Статья «Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель»
Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель.
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем педагога.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
В 2020 году в России усовершенствовано регулирование дистанционного обучения. Такая необходимость возникла из-за выявления пробелов в законе, когда потребовалось перейти на удаленное образование в связи с распространением коронавируса.
Поэтому был принят закон о дистанционном обучении в РФ.
В 2019-2020 учебном году решения о переходе на дистанционное обучение оформлялись рекомендациями и приказами Минобрнауки и Минпросвещения. Теперь официально закреплена возможность по введению «удаленки» из-за возникновения чрезвычайных ситуаций. С этой целью 08.06.2020г. был принят закон ФЗ-164. Его положения вступили в силу 19.06.2020г. в котором, прописаны нововведения, касающиеся дистанционного обучения.
В случае возникновения ЧС, угрозы ЧС в РФ или части РФ осуществляется переход на дистанционное обучение несмотря на ограничения, установленные Федеральными образовательными стандартами;
Удаленно может проводиться также итоговая аттестация по завершению освоения основных профессиональных образовательных программ;
Копии документов об образовании, полученных в электронном виде из-за возникновения ЧС или угроз ЧС в форме скана или фотографии, приравнивается по юридической силе к бумажному варианту. Они также дают доступ к образованию или профессиональной деятельности.
Дистанционное обучение предусмотрено в ст. 16 ФЗ-273 «Об образовании». При этом в законе уточняется, что это одна из форм ведения образовательной деятельности с использованием специального оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, а также и заранее подготовленных образовательных программ.
Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.
Врятли, какие- либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна, каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия), мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.
И, тем не менее, учреждения дополнительного образования, заинтересованные в том, чтобы успешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимо адаптироваться в тех условиях, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.
Каждый педагог, анализируя свои образовательные программы для внедрения дистанционного курса должен хорошо изучить содержание программы. Выделите темы, которые необходимо изучить, оценить насколько реально, выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.
Как педагогу дополнительного образования организовать дистанционный курс.
Составление рабочей программы дистанционного курса, т.е у каждого курса должно быть -
Содержание программы:
1.В основе программы дистанционного курса - учебная программа по очному курсу.
2. Перечень планируемых к формированию умений и компетенций учащегося по итогам завершения курса.
3. Составление заданий, нацеленных на отработку компетенций и измерение уровней их сформированности.
4. Разработка теории курса с учетом требуемой учащемуся информации для выполнения заданий.
- Входе обучения на дистанционном курсе учащийся должен не только знать, понимать, применять, но и анализировать, синтезировать, оценивать информацию.
- На этапе проектирования курса важно четко представить компетенции по всем этим группам умений и разработать такие задания, которые будут развивать именно эти умения.
- После подготовки заданий необходимо подобрать теорию (необходимый минимум, который будет нужен для выполнения заданий). Материал теории для курса должен быть изложен кратко, доступно, с примерами и наглядностью.
- Важно ориентировать учащегося на получение результата – образовательного продукта, который в итоге оценивается, и баллы, полученные за него, учитываются при общей аттестации по курсу.
Структура программы:
Модуль-это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.
Модуль программы может состоять из учебных единиц:
•Входной контроль.
•Теоретические материалы.
•Практические материалы.
•Самоконтроль.
•Мониторинг учебной деятельности.
В рабочей программе курса помимо модулей могут быть указаны следующие данные:
•Используемые методы обучения.
•Учебный график курса.
•Учебные и методические материалы.
•Необходимое оборудование.
•Программное обеспечение.
•Административная и техническая поддержка.
Учебно-тематический план дистанционного курса
Нужно грамотно перераспределить часы.
Перераспределение часов:
Очное обучение, которое включало в себя:
-лекции
-семинары
-практические занятия
Нужно заменить на дистанционное обучение
•работа по e-mail
•телеконференция
•форум
•работа с Интернет-ресурсами
•виртуальный класс (чат, видеоконференция)
Тенденции в разработке учебных ресурсов для ДО
Публикация дистанционного курса на сайте
Публикация дистанционного курса – это совместная работа разработчика (педагога) и программиста. При организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.)
Способы размещения дистанционного курса:
•облачные сервисы;
•сайты курсов и организаций;
•системы дистанционного обучения (СДО).
Перечень образовательных электронных ресурсов, предоставляющих возможность организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
-Discord (Бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, голосовой и текстовый чат).
• Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям).
• Zoom (Платформа для проведения онлайн-занятий. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску Наличие чата, в котором можно писать сообщения, передавать файлы).
• TrueConf (Программа для видеосвязи через интернет, которая поможет вам организовать встречу в формате видеоконференции до 120 участников).
• BigBlueButton (Бесплатная площадка для проведения вебинаров. Без ограничений по количеству пользователей, без ограничений по времени вебинаров (веб камера, презентации, показ экрана, онлайн чат).
• Cisco Webex (Платформа для видеосвязи. Облачный сервис для проведения конференций и совещаний онлайн с аудио, видеосвзяью и инструментами совместной работы над документами).
• и другие.
Платформы для онлайн обучения
-Stepik (Российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков).
• Moodle (Система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).
• Учи.Ру (В личном кабинете педагогу бесплатно доступен сервис «Виртуальный класс» для проведения индивидуального и группового онлайн-уроков с видео. Педагоги и ученики могут видеть и слышать друг друга, а также педагог может демонстрировать ученикам презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку).
• «ЯКласс» (Сервис довольно прост в использовании: педагог задаёт проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание; если ребенок допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями).
• Google Classroom (бесплатный сервис позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса. Создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся - все это можно делать в одном сервисе).
• и другие.
Правила публикации дистанционного курса в сети Интернет:
1.Деление учебного курса на модули и учебные единицы.
2.Система рубрикаторов, меню, простая навигация по сайту, немедленный доступ к любому элементу учебного материала.
3.Достаточность учебных материалов, привлекательный дизайн, ограниченность применения звуковых и анимационных эффектов.
4.Сайт курса должен быть технически ориентирован как на пользователей с высоким уровнем техники доступа в Интернет, так и на пользователей с менее хорошими техническими характеристиками (модемный Интернет).
Определение содержания и форм контроля знаний обучающихся дистанционного курса
Основная цель контроля в рамках обучения на курсе в ДО - выявление уровня сформированности компетенций обучаемых при создании ими образовательных продуктов.
Формы контроля в ДО:
•отчёты и рефераты;
•веб-квесты;
•телеконференции;
•проектная деятельность;
•тестирование.
Средства ИКТ для контроля в ДО: (ИКТ – информационно – коммуникационные технологии)
•асинхронные (электронная почта, форум, рассылки, социальные сети);
•синхронные (чаты, видеоконференции).
Виды вопросов в заданиях для самопроверки и в заданиях мониторинга в ДО:
–вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка;
–вопросы, требующие кратких ответов;
–вопросы, требующие развёрнутых письменных ответов–статьи, резюме, анализ;
-ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия, обучаемого в реальных жизненных ситуациях.
Помимо контроля педагога, нужно также организовать внутренний контроль в период дистанционного обучения для этого должен быть организован доступ руководителя или завуча к учебным курсам по идентификаторам или индивидуальным паролям, чтобы контролировать учебный процесс.