12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна64
Россия

Учимся различать звуки Р – В

I.Этап различения звука В на слух.

Игра «Поиграй с волчонком»

Оборудование: картинка волчонка

Ход игры: волчонок спит, закрой ладошкой картинку.Он просыпается, когда слышит свою песенку ВВВ.Я буду называть разные звуки, слоги, слова.Услышишь песенку волчонка, подними руку,открой картинку.

Речевой материал (в случае затруднения узнавания звука ребенком, логопед делает голосовой акцент на различаемом звуке)

а) в т т в в к т в к к в в п в пп

в с с в в ш в х в в х в с

в в б г в в г в д д г

в з ж в в р в в з з р

б) ва та та та ва ва ка ка

вы бы гы ды вы вэ бэ

в) ваза кот вата суп Вася Валя вышка выход стена воды книга волны

волна вода небо крыша васильки высоко вуаль окно

диван подъезд машина одевать зовут доски повозка совок живот

II.Этап различения звука Р на слух.

Игра «Поиграй со щенком»

Проводится аналогично игре «Поиграй с волчонком»

Речевой материал

а) р к р р п р т р к т п с р р х ш р

б р р б д д р ж р р р р м р н л

б) ар ак ат ар ар ат ар ас ар ар ах аш ар ам ан ар ал

ра да ра ра жа за ка ра ра на ра ма ра ра ла

Если ребенок испытывает затруднения, то предлагаются задания со всеми гласными(э, о, у),с другими типами слогов.

в) мотор печка шар пир вода мука кучер

Если ребенок справляется с узнаванием звука в конце слова,то переходим к узнаванию звука в начале, середине слова, со стечением согласных.

ручка радость стена стул шутка робот рысь

карась мармелад куртка носки повязка книга Барбос

III.Этап дифференциации изолированных звуков Р-В на слух и в произношении

Игра «Научи Варвару разговаривать»

Оборудование: картинка девочки, артикуляционные символы языка, губ

Ход игры:малышка учится выговаривать звуки, давай ей поможем: когда произносим звук В –работают губки, когда мы рычим Р– работает язычок. Я буду проговаривать звуки, а ты выкладывай картинки языка или губ.

Речевой материал

р-в-р-р-в-р-в-р-в-р-в-в

t1618576413aa.pngt1618576413ab.pngt1618576413aa.pngt1618576413aa.pngt1618576413ab.pngt1618576413aa.pngt1618576413ab.pngt1618576413aa.pngt1618576413ab.pngt1618576413aa.pngt1618576413ab.pngt1618576413ab.png

После овладения навыком различения звуков Р-В на слух, ребенок различает звуки в произношении.

Задание:Помоги Варваре проговорить дорожку, произноси звуки вместо картинок

IY.Этап дифференциации звуков Р-В в слогах на слух и в произношении

Игра «Научи Варвару разговаривать»

Оборудование: картинка девочки, артикуляционные символы языка, губ

Ход игры:малышка научилась выговаривать звуки, но слоги у нее еще не получаются, помоги ей. Я буду проговаривать слоговые цепочки, а ты выкладывай картинки :на звук В – губы, на звук Р– язычок.

Речевой материал: варианты слоговых цепочек

Ра-ва ва-ра

ва-ва-ра ва-ра-ра ва-ра-ва

ра-ва-ва ра-ва-ра ра-ра-ва

Ребенок выкладывает соответствующие символы

t1618576413aa.pngt1618576413ab.png      t1618576413ab.pngt1618576413aa.png

t1618576413ab.pngt1618576413ab.pngt1618576413aa.png      t1618576413ab.pngt1618576413aa.pngt1618576413ab.png     t1618576413ab.pngt1618576413aa.pngt1618576413ab.png

t1618576413aa.pngt1618576413ab.pngt1618576413ab.png     t1618576413aa.pngt1618576413ab.pngt1618576413aa.png     t1618576413aa.pngt1618576413aa.pngt1618576413ab.png

Задание:проговари(пропой) цепочки слогов по схемам.

Аналогичная работа проводится с разными гласными и разными типами слогов.

Если ребенок успешно справляется с выкладыванием звуковых символов, то логопед предлагает ребенку только проговорить цепочки слогов разного типа и с разными гласными.

Игра «Варвара учит буквы»

Оборудование: карточки с 3пустыми клетками, буквы гласных.

Ход игры: Варвара готовится к школе. Буквы, обозначающие гласные звуки, она уже выучила.Давай их назовем и разложим в домики, клади в среднее окошко.Ей нужно запомнить буквы Р и В. Звук Р обозначается буквой Р, звук В- буквой В.Подружи эти буквы с гласными. Слушай слоги и выкладывай буквы.

Речевой мателиал: вар вор вур выр вэр; вра вры врэ вро вру, рва рвы рвэ рво рву

Ребенок выкладывает схемы, проговаривает их.

В

А

Р

В

О

Р

В

У

Р

В

Ы

Р

В

Э

Р

Аналогично проводится работа с другими типами слогов.

Усложнение игры: если ребенок умеет писать буквы , то он выполняет задание письменно.

V.Этап дифференциации звуков Р-В в словах на слух и в произношении

Игра «Варвара учится в школе»

Оборудование: буквы Р В

Ход игры: Варвара выучила не все буквы, не умеет еще читать слова .Помоги ей выложить знакомые буквы Р В в такой же последовательности, как она читала бы их в слове.

Речевой материал:ворота рукава врач ковры

Ребенок выкладывает буквы: ВР РВ ВР ВР

Игра «Подари картинки»

Оборудование: картинки на звук Р, картинки на звук В, картинки со звуками РВ в одном слове,две картинки с изображением девочки,1 картинка с изображением мальчика.

Ход игры:Варвара с Мартой и Володей не могут поделить картинки между собой.Давай им поможем. Марте отдадим картинки, в названии которых слышится звук Р, Володе –картинки со звуком В, а Варваре –картинки, в названии которых слышится звук Р и В одновременно.

VI.Этап дифференциации звуков Р-В в произношении в словосочетаниях, фразах, связных текстах .

Проводится с использованием речевого материала, лексико-грамматических упражнений (См. ниже).

Рекомендуемый речевой материал по дифференциации звуков Р-В

1.Слоги

Типы оппозиционных слогов

Цепочки слогов из двух,трех слогов

Ра-ва ва-ра

Ва-ва-ра ва-ра-ва ва-ра-ра

ра-ва-ва ра-ва-ра ра-ра-ва

ара-ава ура-ува ора-ова ыра-ыва эра-эва

пра-пва бра-бва

дра-два тра-тва

фра-фва вра-вва

кра-ква гра-гва

хра-хва

Аналогично с гласными:о у ы э

Слоги с 2-мя звуками в слове

Вар вор вур выр вэр

Рва рво рву рвы рвэ

Вра вро вру вры врэ

Авр овр увр ивр евр евр ювр

2.Слова

Равно, разрыв, раствор, разорвать;ровный, разговор, поровну, острова;рвать, рвануть, рваный, сервант, первый; Варвара, ворота, завтрак, квартира;вор, водопровод, договор, выдра;враг, врач, врать, ковры, ворс, овраг, второй, выкройка, здравствуйте, поздравления, правда, направо;проволока, карнавал, каравай, жаворонок, трамвай, квадратный, поворот, безрукавочка, консервы, шаровары, заварка, лавровый, Валера

4.Словосочетания

Проворная ворона, сырые дрова, ровные ворота, творожная ватрушка, оторванные рукава, первый поворот, ворсистые ковры, дворовый вор, ворчливая Варвара, рваный воротник.

Выдра в водоеме, дрова во дворе, ручей в овраге, вдвоем в квартире, поворот во двор, в первой квартире, вокруг ковра.

5.Фразы

У Варвары теплая безрукавочка.Валера загнал корову в ворота.Повара испекли квадратный торт. Володя не любит сыворотку из-под простокваши. Варвара и Володя рвут морковную ботву. Валера ест ватрушку. У рубашки разорвался рукав. У Ромы квартира на первом этаже. Во рву бежит ручей проворный.Повар кладет лавровый лист в борщ. В квартире четверо жильцов.

6.Чистоговорки

Ра-ва-ра – вкусный торт у повара

Ру-ву-ру –от нас спасибо повару

Ра-ва-ра – повар слышит комара

Ра-ва ра – мы спасаем повара

Ра-ва-ра – мы поймали комара

Вар-вар-вар – на столе самовар

Вар-вар-вар – закипел самовар

Вар-вар-вар – дай нам чаю, самовар

вор –вор - вор – убирают дети двор

Вры –вры –вры – из листвы лежат ковры

Рву-рву –вру – я засохший цвет сорву

Ров –ров-ров - не разводим мы костров

7.Связные тексты, загадки, пословицы, скороговорки, стихотворения

«Рома и рубаха»

Роман полез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Рома, что мама его отругает. Вернулся он домой и кинул рубаху под кровать. Скоро мама вернулась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала сына и сказала: «Я тебя, Рома, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!» Т.А. Ткаченко

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Построен дом без топоров и без углов.(Муравейник)

Варвара нарвала ромашек на клумбе,
И наврала, что не рвала.

Сковородка для жарки, а котелок – для варки.

На горе Арарат рвут Варвары виноград.

Проворонила ворона вороненка.

Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Паровоз, паровоз

Ты куда нас повез?

Хорошо прокати

И назад возврати.

Просит Воробей Ворону

вызвать Тигра к телефону.

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей .

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Вера в сквер вчера ходила

Вера веер уронила

Разыщите веер в сквере

И верните веер Вере.

Кто хочет разговаривать?

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Лексико-грамматические упражнения

1.Измени слово

Серый-сероватый,черный- ,красный- ,грубый- ,короткий- ,страшный- ,розовый- ,широкий-

2.Отгадай слово

Пар возит –,пар варит- ,кофе варить -, сок варить - , кашу варит- ,сам варит -

3.Назови части тела

У вороны – вороньи крылья, воронье крыло, воронье перо

У воробья -

4.Что делать – что сделать?

Рыть – вырыть, расти - ,Рвать -, рубить - , играть -выиграть

5.Сосчитай по порядку

Первая квартира, вторая квартира, третья квартира…

6.Один-много

Ров- рвы, ковер-, овраг- , квартира- ,разговор-, остров-, завтрак-, водопровод-

7.Скажи со словом «Два»

На материале слов упражнения 6.

8.Расскажи про всех

Я рву (рвал) ромашку (во вру) (во дворе)

Ты рвешь

Он рвет

Она рвет

Мы рвем

Вы рвете

Они рвут

Аналогично со словосочетанием – «проговаривать скороговорки», «я не вру – говорю правду».

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.