12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Наталья Валерьевна71
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

«Как повысить интерес детей к чтению?»

Сегодня, в начале 21 века, сформировалось стойкое убеждение о том, что электронные устройства отрывают детей от книг. Все чаще школьные и университетские преподаватели говорят о том, что наши дети больше не читают, потому что их глаза приклеены к их телефонам. Технофобы думают, что мы воспитываем поколение, которое не понимает ценности литературы. Действительно, статистика подтверждает, что процент читающих подростков снизился за 30 лет на 20-30%.

Но есть ли здесь прямая зависимость от технологичности современного мироустройства?

Мне кажется, что в настоящее время мы живем в культуре, которая в большей степени основана на тексте, чем в любое другое время в истории. Люди не могут оторвать глаз от смартфона - по сути, это проводник распространения текста и информации. На самом деле, у нас проблемы с тем, чтобы не читать. Мы всегда проверяем свою электронную почту и текстовые сообщения. Но похоже, мы не читаем книг. Я говорю не о детях, а скорее о взрослых. Проблема в том, что дети не читают книги, или проблема в том, что никто не читает книги?

Я мама троих детей (12, 4 и 4 года), а также я учитель литературы в школе, поэтому сразу заявлю о предвзятости своей позиции. Но мои дети много читают самостоятельно и не только потому, что я этого требую (30 минут чтения является обязательным условием для компьютерных игр у старшего ребенка), но и потому, что я моделирую хорошее поведение при чтении. Я всегда заказываю новые книги, я всегда их читаю сама. В моей семье быть взрослым означает чувствовать себя комфортно с книгами. Психологи утверждают, что родители могут поощрять чтение, держа дома печатные книги, читая сами и ежедневно выделяя время для чтения своим детям. Связь между родительскими действиями и частотой, с которой дети читают, безусловно, прослеживается.

Большинство исследований показывают, что метод доставки текста не имеет значения. Хорошее поведение при чтении не имеет ничего общего с технологией. Электронные читатели, планшеты, экраны ноутбуков - все способны поставлять текст. Книги не имеют ничего общего с бумагой. На самом деле, электронные устройства только увеличивают доступ к книгам. Книги имеют значение, а то, как или с помощью чего их читают дети, - нет.

Мои дети читают на бумаге. Я читаю своим детям каждый вечер. Я делаю это, потому что считаю это важной частью их образования. Я не могу просто передать воспитание своих детей учителям и репетиторам, а потом жаловаться, что эти учителя не справляются с их задачами. Для меня очевидно, что родители также должны быть вовлечены в процесс, они должны убедиться, что их дети читают книги.

Мы можем обвинять видеоигры и приложения, а не винить себя. Родители должны взять на себя ответственность за воспитание вдумчивых и чутких взрослых. Но даже если мы исключим все цифровые технологии из нашей жизни, наши дети все равно не будут читать книги, если мы не скажем им в недвусмысленных выражениях, что книги являются важной частью взрослой жизни.

Что касается мотивации для чтения вне дома, то здесь большую роль играет школа и учителя. Что можно сделать на этом уровне? Во-первых, обустроить в классе уголок для чтения или обмена книгами, т.е. заняться попросту буккросингом в классе ((англ. BookCrossing) — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте, для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот, в свою очередь, должен повторить это же действие).

Во-вторых, подбирать литературу для занятий по возрасту и интересу конкретного класса или даже конкретных детей. Однако здесь важно помнить, что такие книги, как "Гарри Поттер" и "Игра престолов", более популярны, чем литературная классика. В наши дни учителя советуют их чаще, чем Шекспира или Дон Кихота. Большинство из них скажут вам, что это потому, что они считают, что любое чтение – это уже хорошее чтение, и такие книги повышают вовлеченность учеников. С одной стороны, это имеет смысл. С другой стороны, мы должны помнить, что популярная фантастика имеет приоритет продаж над содержанием. Они являются генераторами дохода в первую очередь и литературными исследованиями человеческого состояния только во вторую.

В-третьих, для любого ребенка, учащегося в школе, очень важна «ситуация успеха». Состояние, когда ребенок получает обратную связь от окружающих формата «Ты молодец», «Ты умен» и т д.. Так вот если ребенок приносит в школу хорошую книгу, в которой он отлично разбирается и рассказывает одноклассникам про это, что он воссоздает? Да, он получает внимание и одобрение, уважение одноклассников. Таким, образом, он воспроизводит ситуацию успеха. Гарантия того, что ребенок продолжит чтение, обеспечена.

В конце концов, то, как наши дети читают и что читают наши дети, говорит гораздо больше о взрослом отношении к книгам, чем о детях. Моделируйте поведение и отношения, которым вы хотите, чтобы ваши дети подражали.





Источники: edutopia.com, https://ru.wikipedia.org, @shamilahmadullin



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.