Статья на тему «Исследование мотивации у младших школьников»

1
0
Материал опубликован 18 December 2021

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бикчантаева Диана

Аннотация: статья посвящена исследованию мотивации у младших школьников. Рассмотрены виды мотивации и что такое мотивация в частности, исследовать учебную мотивацию по методике Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» и сделать анализ полученных результатов

Актуальность исследования мотивации у младших школьников обусловлена тем, что в настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год за годом растет объем различной информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что необходимость заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, усвоению знаний учащимися. Какими жe конкретно мотивами может и должна побуждаться учебная деятельность и как эти мотивы влияют на развитие самого ребенка. Эти вопросы на сегодняшний день являются актуальными и важными. Мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования [9,11].

Eсли удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. ведь мотив это не просто позиция ученика, посещающего школу у которого в приоритете только выполнение заданий от учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Учебно-познавательные мотивы, это мотивы, направленные не просто на приобретение различной информации o различных явлениях окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. A так как получение образования является непременным требование к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Объект исследования: мотивация для младших школьников.

Предмет исследования: мотивационная сфера для младших школьников.

Задачи исследования:

1)описать мотивационную сферу у младших школьников;

2)экспериментально проверить уровень учебной мотивации у младших школьников;

3)опираясь на полученные знания, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Теоретическая значимость заключается в проведении анализа научно психологической и методической литературы, в результате которой выделяются основные составляющие мотивации у младших школьников.

Практическая значимость: результаты проведенной диагностики позволяют выделить уровни мотивации у младших школьников.

Методы исследования: анализ литературы и тестирование.

Цель исследования: исследовать мотивацию младших школьников и рассмотреть методики диагностики уровня учебной мотивации у младших школьников.

Специалисты расходятся в своих мнениях о том, что такое мотивация. Одни считают, что это совокупность процессов, а для других совокупность мотивов определяет мотивацию.

Мотив – это мысли, чувства человека, стремления, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности [5,133].

В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена.

Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения [2,33].

Mотив кaк цель удовлетворения потребности. Распространенность этой тoчки зрения обусловлена, в первую очередь тем, что принятие цели в качестве мотива отвечает на вопрoсы «для чего» и «зачем» осуществляется действие, которое в дальнейшем уже объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека [3,12].

Mотив как удoвлетворенность. Удовлетворенность – это полoжительное эмоциональное состояние, которое выступает в качестве одного из факторов, влияющих на продолжение деятельности [4,17].

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся потребности, активность, мотивы, ситуативные факторы, направленность, стимулы, организованность, устойчивость, а так же способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [7,341].

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает непосредственно познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Принято считать, что именно этот возраст является периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов ребенка [10,21].

К широким социальным мотивам учения помимо статуса отличника и хорошего ученика относятся также ответственность, долг, необходимость получить образование и иметь престижную работу в будущем. Но если ради получения похвалы ребенок или высокой отметки, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание, то абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в ВУЗе всячески побуждать его к учебной работе не могут. Дети которые отлично проявляют свои таланты и способности в учебной деятельности, пользуясь совокупность различных мотивов, которые в свою очередь собрались в положительную мотивации, но так же здесь играет роль и социальных мотивов в создании прекрасно сформировавшийся личности.

Есть дети которые не сильны в учебной деятельности, для их сложно дают задания которые будут связанны с решение задач или построение предложений, они не настроены на то чтобы учится для того чтобы получать знания, для них это вынужденная мера. Но то, что им дается легко, предметы на которых не оценивают их уровень знаний, такие предметы как, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, труд и т.д. [8,19].

К концу дошкольного возраста ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Это проявляется в оценке, как собственного поведения так и поступков литературных персонажей, различные мульт персонажи [6,32].

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание правильно и хорошо, выполнить задание, получить нужный результат [1,54].

Для изучения уровня сформированности учебной мотивации у учащихся младшего школьного возраста было проведено исследование по одной их рассмотренных выше методик, а именно по методике Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы». В данном исследовании участвовало 10 учеников, из них 7 мальчиков и 3 девочки. В классе всегда преобладало хорошее настроение и, самое главное заинтересованность в учебном процессе. Они охотно согласились выполнить данный тест и были очень активны выполняя его.

Результаты проведенного исследования по уровню мотивации учащихся младшего школьного возраста представлены ниже в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки анализа мотивации

Уровень мотивации

Учащегося


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Высокий

14


20

19

17




20

18

Средний


12




13


11



Низкий







6





Диаграмма 1

t1639813754aa.png

Анализ результатов представленных в диаграмме 1 показал, что всего 10% (1 человек) имеет показатель низкого уровня мотивации. Такие учащиеся выберут пропустить занятия, нежели прийти в школу, сам процесс посещения школы им дается с большой неохотой. Подобные ученики чаще всего испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. На уроках часто занимаются посторонними делами, невнимательны и очень легко отвлекаются на посторонние раздражители. Это все говорит о том, что они находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школьной.

30% (3 человека) учащихся этого класса имеют уровень мотивации среднего значения. Подобный показатель по статистике имеет большинство участников начальных классов, которые успешно справляются с учебной деятельностью, даже если у таких детей познавательные мотивы развиты в меньшей степени. Таких учащихся больше привлекает внеучебные стороны, нежели сами уроки. Они прекрасно адаптированы в школе и отлично ладят с одноклассниками, для них общение с друзьями стоят немного выше образовательного процесса. Им нравится именно ощущение того, что они ученики. При ответах на вопросах проявляют заинтересованность и проявляли меньшую зависимость от каких-либо требований и норм.

И 60% (6 человек) показали максимально высокий уровень мотивации. Такой результат имею дети, которые отличаются наличием высоких познавательных мотивов, у которых успешнее проходит само стремление выполнять предъявляемые требования школой. Они так же стараются четко следовать инструкциям и всем указаниям учителя, ответственность и добросовестность у них в приоритете. Для них большой стресс, если у них неудовлетворительная оценка или получено замечание от педагога.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что необходимо продолжить работу по коррекции мотивации у младших школьников.





















Список использованной литературы

1.Аристова И.Л. «Общая психология. Мотивация, эмоции, воля» – М.: ДВГУ, Владивосток, 2003. – 104 с.

2.Асеев В.Г. «Мотивация поведения и формирование личности» – М.: Мысль, 1976. – 153 с.

3.Вилюнас В.К.«Психологические механизмы мотивации человека» – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.

4.Бодалев А.А. «Психология о личности» – М. МГУ, 2010.–.63с.

5.Божович Л.И.«Изучение мотивации поведения детей и подростков» Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной. – М , 2010.– 256с.

6.Бухвалов, В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества» Центр Педагогический поиск, 2009.– 211 с.

7.Выготский Л.С. Психология М.: ЭКСМО - Пресс «Мир психология»,2009. –1004с.

8.Габай Т.В. «Учебная деятельность и ее средства» М.: ИПП, 2011. – 214с.

9.Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. «Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников» Научно-методический электронный журнал Концепт ,2015.–124с

10.Доронова, Т.Н. и др. «Воспитание, образование и развитие детей в школе: методическое руководство» М.: Просвещение, 2010.–99с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.