Статья на тему «Как повысить интерес детей к чтению?»
Нынешнее время разительно отличается от предыдущего: сегодня в мире правит техника и товаром выступает информация. Недаром же говорят, что 21 век — век информационных технологий.
Современные дети овладевают компьютером часто даже раньше, чем учатся читать, а в меню планшетов ориентируются лучше, чем в оглавлении книги. Большинство современных родителей полагают, что чтение сегодня это ненужный вид деятельности, а книга – пережиток прошлого.
В связи с этим перед современными педагогами стоит непростая задача привить подрастающему поколению любовь к чтению и книгам.
Почему же так важно читать?
Нейрофизиологи доказали, что чтение такое же упражнение для мозга, как и поднятие тяжестей для мышц.
Во-первых, чтение погружает человека в другое пространство и дает уникальную возможность создавать свои собственные миры, что непосредственно способствует развитию воображения. А хорошее воображение, как утверждают психологи, помогает преодолевать множество жизненных трудностей.
Во-вторых, чтение заставляет мозг работать активно, так как кровь во время данного процесса поступает в те его области, которые отвечают за концентрацию внимания и познание.
В-третьих, чтение способствует изменению структуры мозга. При поглощении большого объёма информации, белое вещество полушарий в мозге увеличивается. А оно в свою очередь обеспечивает взаимосвязь между различными участками нервной системы и позволяет координировать всю работу нашего организма.
Конечно же, чтение способствует не только физиологическим изменениям в организме человека, но и в большей степени социальным.
Так, например, учеными доказано, что чтение способствует накоплению жизненного опыта. Грамотный автор заставляет читателя сопереживать герою, ставить себя на его место. Благодаря своему воображению, читатель может пережить те состояния, которые в жизни ему переживать, пока не доводилось. Если в книге описывается негативный опыт героя, то читатель получает своего рода прививку. Он знает, как справляться с эмоциями в подобных ситуациях.
Наконец, чтение способствует социализации. Ведь те, кто много читает, может лучше формулировать свои мысли и четко ставить цели. Более того, читающие люди лучше выстраивают коммуникацию с другими людьми и легче справляются с негативными эмоциями.
Таким образом, ученые доказали, что при чтении, в голове начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. В то время как при просмотре телевизора или игре в компьютерные игры такого эффекта не наблюдается.
Так как же привить интерес к чтению в условиях современного мира?
На мой взгляд, для того чтобы замотивировать детей читать, современные учителя должны пользоваться современными благами цивилизации, которыми нас так активно одаривает 21 век, а именно социальными сетями.
Однако данный прием не означает, что учителя должны скидывать детям книги в социальных сетях или ежедневно отправлять напоминания о необходимости чтения того или иного произведения в личные сообщения. Я предлагаю несколько другой приём.
На мой взгляд, современные дети погрязли в социальных сетях. На виртуальных страницах они ориентируются гораздо лучше, чем на улице. В данном случае одним из приёмов привития детям интереса к чтению может послужить задание создать страницу социальной сети какого-либо писателя или героя произведения.
Для наполнения страницы деталями, ребёнку придётся изучить большой объём информации: изучить биографию писателя, прочитать произведение и т.д.
Так как данное задание довольно-таки неординарное, дети помимо приобретения новых знаний, также смогут проявить свою креативность и индивидуальность. Не стоит забывать и про конкуренцию, движимые желанием быть первыми и лучшими, ученики будут тщательнее подходить к выбору и обработке информации.
Данное задание может иметь различные вариации: страницы в социальных сетях, переписка персонажей произведения, блог писателя или героя произведения и т.д. Здесь даже сами дети могут придумывать для себя задания и реализовывать их.
Пример создания страницы в социальной сети для героини трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
Пример создания страницы в социальной сети для писателя С. Есенина.
Будучи учителем английского языка передо мной также стоит задача стимулировать детей для чтения произведений на английском языке. Не для кого ни секрет, что иностранный язык вызывает трудности у многих детей. Читать то, что ты не понимаешь, искать перевод отдельных, а иногда и практически всех слов в словаре, не привлекает учащихся в современных школах. Однако, чтение на изучаемом языке крайне важно и необходимо.
Ведь чтение на иностранном языке, способствует :
обогащению словарного запаса и совершенствованию навыков правописания.
При чтении люди пробегают глазами тысячи разных слов в тексте, а это в свою очередь один из самых эффективных способов обогащения словарного запаса. Лексика всегда употребляется в контексте и вместо механического заучивания слов из словаря, читающие могут с лёгкостью «впитывать» их из книги. Более того, при чтении работает зрительная память, что способствует запоминанию правописания иностранных слов.
активации пассивного словарного запаса.
У каждого человека есть активный словарный запас, то есть те слова, которые человек активно использует в своей речи, также как и пассивный словарный запас, то есть лексика о значении которой человек догадывается, встречая в контексте, но в речи не использует. Активировать пассивный словарный запас помогает именно чтение на английском языке.
изучению грамматики на практике.
Грамматика, что может быть скучнее? Зачастую все изучающие язык ненавидят именно этот крайне сложный, но такой необходимый раздел. В то время как в книгах тексты написаны интересно и грамотно, поэтому читатели на практике могут увидеть, как «работает» грамматика английского языка.
развитию разговорных навыков.
В процессе чтения того или иного произведения человек запоминает новые слова и фразы, различные грамматические конструкции и идиомы. Естественно не все встреченные обороты запомнятся , однако то, что «оседает» в памяти способствует развитию речи, делает ее более сложной и красивой.
полному пониманию языка и стиля автора.
Нередко при переводе того или иного произведения, переводчики искажают его смысл. Для полного погружения в словесный мир писателя с его непревзойденным юмором и меткими фразами, необходимо читать книги в оригинале.
ну и, конечно же, повышению самооценки и чувству гордости за себя.
Чтение на иностранном языке – это определенно повод для гордости и хвастовства. Это тот случай, когда от прочтения получаешь удовольствие дважды: от самого процесса и от результата! Чтение на иностранном языке заставляет гордиться своими достижениями и мотивирует на преодоление дальнейших «книжных вершин».
Польза чтения на английском языке неоспорима, но как же замотивировать детей читать английские произведения?
В работе с младшими школьниками я использую комиксы по произведениям. Ведь комиксы пользуются бешеной популярностью в США и Европе. Россию в последние десятилетия также коснулся этот «комиксовый бум».
Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
В чем же неоспоримые плюсы комиксов?
Во-первых, это наглядность.
Во-вторых, это минимум текста. Реплики в комиксах очень короткие, носят исключительно содержательный характер, поэтому текст не испугает даже самых слабых школьников. А это неоспоримо важный факт в работе с текстами на английском языке.
В-третьих, личная вовлеченность каждого из учеников.
Я составляю комиксы только по первым главам произведения. Обычно глава помещается на страницу формата А4, главное условие – интрига в конце. Дети должны испытать интерес к продолжению истории, дальнейшему развитию событий в жизни героев и т.д. Соответственно, дальнейшее чтение повлечёт за собой рисование следующих глав комикса.
Сами комиксы могут составляться как на компьютере, так и на обычном листе бумаги с помощью карандашей, красок и т.д. По сути, на выходе мы имеем некое подобие читательского дневника в виде небольшой книги комиксов. Плюс, зачастую комиксы получаются черно-белыми, каждый из учеников может раскрасить их по своему усмотрению, продемонстрировав личное видение истории.
В качестве примера продемонстрирую комикс по произведению Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (Alice in Wonderland) для обучающихся уровня Elementary (начальный). А также комикс про произведению Элвина Брукс Уайта «Стюарт Литтл» (Stuart Little) для обучающихся уровня Pre-Intermediate (продолжающие первого уровня).В работе со старшими школьниками также можно использовать комиксы. Однако произведения должны соответствовать возрасту учащихся и их интересам.
Работая с подростками, я в большей степени люблю использовать буктрейлеры.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.Подростки, привыкшие к кинотрейлерам, с интересом реагируют на такое видео и зажигаются интересом к представленному произведению.
Буктрейлер по произведению английской писательницы Шарлотты Бронте "Джейн Эйр".
В заключении можно сделать вывод, что привлечение школьников к чтению крайне важно и необходимо в условиях современного мира. В этом как бы парадоксально ни звучало, помогут те, из-за которых книга потеряла свою былую популярность, то есть современные гаджеты. Грамотно используя технологии современного мира детям можно привить интерес к старой доброй книге, пусть в некоторых случаях это будет и её электронная версия. Главное правило в работе с современными детьми – это быть с ними на одной волне. Взаимопонимание – ключ к успеху в любом начинании.
Использованные источники:
https://animedia-company.cz/what-happens-with-our-mind-while-reading-blog/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80
Панкова Татьяна Владимировна
Ирина
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина
Ирина Владимировна Казарцева
Ирина
Ганина Ольга Сергеевна
Ирина
владимирович
Ирина