна работа по участию школьников в дистанционных олимпиадах по английскому языку, это повышает интерес к предмету, мотивирует учащихся. Я провожу такую работу и у нас есть победители и призеры всероссийских и международных дистанционных олимпиад.

Таким образом, применяя технологию обучение в сотрудничестве в своей педагогической деятельности, я вижу положительный результат взаимодействия с учащимися, так как представляю каждому школьнику оптимальные возможности в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации и лично для меня видны следующие результаты:

- Ученик умеет видеть и решать проблемы.

- Умеет самостоятельно учиться и работать с информацией.

- Выражает самостоятельную точку зрения.

- Умеет применять полученные знания для решения жизненных проблем

- Формируется культура общения.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.