«Как различить звуки и буквы?»
Тема урока: «Как различить звуки и буквы?»
Цель урока: обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.
Ход урока:
Организационный момент. Ребята, садитесь.
(Включается аудиозапись различных звуков природы.) ЗАКРОЙТЕ Глазки.
- Что вы услышали? С помощью чего вы смогли это определить? А как вы думаете, для чего я вам включила эту запись?
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.
Выходим из дома— и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков ( шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?
В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о],[д], [м]— никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом).
С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один— меняется смысл целого слова: кот— ток, сила— лиса, аист— лист и т.д.
О чем мы будем говорить на уроке?
Чистописание - Сегодня на уроке мы будем работать над буквами п и т.
Словарная работа.
1.Картинный диктант.
Учитель показывает картинку, ученики записывают существительное в тетрадь.
Лес, птица, ручей, капуста, ежик, орех, юла.
— Подчеркните гласные буквы. Какие звуки они обозначают? Почему они так называются? ( Гласные не встречают на пути никаких преград.)
— Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?
— В каких словах звуков больше, чем букв.
— Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?
Самоопределение к деятельности.
Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились....(буквы).
Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем) Что такое буква? (Знак для обозначения звука).
Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о звуках и буквах. (слайд 5)
Работа по теме урока.
5. Проверка знаний по фонетике.
Опрос учащихся
Попробуем вспомнить звуки и буквы русского языка.
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв?
Назовите буквы, которые звуков не обозначают?
Сколько гласных звуков?
Назовите особенные гласные звуки?
Назовите парные?
Назовите всегда мягкие?
Назовите всегда твёрдые?
Молодцы, с заданием справились.
Работа в группах.
Перед учащимися лежат карточки для совместной работы.
ёжик
тётя
коньки
юла
семья
люстра
красивая
рысь
ель
юнга
цель
Задания.
Назовите и напишите те цифры, которые соответствуют словам:
где, звуков больше, чем букв _______________________
где звуков меньше, чем букв ______________________
где все согласные мягкие _______________________
односложные слова ______________________
с ударением на втором слоге ______________________
Проверка (слайд 7)
Отлично. У кого все правильно, поставьте «!», 1-2 ошибки «+», 3 и болеее «-»
7. Релаксация. (слайд 8)
8. Закрепление материала.
Самостоятельное чтение правила.
Что вы должны запомнить? Чего не должны делать?
Упр. 117 (с.79)
Что показывают квадратные скобки? (звуковую запись слова)
Всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи? (часто пишем не так, как слышим) Давайте это проверим в упр. 118
Чем интересна запись? (она в квадратных скобках)
Это звуковая запись слов которая называется транскрипция. Записывается транскрипция в квадратных скобках.
9. Итог урока. (слайд 11)
Что появилось раньше: звуки или буквы?
Карточка 4.
Укажите цифрой, сколько звуков в каждом слове,
Рот, утка, конь, шутка, мальчик, пень, столб, камень, коньки, собака.
Карточка 5,
Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Пеньки, лопата, угольки, сорока, пенал, журавль, тетрадь, ветер, грачи, щавель, снег.
VIII. Итог урока.
—Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
—Чем отличаются буквы от звуков?
—Какие бывают звуки?
—Чем они отличаются? ( Произношением, гласный звук образует слог.)
ПАРНАЯ
Задания.
Назовите и напишите те цифры, которые соответствуют словам:
1) где, звуков больше, чем букв _______________________
2) где звуков меньше, чем букв ______________________
3) где все согласные мягкие _______________________
4) односложные слова ______________________
5) с ударением на втором слоге ______________________
Раскрасьте варежки в цвет вашей работы на уроке.
Зелёный – всё получилось, тема мне понятна.
Желтый – были трудности в выполнении заданий,
тема понятна.
Красный – было сложно выполнять задания, тему
не понял.
Надежда Алексеевна Паршукова