12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Юлия Михайловна389
Творческий, коммуникабельный учитель!
Россия, Тверская обл., Бежецк

Статья на тему

«Повышение мотивации

у младших школьников с помощью игровой деятельности»

Автор: Васильева Юлия Михайловна

учитель начальных классов

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребёнок хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком, в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Эмоциональная сторона мотивации   вызывает  познавательный интерес ребенка, любопытство Формированию эмоционально положительного отношения к обучению способствует игра. 

С чем у нас ассоциируется детство? Каждый, без промедления, скажет – с играми. Игровая деятельность ребенка занимает все области его жизни. Почему же и в учебе не использовать игру? Игра всегда желанна для ребенка, поэтому легко способствует развитию мотивационных качеств: творческая активность, самоутверждение, настойчивость, организованность, инициативность, стремление к успеху и многое другое.

Игра прежде всего приносит чувство удовлетворения от процесса, мотивом является желание играть.

Именно игра стимулирует творческое мышление учащихся,  умение выражать собственное мнение, работать в команде,  искать и находить  решение поставленных задач.  Она выстраивает ситуацию, при которой ученик сам хочет научиться, здесь он находит практическое  применение своим знаниям, а это, в свою очередь, является важнейшим условием обучения, важнейшим условием повышения учебной мотивации.

Для того, чтобы игровая деятельность младшего школьника имела  рефлексивный характер, то есть способствовала  всестороннему развитию ребенка, она должна соответствовать следующим критериям:

-  в  любой игре обязательно должны быть правила;

-  игра должна быть партнерская, коллективная (групповая);

-  стратегия – важное условие развивающей игры;

- выиграть – главная цель игры (соревновательная игра или игра-достижение).

Игра является многофункциональной деятельностью, так как она состоит из многих действий,  приемов,  операций.

Основными её функциями являются: обучающая, познавательная, развивающая, воспитательная, исследовательская, коммуникативная,  контролирующая, диагностическая и  рефлексирующая функции.

Игровая деятельность является очень важной и нужной составляющей нормального развития взрослеющего ребенка. Это самая активная часть досуговой деятельности любого ребенка, обеспечивающая тесную связь с другими важными формами жизнедеятельности человека – познанием, трудом, общением.    Эта связь обеспечивается важными условиями: добровольностью, свободой, творческой активностью.  

Игра является важнейшим средством умственного и нравственного воспитания ребенка. Игра снимает неприятные для личности ребенка-школьника переживания.

Различают творческие игры и игры по правилам. Творческие игры опираются на воображение: это театральные игры, сюжетно-ролевые, строительные.

Игры по правилам – более универсальны, они затрагивают практически все виды УУД школьника: это дидактические игры, подвижные, игры-забавы и музыкальные игры.  

Существует  множество различных видов игр, но именно дидактические игры наиболее тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Педагог может использовать дидактическую игру в качестве одного из способов обучения учебным предметам в начальной школе.

Не стоит приучать детей к ежедневным играм. Необходимо чередовать уроки, насыщенные игровыми ситуациями с уроками, где игра является поощрением за выполненную работу, или для активизации внимания (весёлые шутки-минутки, игры-путешествия), либо для рефлексии полученных знаний. На своих уроках я  стараюсь как можно чаще использовать  игровые моменты. Приведу примеры некоторых из них.

На уроках математики игры должны носить познавательный характер, поэтому в первую очередь предлагается умственная задача, где для мыслительной деятельности должны быть использованы элементы сравнения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения.

Обучение математике не должно быть скучным занятием, оно должно начинаться с загадки, проблемы. Важно заинтересовать, удивить, обрадовать ребенка.  Изучение математики способствует развитию у ребенка речи, памяти, воображения; способствует формированию настойчивости, терпения, умения преодолевать трудности.

1.Угадайка.

Дидактическая цель. Закрепить знание состава чисел первого десятка.

Содержание. Учитель говорит, что задумал  2 числа, сложив их,  получил 5. Какие числа сложили? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4  и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. Для выполнения этой задачи заранее приготовлены карточки с цифрами.

2. Рыбалка.

Дидактическая цель. Формировать и закреплять навыки устного счета в 1-4 классах.

Оборудование. Рыбки-карточки с любыми математическими примерами.

Содержание. Играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Примеры написаны с обратной стороны рыбок.

Решил правильно - поймал рыбку. Кто больше наловит.

3. Домино.

Дидактическая цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Оборудование: Два  набора  цветных геометрических фигур. 

Содержание игры. У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Очень удобный вариант математических игр с использованием мяча. Здесь  педагог может включить фантазию и использовать  этот метод игры для любых целей: повторения, закрепления и пр. К примеру, повторение табличного умножения/деления на 5. Учитель бросает мячик ученику, при этом проговаривая пример 5*6. Ученик ловит мяч и говорит ответ. Данный вид игры может иметь форму как от учителя к ученику, так и от ученика к ученику.

На уроках русского языка использую следующие игры:

 Игра «Замени вопрос»

Дидактическая цель. Повторить падежные окончания имен существительных.

Оборудование: Интерактивная доска (обычная классная доска, или карточки)

Содержание игры. На доске – текст, из которого пропало слово «..». Изменяя по вопросам окончания в слове «…», вы получите интересный рассказ о «…». Например, слово «лось».

Текст:

 “Мне как-то раз довелось повстречать в лесу (кого?).... Ещё от дедушки знаю, что близко подходить (к кому?) к... опасно.  Я стал наблюдать (за кем?) за...  с осторожностью и увидел  много интересного (о ком?) о...”

Игра «У нас в гостях Незнайка»

Дидактическая цель. Проверить знания о пройденных орфограммах. Эта игра хороша тем, что может использоваться для закрепления любого учебного материала.

Оборудование: Интерактивная доска (обычная классная доска, или карточки), изображение (или игрушка) Незнайки.

Содержание игры. На доске – текст, в котором допущено много орфографических ошибок. Надо найти их и исправить.

«Ребята, к нам в гости зашел Незнайка. Он написал на доске для вас послание. Но наделал много ошибок. Давайте поможем Незнайке их исправить»

Текст:

 “Здраствуйте рибята!  Это я – незнайка! Я рад, что вы жывёте друшно. Я видел, что в школьном саду весят кармужки.  Мы с мальвиной и артемоном  тоже заботимся о прероди - пасадили биреску и дуп. Рад был с вами увидиться, досвиданья!»

Игры можно проводить на различных этапах урока и по разным предметам.

Игра «Угадай  произведение»

Дидактическая цель. Закрепить знания о пройденных произведениях.  

Оборудование: карточки с опорными словами (или картинками)

Содержание игры:  учитель на доске прикрепляет карточки с опорными словами (или картинки). Надо отгадать произведение и автора.

Шляпа, котёнок, картофель -  Носов «Живая шляпа»

Самовар, таракан, чашка, стол -  Чуковский «Федорино горе»

Игра «Третий лишний»

Дидактическая цель. Обобщение знаний о разделе.

Содержание игры:  учитель читает три слова, задача как можно быстрее определить лишнее слово и обосновать свой выбор (закличка, песня, стих). За правильный ответ ребята собирают баллы. Кто даст больше правильных ответов, получает звание знатока …. (к примеру, знаток «Устного народного творчества»).

Игра «Найди слова»

Дидактическая цель. Обобщение знаний о пройденных авторских произведениях.

Содержание игры:   Среди букв – слова,  надо найти названия произведений автора.

Пример:

Найди рассказы Н.Носова:

алоршахматыбррогуутасхвоствлбысчзамазкажсчмылогтелефонбвтрмсримзаплаткатывчимсткляксабюдлгорогурцыжшщыстживаяшляпаббрфантазёры

Игра «Добавь звено в цепочку»

Дидактическая цель. Закрепить знания по теме «Цепи питания», развивать воображение, сопоставлять свой жизненный опыт и знания с предложенной ситуацией.

Содержание игры: Ребята разбиваются на команды.  Они по очереди придумывают звенья в пищевой цепочке. Задача – придумать как можно больше цепей, начиная с растения. Выигрывает та команда, «цепочка» которой будет длиннее.

Пример: растение-кузнечик-мышка-змея-ястреб…..

Игра «Да-нет»

Дидактическая цель. Закрепить знания по теме «Разнообразие животного мира», развивать воображение, умение опираться на свои знания.

Содержание игры: Ребята разбиваются на две команды.   Каждая команда задумывает какое-либо животное. Задавая наводящие вопросы, характеризующие виды животных, получая ответы – «да» или «нет» от команды соперников, по очереди узнают по одной новой характеристике задуманного животного. Цель – как можно быстрее отгадать животное соперников.

Игра «Убери лишнего»

Дидактическая цель. Активизация логического мышления. Проверка знаний обучающихся о живой природе.

Содержание игры: Ребята играют в парах. Учитель раздает карточки парам. Задача из перечисленных животных одного вида найти лишнее.

Пример:

Заяц, волк, лиса, дятел, медведь.

Клест, синица, белка, воробей.

Кабан, лошадь, корова, свинья.

Волк, лиса, кабан, заяц (меняет окраску)….

(делают запасы на зиму), (питаются растениями), (всеядные), (звери) и пр…

В заключении хочу отметить, что повышение уровня учебной мотивации школьников достигается в совместном использовании  игровой деятельности с другими способами. Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации приведет к положительным результатам.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.