Статья «Повышение мотивации в обучении искусству школьников 5-9 классов с помощью современных технологий»
Е.В.Гилевич
Повышение мотивации в обучении искусству школьников 5-9 классов с помощью современных технологий
Аннотация: В статье раскрывается роль современных цифровых технологий в образовательном процессе и творческой деятельности школьников 5-9 классов. Автор подробно рассматривает систему открытых образовательных ресурсов, а также их применение в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры в школе.
Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы, цифровизация образования, компьютерная графика, технология, проектирование.
Сегодня доступ к высококачественному образованию является ключевым фактором устойчивого социально-экономического развития государства, стратегической задачей России. Современный этап развития образования связан с развитием различных образовательных технологий и общей цифровизации процесса обучения, но тем не менее, характеризуется снижением общего уровня мотивации в изучении общешкольных предметов и получении образования в целом. Не является исключением и такое направление, как искусство.
Использование высокой познавательной активности школьников 5-9 классов к информационным технологиям и использование открытых цифровых ресурсов позволяет учителю повышать уровень мотивации в изучении таких школьных предметов, как изобразительное искусство и мировая художественная культура.
Современный этап развития образования неразрывно связан с использованием цифровых материалов, которые доступны с помощью открытых лицензий для широкого круга пользователей, благодаря сети Интернет. Открытые образовательные ресурсы (ООР) обеспечивают стратегическую для государства возможность повысить уровень образования, а также содействовать обмену знаниями и развивать человеческий потенциал.
Использование открытых образовательных цифровых площадок и программ на уроках искусства позволяет приобщить школьников к работе с этими ресурсами, дает возможность ученикам получить знания, которые могут им понадобиться в будущем, а также развивать soft skills, так называемые «мягкие навыки». Это приобретённый надпрофессиональный опыт, которые может использоваться для дальнейшего развития в конкретной профессиональной отрасли и личном карьерном росте.
Основным источником открытых образовательных ресурсов на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры в общеобразовательной школе является сеть Интернет. Конечно, для продуктивной работы необходим широкополосный канал и стабильный сигнал сети, а также доступ к нему каждого из учеников. Современные технологии на базе Московской Электронной Школы позволяют проводить такие уроки с учащимися по системе “один к одному” (на одного ученика приходится один компьютер).
С какими площадками можно и нужно работать? Одна из основных платформ, которая включает не только поисковую систему, но и базу данных, основанную на принципах цифрового “облачного” мультимедиа-взаимодействия предоставляет компания Google (drive.google.com). Один аккаунт, привязанный к каждому из учеников, позволяет всем участникам образовательного процесса создавать и редактировать общие и личные цифровые файлы и документы. Это позволяет упростить доступ к созданию и редактированию общих файлов а так называемой “проектной работе”. Главное преимущество сервиса Google Диск это ускорение современных процессов цифрового делопроизводства. Подобные сервисы создаются и отечественными компаниями (Яндекс Диск, Облако Mail.ru), но они еще несовершенны и не полностью удобны в работе для пользователей, в частности школьников.
Огромной базой интереснейших уроков по рисунку и живописи является видеохостинг youtube.com. Главная проблема это, конечно, бессистемность и отсутствие методической схемы размещения таких уроков. Современный учитель может сегодня использовать как уже готовые видеоуроки и фрагменты, так и снимать и загружать свои, а также интерактивно взаимодействовать с участниками образовательного процесса.
Изучение пакета графических программ в режиме онлайн предоставляют такие сервисы как logomakr.com (векторная графика), sumopaint.com (растровая графика), SketchUp.com (3D-графика). В этих открытых программах, которые бесплатно доступны онлайн, легко создавать и обрабатывать различные виды цифровых изображений.
Особенно стоит отметить преимущество 3D-графики в формировании пространственного мышления, анализе архитектурных объектов, обучении линейной перспективе школьников 5-9 классов. На уроках мировой художественной культуры ученики, используя такие технологии, моделируя виртуальные 3D-объекты, гораздо легче разбираются в особенностях устройства египетских и древнегреческих храмов, создают виртуальные музеи. А уже на уроках изобразительного искусства эта компьютерная программа помогает разобраться в построении на рисунке точек схода перспективных сокращений натюрморта.
Часто в школах на используемых в образовательном процессе персональных компьютерах уже установлены подобные программы. Но государственные образовательные учреждения обязаны использовать только лицензионный контент, что сказывается на региональных и государственном бюджетах, откуда идет финансирование школ. Эти же открытые образовательные ресурсы полностью бесплатны, за редким исключением. Например, когда сайты и программы предлагают сохранить готовые графические данные в максимальном качестве за небольшую сумму денег, всегда предлагается бесплатный аналог сохранения в усредненном качестве, что на образовательный процесс никаким образом не влияет.
Современный процесс образования с каждым днем становится все больше погружен в процесс цифровизации, и уже не только уроки искусства могут становиться местом знакомства с открытыми цифровыми ресурсами и виртуальными графическими программами. Сегодня это могут быть уроки информатики, русского языка и литературы, биологии и химии, технологии и т.д.
Главным преимуществом этих цифровых ресурсов является их открытость, а это значит, что в скором времени появятся новые технологии и площадки, еще более современные и интересные.. Научные прогресс, использование современного оборудования и цифровизация, влияющие на образовательные процессы, в скором времени повлекут за собой развитие не только личных качеств человека, но и экономической мощи государства в целом.
Список использованной литературы
1. Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений. М.: Техносфера, 2006.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
3. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004.
Сведения об авторе: Евгений Гилевич - учитель МХК, информатики изобразительного искусства и черчения Государственной бюджетной образовательной организации Школа № 1133 города Москвы.
© Гилевич Е.В. 2019 г.